Казалось бы, за десяток посещений Государственного исторического музея постоянную экспозицию изучил «от» и «до». Чего туда еще ходить? Ответ: выставки. Да, периодически открываемые и обновляемые выставки придают повторным посещениям музея смысл.
До лета 2026 года в зале №36 (это на самом верху, и какой вид из окна на Красную площадь) работает выставка «Николай I. Идеальный самодержец». Здесь я не буду рассуждать о личности Николая Павловича или о его правлении. Пробегусь коротенько по выставке.
Прежде всего, экспонаты. Их около 260, свезенных из различных музеев. И распределены они по семи небольшим залам, на которые перегородками разделен зал №36. Хронологически-тематическое деление:
- 1. Детство и юность
- 2. Вступление на престол. Драма 14 декабря
- 3. Императорская семья
- 4. В заботах о государстве
- 5-6. Армия. Войны
- 7. Смерть императора
Детство. Оно определялось тем, что Николай был девятым ребенком в семье. Младше него был только Михаил. Александр и Константин были значительно старше. Потому детство Николая проходило вместе с Михаилом.
Они и учились вместе у одних учителей на одних уроках. И в экспозиции представлена учебная тетрадь Николая (1806-1807 годов).
Конечно, полистать или подробно рассмотреть ее нельзя. Приходится верить историкам на слово, что обучение велось вполне серьезно, на высоком по тем временам уровне.
Есть тут и чертежи великого князя – он всё-таки был неплохим инженером – и его рисунки «просто так, от нечего делать» – цари тоже люди.
Экспозиция «Драма 14 декабря» открывается константиновским рублем. Одна из самых редких российских монет. Как известно, по общему представлению и по закону наследовать Александру I должен был его брат Константин. Однако тот давно уж отказался. Следующим наследником и шел Николай.
Междуцарствие длилось три с половиной недели. Министр финансов Канкрин за этот срок успел отдать распоряжение о чеканке рублей с профилем и именем Константина.
После восшествия на престол Николая все материалы, связанные с чеканкой неправильного рубля, были изъяты. Сегодня в музеях имеется всего два константиновских рубля. И один из них в ГИМе. Второй, к слову сказать, в Эрмитаже.
Что до экспонатов, касающихся восшествия на престол и восстания, то они сводятся к картинам (декабристское восстание) и к трону императора. Ах да, еще текст присяги.
Третье – семья. Семья начинается с супруги, которую Николай, по распоряжению брата, приискал себе в Германии. Александра Фёдоровна представлена на портрете в наряде а-ля рюс.
У Павла и Марии Федоровны родилось 10 детей. Николай I немного уступил отцу – семеро. Кстати, вот они-то, его сыновья, в основном и расплодили великих князей, количество коих к царствованию Николая II стало исчисляться десятками.
Мы здесь имеем портреты детей Николая и Александры, бытовые зарисовки из их личной жизни.
Раздел «В заботах о государстве» относительно обширен и начинается с полного собрания законов Российской империи – несколько десятков толстенных книг. И ведь развозили эту «библиотеку» по всем ведомствам, чтобы все могли заглянуть в законы от времен Алексея Михайловича.
Они, эти издания, кстати, оцифрованы и представлены на сайте НЭБ. Я, признаться, иногда туда заглядываю, чтобы что-нибудь процитировать поточнее.
Впервые гимн «Боже, царя храни» прозвучал при Николае I. Тут его можно послушать. Берете ушко со стены и слушаете.
Что еще у нас николаевская эпоха? Много чего. Например, строительство железных дорог. Начиная с Царскосельской (макет первого состава прилагается) и до байки о Николаевской дороге и пальце царя, якобы определившем отклонение от прямой линии (да, это байка, отклонение появилось уже после смерти Николая I).
Очень бы хотелось побольше об «Армии» и «Войне». Но, если честно, этому и так посвящены большие куски постоянной экспозиции. Чего уж там. Так что смотрим пушку, ружье да картину о затоплении кораблей Черноморского флота.
Мне самым любопытным (кроме вида из окна на Красную площадь) показался «Вид с воздушного шара аэростата на театр войны на Крымском полуострове». Вид, конечно, вымышленный, но зато объемный.
Ну и наконец… конец. «Смерть императора»
Как там его приложил Тютчев: «Не Богу ты служил и не России…» Жестко, даже несправедливо.
Здесь самые любопытные экспонаты – посмертная маска Николая I и его кровать. Рядом размещена гравюра с видом кабинета царя. Там эта самая кровать и стояла. Смотришь – раскладушка раскладушкой, без царских перин.
Эх, а вы, Федор Иванович, говорите «Служил лишь суете своей».