Найти в Дзене
МОЁ! Online. Воронеж

Как воронежский художник-график создал образ Конька-Горбунка

Вспоминаем о Владимире Преснякове вместе с его учениками В этом году Воронеж отметил негромкую дату — 100 лет со дня рождения художника-графика, педагога, заслуженного художника РСФСР Владимира Преснякова. К сожалению, бывает так — пока человек жив, он вроде как и не слишком заметен, несмотря на многочисленные достоинства. А стоит ему уйти, как окружающие говорят вслед столько тёплых слов, что не сомневаешься — услышь он всё это при жизни, возможно, был бы среди нас ещё много лет... Но к художнику Преснякову это относится в меньшей степени. Он прожил, дай бог каждому, 93 года, многое успев за это время. Родился будущий художник в Лисках 4 марта 1925 года. Окончил Воронежский архи­тек­турно-строительный техникум, факультет ху­до­же­ст­вен­но-технического оформления книжной продукции Московского полиграфического института. Участвовал в областных и всесоюзных выставках, с 1978 года — преподаватель Воронежского художественного училища. Работал в области печатной графики (в технике карандаш
Оглавление
   Фото: undefined
Фото: undefined

Вспоминаем о Владимире Преснякове вместе с его учениками

В этом году Воронеж отметил негромкую дату — 100 лет со дня рождения художника-графика, педагога, заслуженного художника РСФСР Владимира Преснякова. К сожалению, бывает так — пока человек жив, он вроде как и не слишком заметен, несмотря на многочисленные достоинства. А стоит ему уйти, как окружающие говорят вслед столько тёплых слов, что не сомневаешься — услышь он всё это при жизни, возможно, был бы среди нас ещё много лет...

Но к художнику Преснякову это относится в меньшей степени. Он прожил, дай бог каждому, 93 года, многое успев за это время.

«Женщины от его красоты падали в обморок»

Родился будущий художник в Лисках 4 марта 1925 года. Окончил Воронежский архи­тек­турно-строительный техникум, факультет ху­до­же­ст­вен­но-технического оформления книжной продукции Московского полиграфического института. Участвовал в областных и всесоюзных выставках, с 1978 года — преподаватель Воронежского художественного училища. Работал в области печатной графики (в технике карандашного и перового рисунка, акварели, пастели, офорта, гравюры на дереве, линогравюры, литографии).

Автор серии линогравюр «Воронеж», «Сказки русских писателей», «Отчий край», «Времена года», офортов «Русские старинные песни».

Для Центрально-Чер­но­зём­ного книжного издательства выполнил иллюстрации к книгам Петра Ершова «Конёк-Гор­бу­нок». Иллюстрировал книги Алексея Кольцова, Ивана Никитина, Ивана Бунина, а также писателей-современников — Владимира Гоpдейчева, Владимира Кораблинова, Анны Корольковой, Юрия Гончаpова, Николая Коноплина, Ивана Сидельникова.
Работы Преснякова представлены в Государственном Русском музее, Воронежском областном художественном музее имени И.Н. Крамского.

Но хватит официоза. О мэтре воронежского художественного цеха лучше всего расскажут его ученики.

    Валентина Сумина
Валентина Сумина

Фото:

   Владимир Пресняков в молодости
Владимир Пресняков в молодости

— Владимир Алексеевич был разносторонним человеком, — отмечает член Союза художников СССР с 1975 года, ху­­дож­ник-график, участница всесоюзных, всероссийских, международных выставок Валентина Сумина. — Он брался за многое, и всё у него получалось. Наверное, не найдётся ни одного человека, который сказал бы о нём что-то плохое (даже в мире творческих людей, где отношения всегда непростые). По духу это был аристократ. От него невозможно было услышать грубого слова, он никогда не участвовал ни в каких разборках. Для моего учителя на первом месте всегда была возможность творчества! Нам, молодым, он всегда напоминал три важнейшие заповеди художника. Не делать штучные работы — лучше серии, в них больше возможности высказаться. Вторая — о том, что жизнь проходит быстро и надо много работать, чтобы успеть за ней. И третья — никогда не празднуй победу заранее, даже если ты уверен, что сотворил что-то гениальное, подожди, дай высказаться окружающим об этом.

В облике Владимира Алексеевича была какая-то восточная красота, от которой — мне всерьёз рассказывали об этом! — некоторые женщины буквально падали в обморок...

    По воспоминаниям учеников Преснякова, он очень любил рисовать лошадей (из серии «Русские старинные песни», 1985 г.)
По воспоминаниям учеников Преснякова, он очень любил рисовать лошадей (из серии «Русские старинные песни», 1985 г.)

Фото:

«Любил поговорить про внеземные цивилизации»

А вот каким запомнил своего учителя другой воронежский ху­дож­ник-график Валерий Семёнов — член Союза художников России, участник многочисленных региональных и всероссийских выставок, работы которого находятся в музеях и частных коллекциях России, Украины, Ирландии, Франции, США, Китая, Германии, Италии:

— В 1974 году я учился на ху­до­­жест­венно-офор­ми­тель­ском отделении при музучилище. Одним из моих первых педагогов был Владимир Пресняков, преподававший нам рисунок — базовый предмет, основу всего. Потом уже под его руководством мы знакомились с линогравюрой и офортом, в чём он был настоящим докой. Пресняков был частым гостем в Доме творчества художников «Челюскинская дача» недалеко от Мытищ, он общался с коллегами со всего СССР.

Для нас, молодых, было почётно, что нас учит именно Пресняков. Первоначально по своему предмету он мне ставил оценки «пять с минусом», но обидно не было. «Минус» был тем резервом, куда нужно было расти, педагог показывал, что он рассчитывает на это.

В основном с Пресняковым мы ездили на пленэр чаще всего под Рамонь, в село Берёзово. Там около месяца писали этюды — в то время я много работал тушью и пером, как и сам Пресняков. На старших курсах я попал к другим преподавателям, а до того постоянно находился рядом с Владимиром Алексеевичем. Мы дружили, несмотря на 25-летнюю разницу в возрасте.

Пресняков был человеком редкой простоты и доброжелательности. Несмотря на все свои регалии, он всегда общался на равных. Он любил поговорить про космос, про внеземные цивилизации, это был человек широкого кругозора, его интересовало очень многое. У него было много работ, связанных с природой. Он родился в Лисках, на берегу Дона. Дон, луга, берёзы — тема природы родного края засела в нём ещё с детства. У его племянника была дача в селе Духовом Подгоренского района, тоже на Дону, куда он часто ездил на этюды.

-5

Фото:

К концу жизни почти полностью ослеп

— Пресняков вообще тяготел к графике, а живопись у него была на втором плане, ею он всерьёз занялся уже в конце жизни, как и скульптурой (лепил на военную тему, а ещё — своих родителей, художника Крамского), — продолжает Валерий Семёнов. — Про судьбу пресняковских скульптур ничего сказать не могу — где выставлялись, где находятся теперь...
Владимир Алексеевич рассказывал мне о том, что, когда ещё жил в Лисках, отправлял свои работы в Воронеж на конкурсы и его заметила преподаватель живописи Нина Каппер, которая пригласила юношу в 1940-м поступать в воронежское художественное училище (техникум) имени Николая Ге. Экзамены у Преснякова принимал сам Александр Бучкури, ставший потом его преподавателем.

    Владимир Пресняков был и неплохим скульптором
Владимир Пресняков был и неплохим скульптором

Фото:

-7

Фото:

Я общался с Пресняковым до конца его жизни, проведывал его, когда Владимир Алексеевич был уже почти полностью слепым. Он всегда находился в здравом уме и был готов общаться. А незадолго до своей смерти он попросил меня разыскать могилы двух своих старших братьев, Ивана и Михаила, которые были лётчиками во время войны и оба пропали без вести. И незадолго до его смерти я сообщил своему учителю, где именно были похоронены его братья и как они погибли...

Продолжение этой истории читайте на следующей неделе на портале «МОЁ!».