Найти в Дзене
Марк Ерёмин

Задал чечену прямой вопрос: думают ли они о чувствах жён, когда берут ещё одну?

Этим летом я ездил в Грозный. Я снимал классный фильм про народ чечни и заодно хотел посмотреть регион без фильтров и новостей. Было время спокойно пожить, поездить, пообщаться с местными. Не в формате «интервью», а по-человечески: чай, вечер, разговоры ни о чём и обо всём сразу. И в какой-то момент я задал вопрос, который у нас обычно либо обсуждают агрессивно, либо вообще боятся трогать. — Слушай, а вы вообще думаете о чувствах жён, когда мужчина берёт ещё одну? Он не обиделся. Не вспыхнул. Не начал читать лекцию. Просто посмотрел и сказал: — А как можно не думать? И вот тут разговор пошёл совсем не туда, куда я ожидал. Он сразу сказал жёстко: — Если мужчина не думает о чувствах первой жены, а просто берёт вторую — он не традиционный. Он удобный для себя. По его словам, традиции и религию очень часто используют как оправдание. Но внутри культуры это воспринимается иначе: ты не получаешь «разрешение», ты берёшь на себя ответственность, причём в несколько раз больше. — Вторая жена —
Оглавление

Этим летом я ездил в Грозный. Я снимал классный фильм про народ чечни и заодно хотел посмотреть регион без фильтров и новостей. Было время спокойно пожить, поездить, пообщаться с местными. Не в формате «интервью», а по-человечески: чай, вечер, разговоры ни о чём и обо всём сразу.

И в какой-то момент я задал вопрос, который у нас обычно либо обсуждают агрессивно, либо вообще боятся трогать.

— Слушай, а вы вообще думаете о чувствах жён, когда мужчина берёт ещё одну?

Он не обиделся. Не вспыхнул. Не начал читать лекцию. Просто посмотрел и сказал:

— А как можно не думать?

И вот тут разговор пошёл совсем не туда, куда я ожидал.

«Если не думает — значит, просто прикрывается традицией»

Он сразу сказал жёстко:

— Если мужчина не думает о чувствах первой жены, а просто берёт вторую — он не традиционный. Он удобный для себя.

По его словам, традиции и религию очень часто используют как оправдание. Но внутри культуры это воспринимается иначе: ты не получаешь «разрешение», ты берёшь на себя ответственность, причём в несколько раз больше.

— Вторая жена — это не бонус. Это двойная нагрузка. И моральная тоже.

-2

Подписывайтесь ко мне в MAX. Там карты мест, маршруты и обзоры городов https://max.ru/eremin_media

Но почему тогда вообще берут?

Я спросил ровно то, что напрашивалось:

— Если всё так сложно, зачем тогда вообще идти на это?

Он усмехнулся:

— Потому что люди везде одинаковые. Хочется. Думают, что справятся. Думают, что будут умнее других.

А потом добавил фразу, которая у меня в голове до сих пор крутится:

— Большинство мужчин не справляются даже с одной женой. Но это почему-то никого не останавливает.

А что чувствует первая жена — на самом деле

Самый тяжёлый момент разговора.

— Конечно, ей больно, — сказал он спокойно. — Даже если она не кричит. Даже если не уходит. Даже если молчит.

Он объяснил важную вещь: внешнее согласие — не равно отсутствию боли. В культуре не всегда принято устраивать сцены, но это не значит, что внутри всё спокойно.

— Умный мужчина это чувствует. Глупый делает вид, что «всё по правилам».

А если жена против?

Я спросил в лоб:

— А если она против? Прямо против?

Ответ был максимально простой:

— Тогда нормальный мужчина не берёт вторую.

Без «но». Без философии.

Он сказал, что можно сколько угодно искать формальные оправдания, но если ты ломаешь человека, с которым уже живёшь, ради своих желаний — это уже не про традиции.

— Бог не любит несправедливость. А боль — это несправедливость.

Почему снаружи всё выглядит иначе

Я честно сказал, что со стороны, из интернета, всё выглядит совсем по-другому. Будто это что-то массовое и безболезненное.

Он только махнул рукой:

— Снаружи всегда громче те, кому выгодно кричать. Ответственные обычно молчат.

По его словам, в реальной жизни многожёнство — редкость. И почти всегда проблемная. Разговоры громкие, а примеров счастливых историй — единицы.

-3

Самый честный ответ

В конце я задал последний вопрос:

— А ты сам бы смог?

Он долго молчал, а потом сказал:

— Я знаю себя. Я не смог бы сделать это так, чтобы никому не было больно. Значит — мне нельзя.

Без пафоса. Без геройства.

Подписывайтесь ко мне в MAX. Там карты мест, маршруты и обзоры городов https://max.ru/eremin_media

Что я вынес из этого разговора

Я не узнал «как принято у чеченцев».
Я увидел обычную человеческую логику, которую редко слышно в интернете.

Проблема не в традициях.
И не в религии.
А в том, что желание часто маскируют под норму.

И где бы ты ни жил — в Москве, Грозном или где угодно — вопрос всегда один и тот же: готов ли ты отвечать за чужие чувства, а не только за свои желания.