Премьера легендарного балета Петра Ильича Чайковского «Щелкунчик» прошла в 1892 году. Спектакль был создан выдающимися хореографами — Мариусом Петипа и его помощником Львом Ивановым — по мотивам сказки Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».
Реакция на премьеру оказалась противоречивой. Петербургские зрители не разделили восторгов: постановка не вызвала у них бурного восхищения. Критики, хоть и отметили достоинства музыкальной композиции, подвергли жёсткой критике сам балет и сценические костюмы.
Особой остроты добавили рецензии на исполнение Антониетты Дель‑Эра, которая танцевала «Танец феи Драже» (феи Сладостей): рецензенты не стеснялись называть артистку «толстушкой». В итоге премьера не стала триумфом, а сам Чайковский не мог предвидеть будущую мировую славу своего творения.
Спустя столетие ситуация кардинально изменилась. «Щелкунчик» прочно вошёл в культурную традицию как самый любимый балет зимнего сезона, превратившись в неотъемлемый элемент рождественских праздников по всему миру.
Ключевую роль в этом преображении сыграл русско‑американский хореограф Джордж Баланчин (Георгий Мелитонович Баланчивадзе), чьи новаторские идеи придали спектаклю новое звучание. Его полнометражная версия «Щелкунчика» впервые была представлена в 1954 году и мгновенно завоевала статус хита на нью‑йоркской сцене. С тех пор декабрь в Америке немыслим без пышного, завораживающего и по‑настоящему праздничного «Щелкунчика» в постановке Баланчина.
В преддверии праздничных дней мы приглашаем вас окунуться в атмосферу волшебства и взглянуть на коллекцию ретрофотографий, запечатлевших полвека удивительной истории знаменитого балета «Щелкунчик».