Найти в Дзене
AutoHS - история автомобилей

«Смертельный дизайн»: как Audi TT едва не сгубила своих создателей

Середина 1990-х годов прошлого века стала настоящим ренессансом сегмента компактных спортивных машин. Именно тогда немецкий автопром решил, что пора вернуть людям радость вождения автомобиля с открытым верхом. Первыми тренд задали в Мюнхене и Штутгарте: BMW выкатила родстер Z3, умело сыграв на ностальгии и образе Джеймса Бонда, а Mercedes-Benz поразил публику технологичным SLK, щеголявшим жесткой складной крышей. Оба конкурента опирались на классическую заднеприводную компоновку, что считалось правилом хорошего тона в данном сегменте. На этом фоне позиции концерна Volkswagen, куда входила фирма Audi, выглядели шаткими: в их арсенале были лишь массовые переднеприводные модели. Казалось, Ингольштадт безнадежно опоздал. Пока конкуренты делили рынок, Audi демонстрировала лишь концепт-кары. Однако именно эта задержка в итоге помогла немцам создать Audi TT - бескомпромиссный спорткар с характером, напоминающим грозные довоенные болиды Auto Union. Имя для модели выбрали неслучайно. Аббревиату

Середина 1990-х годов прошлого века стала настоящим ренессансом сегмента компактных спортивных машин. Именно тогда немецкий автопром решил, что пора вернуть людям радость вождения автомобиля с открытым верхом. Первыми тренд задали в Мюнхене и Штутгарте: BMW выкатила родстер Z3, умело сыграв на ностальгии и образе Джеймса Бонда, а Mercedes-Benz поразил публику технологичным SLK, щеголявшим жесткой складной крышей.

Автором дизайна ТТ выступил Томас Фримен из калифорнийского дизайн-центра Volkswagen
Автором дизайна ТТ выступил Томас Фримен из калифорнийского дизайн-центра Volkswagen

Оба конкурента опирались на классическую заднеприводную компоновку, что считалось правилом хорошего тона в данном сегменте. На этом фоне позиции концерна Volkswagen, куда входила фирма Audi, выглядели шаткими: в их арсенале были лишь массовые переднеприводные модели. Казалось, Ингольштадт безнадежно опоздал. Пока конкуренты делили рынок, Audi демонстрировала лишь концепт-кары. Однако именно эта задержка в итоге помогла немцам создать Audi TT - бескомпромиссный спорткар с характером, напоминающим грозные довоенные болиды Auto Union.

Имя для модели выбрали неслучайно. Аббревиатура ТТ отсылала к легендарной мотогонке Tourist Trophy, которая проводилась в Британии с начала ХХ века. Какая связь с немецкой фирмой? Самая прямая. Компания NSU, которая позже вошла в состав Audi, дебютировала на этих состязаниях в 1907 году. Пилот Мартин Гейгер тогда занял пятое место и чудом остался жив. В 1950-е годы гонщики на мотоциклах NSU дважды брали первенство, а в 1965 году NSU, в честь этого знаменательного события, выпустила спортивную версию седана Prinz с индексом 1000 TT.

Ауди ТТ отличалась радикальным и минималистичным дизайном. Интересно, что Томас Фримен был категорически против установки спойлера, так-как тот противоречил «чистой» эстетике Баухаус, в которой дизайнер выполнил автомобиль
Ауди ТТ отличалась радикальным и минималистичным дизайном. Интересно, что Томас Фримен был категорически против установки спойлера, так-как тот противоречил «чистой» эстетике Баухаус, в которой дизайнер выполнил автомобиль

Серийный дебют Ауди ТТ, состоявшийся осенью 1998 года, оказался неожиданно громким. Автомобиль, практически не отличавшийся от ранее представленного концепта, выглядел как пришелец из будущего и имел округлые очертания, огромные циркульные арки и минимальный декор.

Технически первое поколение (Mk1) базировалось на платформе PQ34, позаимствованной у Volkswagen Golf IV. Поначалу скептики называли новинку «Гольфом в спортивном костюме», но уже первые тесты показали, что специалисты Ауди сумели создать весьма необычный и приятный в управлении автомобиль. Журналисты отмечали, что даже базовая версия с 1,8-литровым турбомотором мощностью 180 л.с. ехала неожиданно быстро: до 100 км/ч машина разгонялась всего за 7,5 сек., а ее максимальная скорость составляла 230 км/ч. Кроме того, за счет отлично настроенного шасси Audi TT демонстрировала прекрасную устойчивость в скоростных поворотах. Вскоре в линейке появились более серьезные модификации: 225-сильный вариант с полным приводом quattro, а немного позднее - модификация с атмосферным VR6 на 3,2 л мощностью 250 л.с.

Небольшой полиуретановый спойлер втрое увеличил прижимную силу на задних коелесах и избавил Ауди ТТ от проблем с управляемостью
Небольшой полиуретановый спойлер втрое увеличил прижимную силу на задних коелесах и избавил Ауди ТТ от проблем с управляемостью

В Ингольштадте уже были готовы открывать шампанское, однако после начала продаж начали поступать тревожные сводки с немецких автобанов. Audi TT попадали в серьезные аварии при специфических условиях: на автобанах, во время маневров на скоростях свыше 170 км/ч. Кульминацией стала гибель профессионального гонщика Петера Хоммеля, чей TT Roadster потерял устойчивость на скорости 200 км/ч и вылетел с дороги.

Хотя общее количество подобных инцидентов не превысило и трех десятков на 40 тыс. проданных машин, немцы провели расследование, в ходе которого выяснилось: из-за специфической аэродинамики все ТТ имели недостаточную прижимную силу на задней оси, что могло привести к потере устойчивости на высоких скоростях, особенно во время резких перестроений или торможений. Решением стал небольшой спойлер на корме, который втрое увеличил прижимную силу. Дополнительно инженеры доработали передние рычаги подвески, установили более жесткие амортизаторы, увеличили передний стабилизатор поперечной устойчивости, а также внедрили систему ESP с возможностью отключения.

В 1999 году на производство поступил открытый вариант в кузове родстер
В 1999 году на производство поступил открытый вариант в кузове родстер

Репутация Ауди была спасена, и вскоре ТТ стала одним из лидеров своего сегмента. За семь лет своих покупателей нашли 270 тыс. машин. Невероятный успех для нишевого спортивного автомобиля. В 2005 году на производство поступила модель второго поколения, которая перевоплотилась в серьезный спортивный автомобиль и закрепила успех. Впрочем, об этой модели поговорим в другой раз.

Если понравился материал, поддержите его лайком 👍 и комментарием. Спасибо!

Красочная рекламная брошюра Pontiac Fiero в моем телеграм!

Читайте также: