Найти в Дзене
Blackwood history

Реалии средневековья. Жизнь рыцарского слуги.

А вот если бы попасть в Средние Века. Рыцари, принцессы, пиры, прекрасные замки. Хотя, если посмотреть с другой стороны, ждут ли нашего современника в этих самых замках? Захочет ли знаться с ним средневековая аристократия? Ведь даже в рыцари записаться c началом классического Средневековья можно было с большим трудом. Уже к XII веку рыцарство полностью сложилось как отдельная социальная группа и не очень жаловало в своих рядах пришельцев. Особенно тех, в чьих жилах не было и капли благородной крови. Так что же получается, что нашему современнику, попавшему те далекие времена, не светит ничего, кроме нелегкой судьбы крестьянина или, в лучшем случае, подмастерья в средневековом городе? Неужели нет никаких других вариантов? Должна же быть лазейка, позволяющая хоть немного возвыситься над серой массой податного крестьянства и беднейших горожан. Что, если какой-нибудь благородный рыцарь, удивленный сообразительностью и расторопностью простолюдина, возьмёт его к себе на службу? Ну что тут с

А вот если бы попасть в Средние Века. Рыцари, принцессы, пиры, прекрасные замки. Хотя, если посмотреть с другой стороны, ждут ли нашего современника в этих самых замках? Захочет ли знаться с ним средневековая аристократия? Ведь даже в рыцари записаться c началом классического Средневековья можно было с большим трудом. Уже к XII веку рыцарство полностью сложилось как отдельная социальная группа и не очень жаловало в своих рядах пришельцев. Особенно тех, в чьих жилах не было и капли благородной крови.

Так что же получается, что нашему современнику, попавшему те далекие времена, не светит ничего, кроме нелегкой судьбы крестьянина или, в лучшем случае, подмастерья в средневековом городе? Неужели нет никаких других вариантов? Должна же быть лазейка, позволяющая хоть немного возвыситься над серой массой податного крестьянства и беднейших горожан.

Что, если какой-нибудь благородный рыцарь, удивленный сообразительностью и расторопностью простолюдина, возьмёт его к себе на службу? Ну что тут сказать, дорогой читатель. Такие случаи известны. И даже более того, большая часть благородных рыцарей, даже если они при этом были не очень богаты, не выезжала из дома без сопровождения слуги. И вот о жизни и быте этого самого рыцарского слуги мы сегодня и поговорим.

Ну вот как-то так.
Ну вот как-то так.

Все мы знаем, что к каждому приличному рыцарю прилагался оруженосец. Этот юноша из благородной семьи отдавался на воспитание рыцарю, учился у старшего товарища боевому мастерству, а заодно содержал в порядке его боевого коня, доспехи и оружие. Ну, в крайнем случае, если оруженосца у рыцаря не было, то ему полагался паж. Менее благородный юноша для различных работ и поручений. И все бы в этой истории было замечательно, если бы она хоть немного соответствовала бы действительности.

Оруженосцы и пажи, бывшие, как правило, детьми благородных семейств, становились спутниками практически исключительно дворянской аристократии и именитых рыцарей. Ну, в крайнем случае, рыцарей богатых и знаменитых. Которых было, в общем-то, очень немного. Основная масса рыцарства была людьми, мягко говоря, не сильно богатыми, и отдавать такому голодранцу иногда единственного своего сына, было в глазах современников не самой лучшей идеей.

Понятно, что даже к не самым богатым и знаменитым рыцарям попадали на воспитание оруженосцы. Но, во-первых, это случалось, в общем, нечасто. А во-вторых, даже дети беднейших рыцарских семей были все же в первую очередь воинами и со своими наставниками постигали военную науку. И поэтому для ежедневных задач - бытовых, технических и прочих подобных - использовался совершенно другой человек, которого просто и безыскусно называли "рыцарский слуга" или просто слуга. И вот именно он занимался большинством тех задач, которые, как сейчас считают, должен был выполнять оруженосец.

И вот за всем этим нужно следить. Чистить, ремонтировать, протирать тряпочкой.
И вот за всем этим нужно следить. Чистить, ремонтировать, протирать тряпочкой.

Чаще всего в рыцарские слуги попадали самые крепкие, сообразительные парни из его податных крестьян. Часто вторые и третьи сыновья больших крестьянских семей. Ну или самые бесполезные слуги сюзерена, если рыцарь не имел земли и жил при дворе своего господина. Мы также знаем, что слугами рыцарей бывали также и младшие дети беднейших худородных рыцарей. Однако для них, это была лишь первая ступень в военной карьере. Довольно быстро, сразу после того, как становилось ясно, что паренек подрос и может уверенно держать в руках оружие, он двигался дальше по карьерной лестнице, оставляя роль рыцарского слуги людям менее знатным.

А вот для обычного простолюдина, такое место при рыцаре было серьезным повышением личного статуса. Для всех окружающих, он немедленно из бесправного и вообще никому не интересного быдла становился лицом, представляющим своего нового господина. И речь шла даже не о крестьянстве и прочем податном населении, до которого рыцарь доносил свои мысли именно через такого слугу. Даже рыцари, коллеги его хозяина, теперь общались с ним почти как с человеком. Понятно, что никто из них ни на секунду не забывал, что перед ними находится человек низкого сословья, Но это был уже не крестьянин. Не дружинник, конечно, с которыми рыцарство общалось не чинясь, но вполне себе полезный человек, исполняющий приказы их коллеги по нелегкому равному труду.

И вот приказов, задач и поручений у рыцарского слуги было более чем достаточно.

Работы - не переделать.
Работы - не переделать.

В первую очередь на нем лежала вся бытовая часть рыцарского существования. В походе именно слуга ставил палатку, если такая есть, и разводил костер. Так же в его ведении находились заводные лошади при наличии таковых. Седла, сумки, тюки, сбруя - все это нужно было не только снять и разобрать, но также осмотреть и починить, если случится такая нужда. Впрочем, рыцарского коня, как правило, он не касался. Потому что им, как и приведением в порядок остального своего оружия, занимался рыцарь лично.

А вот все, что не касалось вооружения и коня, было прямой обязанностью нашего героя. Не умеешь шить? Ну тогда найди того, кто умеет. Не можешь насадить копейный наконечник на древко? Найди кузница. Нет древка? Найди, сделай, укради, в конце концов. Говоришь, нужны деньги? Тут ты, конечно, можешь обратиться к хозяину. Только не забывай, дружок, ты служишь не очень богатому рыцарю, поэтому не удивляйся, если он тебе откажет.

Хотя, конечно, нередко обращаться ни к кому было не нужно. Потому как мелкий, да и крупный ремонт всего, что могло понадобиться рыцарю в походе, был второй основной задачей слуги. И для этой цели наш сегодняшний герой возил с собой множество мелких инструментов, от нитки с иголкой до топора и небольших клещей и запасных колец, при помощи которых можно было починить пробитую кольчугу, вставив туда пару - другую новых колец.

Впрочем, конечно же, рукастый и мастеровитый спутник, что был способен починить кольчугу в чистом поле, был зачастую недостижимым идеалом и встречался хорошо, если в одном случае из двадцати. Но и все остальные старались, как могли. Потому что даже такое огромное количество мелких и не всегда приятных поручений, было заметно лучше полуголодного существования подмастерья в какой-нибудь мастерской. Ну, или бесконечной работы в поле, когда самое интересно, что бы видишь в своей жизни - это хвост быка, тащащего твой плуг.

Срочно нужен мелкий ремонт.
Срочно нужен мелкий ремонт.

Кстати, если говорить о более или менее состоятельных рыцарях, тех самых, которым всё-таки удавалось разжиться оруженосцем, то жизнь их слуг была еще менее простой и спокойной. С одной стороны, конечно, оруженосец брал на себя часть обязанностей по уходу за лошадьми и приведению в порядок доспехов рыцаря. Но вся остальная бытовая работа, все еще оставалась обязанностью рыцарского слуги. Вот только становилось ее в два раза больше. Вы же не думаете всерьез, что будущую военную элиту страны кто-то отправил бы ловить рыбу для ужина или воровать копейные древки? Благородный юноша должен учиться военному делу и всему тому, что его сопровождает, а не все вот это вот.

Вообще, все работы в походе, довольно очевидным образом делились на то, что пристало делать благородному рыцарю, и те, что делать ему, конечно, можно, но лучше не надо. Вот уход за конем, оружием и доспехами, охота, пусть даже и на мелкую дичь, чтобы не помереть с голода, как, собственно, и приготовление еды, были занятиями благородными, не вызывающими ни у кого никакого порицания. Установка лагеря, постройка укреплений, ночные караулы и прочее подобное, проходили по категории небезупречного, но приемлемого времяпрепровождения.

А вот заниматься заготовкой дров и воды, разведением костра, погрузкой\разгрузкой обоза, не говоря уже об уборке лагеря и различных землекопных работах, даже оруженосцу, не говоря уже о рыцаре, было не совсем прилично. Кстати, часть претензий английского и Аквитанского дворянства, которые они периодически озвучивали Ричарду I, была в том, что он считал, что в походе для рыцаря нет неприемлемых задач.

Нет, не нужно считать рыцарство того времени изнеженными барчуками. Это были нормальные матерые бойцы, половину жизни проводившие в "полях". И они на личном опыте знали, зачем нужно правильное разделение обязанностей и как важно встретить утро битвы отдохнувшим и выспавшимся. Собственно, именно по этой причине, чтобы рыцарь имел возможность отдохнуть между маршем и сражением, и появились рыцарские слуги.

Военный лагерь ставить, это вам не лобио кушать.
Военный лагерь ставить, это вам не лобио кушать.

Кстати, во время сражения нашему сегодняшнему герою тоже было чем заняться. Причем не в лагере, а на самом что ни наесть поле боя. Рыцарский отряд, прибыв на место, отведенное им полководцем, немедленно начинал строить себе тыловую базу. Туда заносились запасные копья, чтобы вышедший из боя рыцарь мог сменить оружие для следующей атаки. Там же размещались запасные кони богатых аристократов и состоятельных рыцарей - баннеретов. А еще там можно было найти воду, средства для мелкого ремонта и какую-никакую средневековую медицину. И всем этим тоже занимались слуги. Ну, понятно, под присмотром пажей и совсем юных оруженосцев, которым в бой было идти еще рановато.

Кстати, именно с появлением таких тыловых подразделений в конце XII века, некоторая часть рыцарских слуг перешла в категорию "вооруженный слуга". Чаще всего ими становились доверенный человек рыцаря, с которым тот стоптал не одну пару сапог и съел на один килограмм походной каши. И вот статус "вооруженного слуги" был еще выше. По крайней мере, их учитывали даже в сборных списках ополчения как отдельную, хотя и самую низшую боевую единицу.

  • Рыцарь же в хорошей кольчуге, с гербовым щитом, добрым мечом, двумя копьями и на добром коне. В сопровождении двух арбалетчиков, у каждого из которых арбалет, двадцать болтов и крестьянский меч, а у одного сверх этого - шлем. А с ними вооруженный слуга.
Матерый, опасный.
Матерый, опасный.

Вооружали долгое время слуг всякой ерундой. Всё-таки ведение боевых действий не вменялось ему в главную обязанность, а для самообороны и защиты имущества господина вполне себе хватала какого-нибудь самого дешёвого тесака, топора, мейса или копья. И только к началу XIV века, когда в Европейских армиях снова стали появляется более-менее компактные арбалеты, заметная часть вооруженных рыцарских слуг перешла на них.

Понятно, что ни сам по себе, ни даже в группе коллег из команды рыцарской поддержки, такой боец немногого стоил. Но с другой стороны, ему же в атаку не ходить. Два - три десятка таких парней, вставших за рыцарским отрядом, вполне были способны отстоять свое место дислокации от дюжины заблудившихся на поле боя вражеских пехотинцев, или даже отогнать пару - тройку легких всадников, решивших поживится добром их хозяев. А больше от них ничего и не требовалось.

Так же такие вооруженные слуги усиливали пехоту и стрелков, остающихся на охране лагеря. И снова очевидно, что пользы от них было не сильно много, но полсотни копий и пара дюжин арбалетов в рядах защитников обоза, никогда не будут лишними. Особенно, если колоть и стрелять из-за повозки и в случае непосредственной опасности быстро под нее прятаться.

Но по началу вооружали всякой дрянью.
Но по началу вооружали всякой дрянью.

А еще, наш сегодняшний герой был буквально глазами и ушами своего господина. Особенно, если информацию, которая была нужна, можно было добыть только из разговоров, и сплетен других слуг или простолюдинов. Понятно, что даже самый худородный рыцарь был настолько выше по своему положению, что никакого задушевного разговора с податным крестьянством, мастеровым или трактирщиком у него бы не получилось. И вот для этого тоже был нужен рыцарский слуга.

Что за слухи ходят в городе, какими словами народ называет своего любимого правителя? Где тут можно остановиться? Почему не лают по ночам собаки и почем нынче пироги с мясом? Вся эта информация для благородного шевалье была бы недоступна, да и молодой оруженосец вряд ли узнал бы многое. А вот прожжённый парень, который позавчера спёр у стоящих по соседству наемников копье, а вчера отбился им от лезущих на обоз вражеских пехотинцев, такую информацию добыть вполне себе мог. Особенно, если благородный рыцарь не поскупиться и выделит пару денье на установление близких контактов с местными жителями.

Кстати, с благородными коллегами своего хозяина рыцарский слуга тоже общался, служа посыльным, курьером и доверенным гонцом. Другое дело, понятно, что "до тела" аристократии и даже военной элиты его чаще всего не допускали, и передача информации происходила через слуг с той стороны. Но, тем не менее, даже для дворянства и рыцарства, такой слуга был в первую очередь представителем его господина, его доверенным лицом, через которое прошло немало дел разной степени законности и секретности. И только во вторую уже, быдлом неумытым. И да, это еще выше поднимало его над всеми остальными простолюдинами.

Без слугми вообще никуда. Вдруг война, а ты устал, и кольчуга непонятно где валяется.
Без слугми вообще никуда. Вдруг война, а ты устал, и кольчуга непонятно где валяется.

И тут, самый заинтересованный читатель немедленно спросит, — а сколько платили этому славному парню, который умел, кажется, вообще все. И дырку заштопать, и врага на арбалетный болт нанизать? Ну что ты, дорогой друг, какие деньги? Разве недостаточно того, что его вытащили с самого дна крестьянской жизни и дали возможность служить такому замечательному господину? Теперь ему не нужно надрываться на поле или в мастерской. Он может путешествовать и смотреть мир, и даже посмотреть на жизнь рыцарей и аристократов. Это ли не счастье?

А впереди у него головокружительная карьера. У него появляется шанс, например, совершить какой-нибудь подвиг. И тогда его обязательно возьмут в дружину, где он может дослужиться, страшно подумать, до целого десятника! Ну разве можно представить себе лучшую судьбу для того, кто еще вчера крутил хвосты коровам.

В общем, денег рыцарскому слуге не полагалось. Понятно, что невозможно держать мед во рту и не попробовать. И к рукам занимающегося хозяйством рыцаря человека, неизменно прилипали время от времени серебряные чешуйки денье, а иногда даже и экю. Да и рыцарь, если не был совершенным жмотом и глупцом, не держал своего подчиненного, от которого так много зависело на голодном пайке. Но какой-то даже теоретической платы нашему сегодняшнему герою не полагалось. Зато, хозяин должен был его кормить, одевать и обеспечивать всем необходимым для службы. Теоретически. На практике же случалось по-разному.

Рыцарский оруженосей и рыцарский слуга. Почувствуйте разницу.
Рыцарский оруженосей и рыцарский слуга. Почувствуйте разницу.

И тут ты, дорогой читатель, посмотришь на все это и, конечно, удивишься. Ну никак, всё написанное тут про рыцарского слугу не походит на историю успеха. Но, тем не менее, это так. Более того, века примерно с XIII, только попав на службу к рыцарю или аристократу, ну или в его дружину, неблагородный простолюдин имел хотя бы призрачный шанс на движения вверх по социальной лестнице того времени.

Храбрые и верные слуги, довольно быстро становились частью дружины или доверенными лицами рыцарства и аристократии. И вот с этой позиции можно было сделать шаг если не к рыцарскому достоинству, что, кстати, тоже иногда, хотя и крайне редко случалось, то хотя бы спокойному и доходному месту в гарнизоне замка, шато или в городской страже. И вот это уже было серьезное достижение для деревенского паренька.

Одним словом, как по мне, для нашего современника, провались он ненароком во времена рыцарей, королей и принцесс, вакансия рыцарского слуги, пожалуй, лучшее, что могло бы предоставить ему классическое Средневековье. Относительно безопасно, если не идет война. Относительно тепло, если не наступила зима. Сухо опять же, если только рыцарь в этот самый момент не выдвигается в поход. И главное - нескучно. А что могут убить, так Средневековье - это такое специальное время, где тебя в любом месте могут убить. А встречать смерть с тесаком и арбалетом, за спиной затянутого в кольчугу по самые брови рыцаря - как-то.... Поинтереснее, что ли.

Этапы большого пути.
Этапы большого пути.

И тут ты, дорогой друг, непременно строго заметишь, — но погоди автор, ты пишешь, что жизнь рыцарского слуги, это единственный способ для неблагородного простолюдина выбиться в люди, во времена этого вашего Средневековья. А как же купеческое сословие? А почему ты забыл про церковную стезю? Ну что тут сказать. Про жизнь монаха мы уже говорили на этом канале. Про купцов же и реалии их средневековой жизни, мы, конечно же, еще поговорим. Но уже точно не в этот раз. А на сегодня, все.