Найти в Дзене
Smart Babylonia with Olga

Самые богатые люди Вавилона - кто они? История семьи Эгиби

Сегодня я расскажу вам про семью Эгиби, клан предпринимателей из Вавилона. Их семейный архив - один из известнейших частных архивов нововавилонского периода (на фото ниже горшки, в которых архив хранился). Эгиби - пример того, как можно было разбогатеть и прославиться в Вавилоне 1 тыс. до н.э. Когда стала популярной книга "Самый богатый человек Вавилона" Джорджа Клейсона, я была уверена, что это книга про Эгиби (но нет, это просто книга по финансовой грамотности, имеющая не очень большое отношение к реальному Вавилону, я о ней писала здесь). А Эгиби действительно на протяжении пяти поколений были самыми богатыми людьми Вавилона. Вавилон при царях Набопаласаре (626-605 гг. до н.э.) и Навуходоносоре II (605-562 гг. до н.э.), которые положили конец ассирийскому владычеству над южным и центральным Междуречьем, был городом больших возможностей. Вавилонские цари вели в столице активные строительные работы, где всегда была нужна рабочая сила, сюда приезжали купцы и ремесленники, город рос с н

Сегодня я расскажу вам про семью Эгиби, клан предпринимателей из Вавилона. Их семейный архив - один из известнейших частных архивов нововавилонского периода (на фото ниже горшки, в которых архив хранился). Эгиби - пример того, как можно было разбогатеть и прославиться в Вавилоне 1 тыс. до н.э.

Когда стала популярной книга "Самый богатый человек Вавилона" Джорджа Клейсона, я была уверена, что это книга про Эгиби (но нет, это просто книга по финансовой грамотности, имеющая не очень большое отношение к реальному Вавилону, я о ней писала здесь). А Эгиби действительно на протяжении пяти поколений были самыми богатыми людьми Вавилона.

Вавилон при царях Набопаласаре (626-605 гг. до н.э.) и Навуходоносоре II (605-562 гг. до н.э.), которые положили конец ассирийскому владычеству над южным и центральным Междуречьем, был городом больших возможностей. Вавилонские цари вели в столице активные строительные работы, где всегда была нужна рабочая сила, сюда приезжали купцы и ремесленники, город рос с невероятной скоростью. Коренные жители могли бы жаловаться, что Вавилон не резиновый, но резину тогда ещё не открыли, так что они просто говорили, что даже при Хаммурапи такой многонациональной ситуации в городе не было.

Реконструкция Вавилона 1 тыс. до н.э.
Реконструкция Вавилона 1 тыс. до н.э.

Тем не менее многие жители города увидели в растущем Вавилоне возможность разбогатеть. Ведь приезжим, оторвавшимся от своих семейных огородов, надо было где-то жить и что-то есть. Так вот поставками продовольствия из деревни в город и занялись Эгиби. Эгиби - это фамилия, точнее имя предка, к которому члены семьи возводили свой род.

Их деятельность и повседневная жизнь сохранилась на 1800 клинописных табличках, которые показывают семью от времен правления Навуходоносора II (605-562 до н.э.) до 484 г. до н.э., начала правления персидского царя Ксеркса. Полтора века - довольно большой промежуток времени, учитывая что за этот период три раза сменялась правящая вавилонская династия, а потом ещё Вавилонию захватили персы Ахемениды. То есть Эгиби пережили три смены власти, оставаясь при этом одной из богатейших семей Вавилона.

-3

Так как же они разбогатели? Когда началось масштабное строительство в Вавилоне и в город стали приезжать рабочие и торговцы, первый известный нам представитель семьи по имени Шулайя вписался в так называемое предприятие harrānu (буквально слово переводится с аккадского как "дорога", но речь о другом). Он находит инвестора, который спонсирует закупку и перевозку продуктов из сельской местности в столицу, а Шалайя организовывает все перемещения: договаривается с фермерами, с вавилонскими складами, сборщиками налогов и администрацией. То есть он выступают как посредник. После удачной реализации продуктов он получает половину прибыли.

Но главное, что занимаясь посредничеством он налаживает горизонтальные связи с главными людьми города, с которыми знакомит своего сына Набу-аххе-иддина ("Набу дал сына"). Набу-аххе-иддин уже не только занимается семейным бизнесом, но обучается на писца и становится одним из вавилонских судей, почетная должность, которую обычно занимали выходцы из городской элиты (коммерсанты к городской элите обычно не принадлежали).

Любопытно, что среди документов семейного архива сохранились тексты, касающиеся судебных разбирательств, в которых принимал участие Набу-аххе-иддин. Так им мы понимаем, что городские судьи – а это был совет из нескольких человек (от трех до восьми) – занимались в основном делами, касающимися имущественных споров, долгов и телесных повреждений. При более серьезных проблемах, типа убийств или дел о государственной измене, на заседаниях присутствовал градоначальник или даже царь.

Представление о Вавилоне 1 тыс. до н.э. на гравюре XVII в.
Представление о Вавилоне 1 тыс. до н.э. на гравюре XVII в.

Постепенно у семьи Эгиби копится богатство и связи. Так, начиная с небольших коммерческих операций семья Эгиби знакомится с царской семьей уже во время правления Навуходоносора II (605-562 до н.э.). Ловкость и деловая хватка Эгиби не остаются незамеченными: Набу-аххе-иддину доверяют заниматься финансовыми операциями, связанными с землями зятя царя Наргал-шар-уцура. Он с радостью за это берется. Как чувствовал, что Нергал-шар-уцур станет следующим вавилонским царем, сместившим сына Навуходоносора II.

Эгиби продолжат управлять царскими землями, когда после смены власти они переходят к сыну Набонида Бель-шар-уцуру и потом к сыну персидского царя Кира II – Камбису.

Стела с изображением вавилонского царя Набонида (556-539 до н.э.)
Стела с изображением вавилонского царя Набонида (556-539 до н.э.)

С персидской властью взаимодействует уже представитель третьего поколения семьи по имени Итти-Мардук-балату ("Его жизнь с Мардуком"). Он приложил немалые усилия, чтобы сохранить семейный бизнес и положение при дворе, ведь огромная часть семейных дел зависела от сотрудничества с царской администрацией. Из клинописных текстов мы знаем, что Итти-Мардук-балату регулярно ездит в Персию, в Сузы в составе делегации вавилонских предпринимателей, чтобы заручиться поддержкой новой власти.

Семейное имущество между тем множится. К четвертому известному нам поколению, которое представляет Мардук-нацир-апли ("Мардук защищает наследника"), семья уже владеет шестнадцатью домами в Вавилоне и Борсиппе, сотней рабов и десятками гектаров земли.

Один их документов архива, касающийся покупки раба. © Metropolitan Museum of Art
Один их документов архива, касающийся покупки раба. © Metropolitan Museum of Art

Пятое поколение в архивах представлено сыном Мардук-нацир-апли по имени Нидинти-Бел ("Подарок Бела"). Нидинти-Бел берет на себя бизнес после смерти своего отца в конце правления персидского царя Дария I (521-486 гг. до н.э.). Документов о его жизни мало – он видимо провел инветнаризацию своих табличек (то есть отделил выжные от неважных), а когда в 484 г. до н.э. покидал Вавилон после репрессий царя Ксеркса, забрал с собой тексты важные для него. Отложенные же им тектсы, тщательно сложенные в глиянные горшки, пережили тысячелетия и стали известны нам.

Такая вот интересная семейная история. Самое увлекательное в ней, на мой взгляд, заключается в том, что благодаря оставленным Нидинти-Белом клинописным текстам мы знаем подробности жизни простых (конечно, не очень простых, но тем не менее) людей, таких как вавилонские предприниматели Эгиби.