Популярная музыка с момента появления первого массового звуконосителя — грампластинки — регулярно становилась объектом обвинений в упрощении и «одурении» публики, и современная волна разговоров о «деградации» массвой музыки укладывается в этот старый сюжет. Сегодня к старому культурному рефрену подключается новая аргументация: крупные массивы данных о песнях начинают анализировать средствами music information retrieval и сетевой науки, пытаясь количественно доказать, что тексты и мелодии становятся проще. Однако уже постановка вопроса «становится ли поп‑музыка глупее» маскирует ценностный выбор: поп изначально строился как массовое, тиражируемое и часто презираемое «низкое искусство», противопоставленное элитарным формам, и забывать об этом историческом контексте — значит подменять разговор о вкусах разговором о якобы объективном «упадке цивилизации». Исследование Эмилии Парада-Кабалейро (Emilia Parada‑Cabaleiro — исследовательница в области вычислительной музыкологии, аффективных вы