Найти в Дзене
Вехи истории

Русская Ривьера.

Ещё в дореволюционный период Крымский полуостров привлекал жителей Российской империи огромной концентрацией природных и историко-культурных достопримечательностей, тёплым морем, вечнозелёной растительностью, живописными горами, южными фруктами, виноградом, блюдами крымскотатарской, греческой, караимской кухонь.
Со временем русская Ривьера, как тогда называли крымское побережье, стала одним из

Ещё в дореволюционный период Крымский полуостров привлекал жителей Российской империи огромной концентрацией природных и историко-культурных достопримечательностей, тёплым морем, вечнозелёной растительностью, живописными горами, южными фруктами, виноградом, блюдами крымскотатарской, греческой, караимской кухонь.

Со временем русская Ривьера, как тогда называли крымское побережье, стала одним из самых популярных направлений для путешествий с лечебными, оздоровительными, познавательными, развлекательными целями.

После того как в 60-е годы 19 века Южный берег Крыма стал местом отдыха представителей императорской династии Романовых, за августейшими особами на полуостров потянулись российская знать, успешные предприниматели, выдающиеся деятели отечественной культуры и науки.

Со временем из провинциального городка у моря Ялта превратилась в своеобразную «южную столицу» огромной Российской империи.

Есть источники, подтверждающие, что Николай II обсуждал со своими приближёнными возможный переезд столицы в Ялту, причём здание для Государственной Думы предлагал построить на вершине Ай-Петри.

Но только в советский период Крым стал важнейшим туристско-рекреационным регионом страны, получив общепризнанный статус всесоюзной здравницы.

К 1960 году ежегодное количество туристов, посещавших Крым, достигло 1,2 миллиона человек, в 1970-м – 5 миллионов, в 1980-м – 7 миллионов, а в 1988-м – уже 8,3 миллиона человек.

Этому очень способствовали социальные программы государства по организации доступных путешествий для оздоровления и лечения, основная часть которых реализовывалась через профсоюзные организации и органы здравоохранения (часть путёвок распределялась совершенно бесплатно, остальные – всего за 30% стоимости).

Считается, что покровителем курортного дела в Крыму на первом его этапе был Ленин, хотя сам он ни разу здесь не был.

Ленин действительно интересовался курортным делом, в первую очередь именно крымскими курортами.

Помимо практического, тут был и политический расчёт.

Создание санаториев для рабочих и крестьян в дворцах и виллах дореволюционной знати выглядело как одно из ярких завоеваний революции.

И едва ли случайно то, что первым «курортным менеджером» Крыма был назначен его брат – Дмитрий Ульянов.

Народный комиссар здравоохранения РСФСР Николай Семашко в 1920 году тоже совершил рабочую поездку на полуостров, после которой вспоминал: «Восторгу моему от курортных богатств не было границ.

Вернувшись в Москву, я с расширенными зрачками повествовал Ленину о крымских прелестях.

Владимир Ильич внимательно меня выслушал и сказал: «Напишите проект декрета СНК, но политический, такой, чтобы каждая фраза пела».

Ленин одобрил текст документа, подготовленного Семашко, но предложил дополнить его ещё одним пунктом: «Крымские курорты должны обслуживать и революционеров других стран, бойцов за социальную революцию, израненных или потерявших здоровье в борьбе с капитализмом».

И в 1922-м в Гурзуфе был открыт Дом отдыха ветеранов революционного движения, где бывали Анри Барбюс, Георгий Димитров, Эрнст Тельман, Клара Цеткин и другие известные зарубежные революционеры.

К слову, «первый менеджер» курортного дела в советском Крыму Дмитрий Ульянов был тесно связан с полуостровом ещё до революционных событий.

С 1911 года он работал уездным врачом в Феодосии.

В годы Первой мировой войны – врачом военного госпиталя в Севастополе.

Во время Гражданской войны занимал различные руководящие должности в крымских революционных органах власти.

Возможно, и поэтому тоже после принятия в декабре 1920 года декрета «Об использовании Крыма для лечения трудящихся» он был назначен сразу на 2 ответственные должности: уполномоченного Народного комиссариата здравоохранения РСФСР и главы Центрального управления курортами Крыма (ЦУКК).

Дмитрий получил в своё управление огромную курортную империю: курортами общегосударственного значения были объявлены огромные, чрезвычайно ценные в экономическом отношении территории Крыма в районах ЮБК, Евпатории, Сак, Феодосии, Севастополя, а также на Керченском полуострове.

Все имевшиеся на этих землях здания, парки, сады и сельхозугодья со всем имуществом изымались из ведения местных органов власти и должны были использоваться для создания и обслуживания здравниц.

На протяжении всего советского периода постоянно подчёркивалось, что именно ленинский декрет от 21 декабря 1920 года «Об использовании Крыма для лечения трудящихся» лёг в основу новой концепции рекреационного освоения Крыма, юридически закрепив доступность курортного лечения и отдыха для представителей пролетариата.