Найти в Дзене
сТОПочки

Сюзанна Валадон и Её Автопортреты

Сюзанна Валадон (годы жизни 1865-1938) – французская художница XIX столетия – была непревзойдённым мастером автопортретов. Она создавала свой образ настолько по-разному, что трудно поверить в то, что на всех без исключения картинах изображается одна и та же модель. Давайте же скорее познакомимся с Сюзанной Валадон и её замечательными автопортретами! Сюзанна Валадон родилась в 1865 году под именем Мари-Клементина Валадон на западе Франции в семье простых рабочих. Позже она переехала в Париж – столицу Франции – где и началась её художественная карьера. Валадон никогда не получала формального образования, девушка была самоучкой. Примечательно, что, прежде чем стать художницей, она работала моделью у нескольких других известных мастеров, к примеру, у Пьера-Сесиля Пюви де Шаванна (годы жизни 1824-1898), Пьера-Огюста Ренуара (годы жизни 1841-1919) и Анри де Тулуза-Лотрека (годы жизни 1864-1901). А это значит, что у неё был опыт нахождения по обе стороны мольберта. Этот необычный характер её
Оглавление

Сюзанна Валадон (годы жизни 1865-1938) – французская художница XIX столетия – была непревзойдённым мастером автопортретов. Она создавала свой образ настолько по-разному, что трудно поверить в то, что на всех без исключения картинах изображается одна и та же модель.

Сюзанна Валадон – «Автопортрет» (деталь), 1927 год, в коллекции города Саннуа (Валь д’Уаз, Франция), передана во временную аренду Музею Монмартра (Париж, Франция)
Сюзанна Валадон – «Автопортрет» (деталь), 1927 год, в коллекции города Саннуа (Валь д’Уаз, Франция), передана во временную аренду Музею Монмартра (Париж, Франция)

Давайте же скорее познакомимся с Сюзанной Валадон и её замечательными автопортретами!

Сюзанна Валадон – Художница и Модель

Сюзанна Валадон родилась в 1865 году под именем Мари-Клементина Валадон на западе Франции в семье простых рабочих. Позже она переехала в Париж – столицу Франции – где и началась её художественная карьера. Валадон никогда не получала формального образования, девушка была самоучкой. Примечательно, что, прежде чем стать художницей, она работала моделью у нескольких других известных мастеров, к примеру, у Пьера-Сесиля Пюви де Шаванна (годы жизни 1824-1898), Пьера-Огюста Ренуара (годы жизни 1841-1919) и Анри де Тулуза-Лотрека (годы жизни 1864-1901). А это значит, что у неё был опыт нахождения по обе стороны мольберта.

Пьер-Огюст Ренуар – «Танец в Буживале», 1883 год, Музей Изящных Искусств в Бостоне (Бостон, штат Массачусетс, США)
Пьер-Огюст Ренуар – «Танец в Буживале», 1883 год, Музей Изящных Искусств в Бостоне (Бостон, штат Массачусетс, США)

Этот необычный характер её взаимоотношений с живописью во многом и повлиял на творческую практику мастерицы. Она неоднократно переживала, как другой человек наблюдал за ней и изображал её тело. Валадон служила моделью для множества полотен, и все они представляли её совершенно по-разному. Видя, как постоянно меняется её тело, она, должно быть, меняла и свой взгляд на себя.

Анри де Тулуз-Лотрек – «Портрет Сюзанны Валадон», 1885 год, Национальный Музей Изящных Искусств (Буэнос-Айрес, Аргентина)
Анри де Тулуз-Лотрек – «Портрет Сюзанны Валадон», 1885 год, Национальный Музей Изящных Искусств (Буэнос-Айрес, Аргентина)

Позируя, девушка внимательно наблюдала за работой художников. Поскольку Валадон происходила из рабочей семьи, у неё не было возможности учиться в академии. Кроме того, у неё далеко не всегда была возможность платить другим моделям за позирование для её композиций. Поскольку она не могла рисовать других людей, вполне логично, что она частенько рисовала саму себя, как и многие другие художники ещё задолго до неё.

Автопортрет 1911 года

На своём автопортрете 1911 года Валадон изобразила себя художницей, занятой процессом работы. Она сидит прямо перед мольбертом, находящимся за пределами рамы, и держит в своих руках палитру с красками, использованными для создания этой композиции. Художница смотрит в лицо зрителю, но её голова слегка наклонена в противоположную сторону. Мы интерпретируем эту сцену следующим образом: Валадон сидит перед холстом, работая над автопортретом, который мы видим, и одновременно смотрит на себя в зеркало, стоящее рядом с мольбертом. Это объясняет, почему её глаза смотрят влево, в то время как картина, над которой она трудится, находится справа.

Сюзанна Валадон – «Автопортрет», 1911 год, Музей Изящных Искусств в Хьюстоне (Хьюстон, штат Техас, США)
Сюзанна Валадон – «Автопортрет», 1911 год, Музей Изящных Искусств в Хьюстоне (Хьюстон, штат Техас, США)

Яркая цветовая палитра может напомнить нам произведения кисти Поля Гогена (годы жизни 1848-1903), особенно если обратить внимание на желтоватый оттенок её кожи. Также, вполне вероятно, сия работа может напомнить не автопортреты, а некоторые другие его картины, например, «Жёлтый Христос» (1889 год) или «Откуда Мы Пришли? Кто Мы? Куда Мы Идём?» (1897-1898 годы). Не исключается, что она увидела одно из этих творений воочию и создала себя по его образу и подобию.

Поль Гоген – «Жёлтый Христос», 1889 год, Художественная Галерея Олбрайт-Нокс (Буффало, штат Нью-Йорк, США)
Поль Гоген – «Жёлтый Христос», 1889 год, Художественная Галерея Олбрайт-Нокс (Буффало, штат Нью-Йорк, США)

Что особенно интересно в этом автопортрете, так это то, что, хотя Валадон явно находится в комнате, она решает разместить за своей головой два растения, создавая тем самым впечатление естественного заднего фона. Художница играет в портрете с идеей пространства. Картина – это не только её изображение, но и прекрасная возможность рассмотреть различные идеи, возможно, для будущих композиций.

Автопортрет 1927 года

Как мы видим на примере этой картины, автопортреты Валадон сильно отличаются друг от друга. Быть может, это связано с тем, что ей нравилось создавать разные версии своей собственной истории, как на холсте, так и вне его. Автопортрет 1927 года гораздо ярче предыдущего. Здесь мы видим не портрет художницы, а её отражение в зеркале.

Композиция портрета может напомнить картину Анри де Тулуза-Лотрека «Автопортрет Перед Зеркалом» (1882-1883 годы). На обоих полотнах художник предстаёт перед нами в зеркале, где его фигура отодвигается на задний план композиции. А передний план творения заполнен предметами повседневного обихода – например, чайником, подсвечником или бутылкой. Валадон и Тулуз-Лотрек были очень близки; она была его моделью, другом, а позже и партнёром, поэтому вполне вероятно, что она видела его картину и в реальной жизни.

Сюзанна Валадон – «Автопортрет», 1927 год, в коллекции города Саннуа (Валь д’Уаз, Франция), передана во временную аренду Музею Монмартра (Париж, Франция)
Сюзанна Валадон – «Автопортрет», 1927 год, в коллекции города Саннуа (Валь д’Уаз, Франция), передана во временную аренду Музею Монмартра (Париж, Франция)

Однако важно подчеркнуть, что она никогда полностью не копировала работы других мастеров. Сюзанна Валадон тщательно выстраивала все свои композиции, начиная ещё с подготовительных рисунков. Она создавала картины по мельчайшим частям и перерабатывала фрагменты до тех пор, пока не оставалась довольной конечным результатом. Это и помогло ей выработать свой собственный, неповторимый стиль и наотрез отказаться от влияния со стороны других художников.

Анри де Тулуз-Лотрек – «Автопортрет Перед Зеркалом», 1882-1883 годы, Музей Тулуза-Лотрека (Альби, Франция)
Анри де Тулуз-Лотрек – «Автопортрет Перед Зеркалом», 1882-1883 годы, Музей Тулуза-Лотрека (Альби, Франция)

Автопортрет 1927 года совершенно отличается от картины из 1911, особенно по своей материальности. Валадон использовала плотные мазки для того, чтобы подчеркнуть тем самым фактуру композиции. Из-за этого цвета на холсте кажутся разрозненными и даже создают впечатление абстрактной композиции. Это особенно заметно в правом нижнем углу произведения, если обратить своё внимание на синюю тарелку и яблоки. Валадон много экспериментировала с самыми различными стилями в своих картинах, благодаря чему значительно опередила своё время.

Валадон в роли других персонажей

На одной из картин Валадон под названием «Адам и Ева» (1909 год) изображена сама художница с возлюбленным Андре Уттером (годы жизни 1886-1948). Адам и Ева почти полностью обнажены, они находятся в Эдемском саду (листья в картине были добавлены по просьбе организаторов Осеннего Салона, где полотно и экспонировалось).

Сюзанна Валадон – «Адам и Ева», 1909 год, Музей Современного Искусства города Парижа (Париж, Франция)
Сюзанна Валадон – «Адам и Ева», 1909 год, Музей Современного Искусства города Парижа (Париж, Франция)

Превращая себя в Еву, Валадон подчёркивает тем самым свою значимость в художественно-историческом повествовании. Картина вновь демонстрирует нам стиль, отличный от двух её предыдущих автопортретов. Во-первых, это не просто обнажённая натура, а портрет в полный рост. Можно сказать, что Валадон тщательно изучала анатомию человеческого тела, прежде чем написать данную композицию. Во-вторых, фигуры помещены в ландшафт, а не в помещение. Этот стиль живописи со временем стал фирменным знаком художницы.

Взгляд на себя никогда не бывает таким простым, как может показаться. Мы никогда не видим своих настоящих лиц, только отражения в зеркале. Сюзанна Валадон, вдобавок ко всему прочему, взглянула на себя ещё и глазами художника. Мы полагаем, что это дало ей массу вдохновения, и именно поэтому теперь мы можем наслаждаться многими из её невероятных автопортретов!