Найти в Дзене
Кино Омут

Война за большое кино: Кристофер Нолан против Netflix.

Режиссер Кристофер Нолан — один из последних непримиримых защитников традиционного кинотеатрального опыта. Его принципиальный отказ работать со стриминговым гигантом Netflix — не сиюминутная причуда, а последовательная философская и творческая позиция, которую он отстаивает уже много лет. Идеологический конфликт вышел на новый виток на фоне слухов о возможной покупке Netflix киноподразделения Warner Bros., студии, с которой Нолан плодотворно сотрудничал долгое время. В основе спора лежат две противоположные модели кинопроката. Для Нолана одновременный релиз — это «бессмысленная» и «гибельная для театрального кино» политика, которая полностью обесценивает кинематограф как особый вид искусства. Он убежден, что фильм создается для коллективного просмотра на большом экране, а такая модель выпуска превращает его в «контент» для личного потребления. Режиссер неоднократно и весьма резко высказывался о политике Netflix. Позже Нолан признал, что был «недипломатичен», и даже принес извинения гл
Оглавление

Война за большое кино.
Война за большое кино.

Режиссер Кристофер Нолан — один из последних непримиримых защитников традиционного кинотеатрального опыта. Его принципиальный отказ работать со стриминговым гигантом Netflix — не сиюминутная причуда, а последовательная философская и творческая позиция, которую он отстаивает уже много лет.

Идеологический конфликт вышел на новый виток на фоне слухов о возможной покупке Netflix киноподразделения Warner Bros., студии, с которой Нолан плодотворно сотрудничал долгое время.

📽️ Суть конфликта: «Окно» против «дня и даты»

В основе спора лежат две противоположные модели кинопроката.

  • Традиционная модель (90-дневное окно): Фильм сначала долгое время (обычно около 90 дней) демонстрируется исключительно в кинотеатрах, а только потом появляется на других носителях. Эту модель поддерживает Нолан и классические студии.
  • Модель Netflix (одновременный релиз): Фильм выходит на стриминговой платформе в тот же день, что и в ограниченном кинопрокате, или вообще минуя кинотеатры.

Для Нолана одновременный релиз — это «бессмысленная» и «гибельная для театрального кино» политика, которая полностью обесценивает кинематограф как особый вид искусства. Он убежден, что фильм создается для коллективного просмотра на большом экране, а такая модель выпуска превращает его в «контент» для личного потребления.

🗣️ Прямая речь Нолана

Режиссер неоднократно и весьма резко высказывался о политике Netflix.

  • Об отказе от сотрудничества: На вопрос, будет ли он работать с Netflix, Нолан ответил: «А зачем? Если ты создаешь фильм для кинотеатра, то он и должен показываться в кинотеатре».
  • О кинопрокате: «У Netflix странное отвращение к поддержке театральных фильмов. У них есть эта бездумная политика, согласно которой всё должно выходить в стриминг одновременно с релизом».
  • Об инновациях: Нолан также критиковал Netflix за отсутствие реальных инноваций, сравнивая киноиндустрию с компанией Heinz, которая делает кетчуп. По его мнению, настоящие инновации должны происходить «на экране», а не в способах доставки продукта, которые, по сути, являются модернизированной версией прямого выпуска на видео, бывшего в 1990-е «кошмаром для любого режиссера»**.

Позже Нолан признал, что был «недипломатичен», и даже принес извинения главе Netflix Тэду Сарандосу за резкость формулировок, однако не отказался ни от одного из своих принципиальных убеждений.

⚔️ От слов к действиям: Разрыв с Warner Bros.

Теоретические разногласия стали практическими в 2021 году, когда студия Warner Bros., давний партнер Нолана, объявила, что весь ее годовой релизный план будет выходить одновременно в кино и на стриминговом сервисе HBO Max.

Нолан публично осудил это решение, назвав его недальновидным. Вскоре после этого их многолетнее сотрудничество прекратилось. Свой следующий фильм, «Оппенгеймер», режиссер снял для Universal Pictures, которая обеспечила картине полноценный и исключительный театральный релиз. Оглушительный кассовый и творческий успех «Оппенгеймера» стал для Нолана лучшим подтверждением правильности его позиции.

🌍 Больше, чем личный спор

Позиция Нолана — часть глобальной дискуссии в индустрии. Netflix не раз вступал в конфликты с защитниками традиционного кинопроката. Наиболее показательная история произошла с Каннским кинофестивалем. В 2017 году Netflix представил в конкурсе фильмы «Окча» и «История семьи Майровиц».

  • Однако по правилам фестиваля конкурсная картина обязана выйти во французский прокат. Netflix, чья бизнес-модель строится на подписке, не был на это готов.
  • Это привело к правилу, запрещающему фильмам без театрального релиза участвовать в основном конкурсе Канн. Глава фестиваля Тьерри Фремо прямо заявил, что «непримиримая модель Netflix противоречит нашей».
  • В этой дискуссии Нолан оказался на одной стороне с такими мэтрами, как Педро Альмодовар, который тогда заявил: «Пока я жив, я буду бороться за гипнотическое влияние большого экрана на зрителя».
Лого гиганта стриминга.
Лого гиганта стриминга.

💎 Заключение

Отказ Кристофера Нолана работать с Netflix — это не просто пиар-ход или блажь звездного режиссера. Это последовательная, подкрепленная действиями философская и экономическая защита кино как искусства коллективного переживания.

В эпоху, когда границы между кино, сериалом и коротким роликом стираются, Нолан остается одним из самых влиятельных «консерваторов», настаивающих на том, что будущее кино — не в удобстве и доступности, а в уникальном, невозможном в гостиной опыте, который дает только большой экран.

Его позиция продолжает формировать индустриальную повестку, заставляя студии и платформы искать компромисс между новыми технологиями и столетними традициями кинопоказа.