Найти в Дзене
Автовыбор

Почему перестали производить автомобиль "Ока", ведь была готова "Ока-2": узнал и рассказываю

"Ока" – один из самых узнаваемых автомобилей отечественной промышленности. Она появилась во времена глобальных изменений страны, смогла пережить сложные периоды и до сих пор пользуется спросом на вторичном рынке. Нередко встречается мнение, что даже сейчас автомобиль такого класса мог бы хорошо продаваться благодаря доступной цене. Но почему "Оку" сняли с конвейера, позабыв о сегменте особо малых моделей? Давайте разбираться. Статья будет полезной? Не забудьте поставить "палец вверх" и подписаться на канал! В середине XX века многие автомобильные производители меняли концепцию своей продукции. От выпуска громоздких седанов и фаэтонов они перешли к компактным моделям, предназначенным для "народного потребления". Так появились Volkswagen Kafer ("Жук"), Fiat 1300 и многие другие автомобили. Советские инженеры тоже разрабатывали сразу несколько компактных моделей, но потребность была и в особо малом классе. Его производил завод СМЗ, который специализировался на мотоколясках. Сверхкомпактны
Оглавление

"Ока" – один из самых узнаваемых автомобилей отечественной промышленности. Она появилась во времена глобальных изменений страны, смогла пережить сложные периоды и до сих пор пользуется спросом на вторичном рынке. Нередко встречается мнение, что даже сейчас автомобиль такого класса мог бы хорошо продаваться благодаря доступной цене. Но почему "Оку" сняли с конвейера, позабыв о сегменте особо малых моделей? Давайте разбираться.

Статья будет полезной? Не забудьте поставить "палец вверх" и подписаться на канал!

Советский "кейкар"

В середине XX века многие автомобильные производители меняли концепцию своей продукции. От выпуска громоздких седанов и фаэтонов они перешли к компактным моделям, предназначенным для "народного потребления". Так появились Volkswagen Kafer ("Жук"), Fiat 1300 и многие другие автомобили.

Советские инженеры тоже разрабатывали сразу несколько компактных моделей, но потребность была и в особо малом классе. Его производил завод СМЗ, который специализировался на мотоколясках. Сверхкомпактные транспортные средства пользовались спросом, но к 1970-м годам безнадёжно устарели.

В 1971 году ВАЗ создал первый прототип модели особо малого класса. Ей стал ВАЗ-Э1101, получивший прозвище "Чебурашка". Габариты и технические характеристики автомобиля были близки к "Оке", массовое производство которой началось очень нескоро.

-2

Компактную модель доводили до ума 16 лет. За это время к проекту подключились специалисты СеАЗа, а в Японии начался бум "кейкаров" – сверхкомпактных автомобилей. Не секрет, что советские инженеры вдохновлялись моделью Daihatsu Cuore, выпускаемой с 1980 года по сей день.

У "Оки" была сложная судьба. Сперва для неё долго выбирали площадку, в качестве которой изначально предлагался ЕлАЗ. В связи с глобальными изменениями в стране основной площадкой всё-таки стал АвтоВАЗ. Затем предпринимались попытки перенести производство на другие заводы – в разные годы "Оку" производили КамАЗ и СеАЗ.

Несмотря на трудные времена, компактный автомобиль пользовался устойчивым спросом. Для значительной доли населения он был практически безальтернативным вариантом из-за доступной цены. Но затем времена изменились.

Вторая не пошла

Впервые концепт второго поколения "Оки" был представлен ещё в 1998 году. Предполагалось, что автомобиль станет на 250 мм длиннее, а его колёсная база увеличится на 120 мм. Дорожные прототипы были готовы лишь спустя 5 лет, и один из них участвовал в автосалоне, где вызывал достаточно высокий интерес со стороны публики.

Благодаря увеличению габаритов салон стал более просторным, а в подкапотное пространство поместился 1,5-литровый 8-клапанный двигатель ВАЗ-2111, выдающий 71 лошадиную силу. С таким мотором "Ока-2" могла стать действительно интересным автомобилем и конкурировать с Hyundai Getz, который становился популярным на российском рынке.

-3

Однако дальше десяти прототипов дело не пошло. Сперва для второго поколения не смогли найти место на конвейере, а затем от модели вовсе решили отказаться в пользу "Калины".

Нужна ли "Ока" сейчас?

Последней производственной площадкой "Оки" стал СеАЗ, который прекратил производство в конце 2008 года. Официальная причина остановки предприятия – нерентабельность выпуска автомобилей. И в это можно поверить, так как для компактной модели сложились воедино многие негативные факторы.

-4

Вместе с ростом благосостояния населения на российский рынок стали приходить десятки зарубежных автопроизводителей. Конечно, они не предлагали ничего близкого по цене к "Оке", но всё больше людей было готово переплачивать за комфорт и простор в салоне.

Ещё один важный фактор – себестоимость выпуска автомобиля и непроизводственные расходы. Реалии современного рынка таковы, что затраты на выпуск компактной модели не сильно отличаются от автомобилей более высокого класса, а маркетинг может обходиться даже дороже. В результате компаниям стало невыгодно выпускать особо малый класс, так как он невыгоден.

Думаю, что современная версия "Оки" могла бы пользоваться определённым спросом. Но мировая практика показывает – компактные автомобили всё менее популярны. Производителям выгоднее выпускать модели более высокого класса, особенно в эпоху популярности кроссоверов.