Найти в Дзене
The Geek Wolf

Неожиданный и интересный // южнокорейский фильм - катастрофа «Великий потоп»

Фильмы бывают разные. Такие, например, как «Довод», когда вы заранее понимаете, что это Кристофер Нолан, а значит будет над чем пораскинуть мозгами в процессе просмотра. Да потом еще и почитать придется умные статьи про то, что на самом то деле произошло. Или вот «День Курка». Переводчикам аплодирую стоя, потому что при оригинальном названии «Boss Level» они сделали гениальный ход и назвали кино
Оглавление

Фильмы бывают разные. Такие, например, как «Довод», когда вы заранее понимаете, что это Кристофер Нолан, а значит будет над чем пораскинуть мозгами в процессе просмотра. Да потом еще и почитать придется умные статьи про то, что на самом то деле произошло. Или вот «День Курка». Переводчикам аплодирую стоя, потому что при оригинальном названии «Boss Level» они сделали гениальный ход и назвали кино по-своему, с явной отсылкой на один из самых первых шедевров на тему «петли времени» («День сурка») Эта картина гораздо более предсказуема, фактически экшен, где зрителю сразу дают понять, что главным развлечением во всей этой истории будет так называемая комедия положений, завернутая в оболочку фантастики. Однако редко, но бывает, что вы смотрите фильм как что-то очередное и проходное на избитую тему, по которой снято уже сотни лент, и вдруг обнаруживаете себя в положении, когда единственно уместным вопросом кажется примерно такой:

Да что здесь вообще происходит? 

Осторожно! Спойлеры! 

Южнокорейская картина «Великий потоп» (иногда название переводят как «Всемирный потоп») как раз из таких событий. Все начинается «буднично», так сказать, если вы, как я, смотрели много фильмов-катастроф. Люди в панике бегут на крышу высотного жилого дома в попытке убежать от воды, гигантскими волнами накатывающей на город Сеул. Половина здания уже под водой. Главными героями событий становятся мама и ее маленький сын — Ан-на и Чжа-ин. Они тоже бегут от стихии. Периодически зрители ловят «флешбеки», из которых они узнают, что когда-то в прошлом молодая семья попала в аварию, машина упала в воду и выжить удалось только маме и сыну.

kwavesandbeyond.com
kwavesandbeyond.com

Происшествие нанесло глубокую психологическую травму обоим героям, и потому потоп и все что с ним связано оказывается для них еще более сложным испытанием. По ходу «пьесы» Ан-на и Чжа-ин попадают в ловушку и вода настигает их. Но неведомо откуда взявшийся новый герой картины, которого зовут Сон Хи-джо, спасает женщину и мальчика от неминуемой гибели. Этот крепкий парень, который был послан вытащить Ан-на из затапливаемого здания, рассказывает много интересного. От него мы узнаем, что в Арктике упал астероид, и потому по всей Земле начинается всемирный потоп, а «вся Япония уже под водой». Через некоторое время выяснится, что на планету вот-вот упадет целый дождь из «скал», и все живое на Земле обречено на исчезновение.

Герои самыми рискованными путями продолжают пробираться на крышу здания, откуда их должен забрать вертолет. По пути Ан-на оказывается в самых различных ситуациях, испытывающих ее морально-волевые качества. И вся эта история в общем и целом кажется неким сплавом компьютерной игры, где герои преодолевают уровень за уровнем, переодически встречаясь с другими персонажами, с которыми они могут вести себя агрессивно или дружески, сторонних квестов и обычного, не сильно дорогого корейского фильма -катастрофы. Но ровно до тех пор, пока мы не начинаем замечать некоторые подробности.

Проект Emotion Engine

Оказывается, спасение Ан-на необходимо для того, чтобы не прерывалась работа над проектом под названием Emotion Engine. Так была названа попытка обучить AI эмоциям, чтобы создать своего рода «бэкап» человечества и возродить его после катастрофы планетарного масштаба. Ближе к середине фильма мы внезапно обнаруживаем, что герои попадают в своеобразную временную петлю. Почти всегда дальнейший результат прохождения некой точки «возрождения» зависит от поведения Ан-на. От того, как она «читает» ситуацию, меняется направление движения повествования (и снова сходство с компьютерными играми здесь очевидно). И в какой -то момент нам приходится задать себе вопрос 

Есть ли отличие между реальностью и Ai иллюзией? 

В общем и целом в фильме «Великий потоп» происходит следующее. Наводнение — это символ. Великий потоп является частью огромной, но тщательно контролируемой Ai симуляции, которая раз за разом заставляет женщину проживать последний день ее жизни. Непомерное психологическое давление оказывается на сознание Ан-на для того, чтобы «выработать» определенные модели эмоциональных реакций. Ближайшая аналогия подобному процессу в фильме — сегодняшние платформы Ai в сети, которые предлагают каждому пользователю интернета создать рисунок при помощи текстового описания и сделать это абсолютно бесплатно. Разработчики хотят как можно быстрее обучить свой Ai и потому на определенном этапе открывают к нему массовый доступ. Примерно на тех же принципах сознание Ан-на проходило «эмоциональное обучение» в рамках проекта Emotion Engine. Раз за разом отсылая героиню к новой временной петле, моделирование проверяло, может ли в невыносимых обстоятельствах катастрофы и ужаса возникнуть эмоциональное созревание, будет ли работать моральный инстинкт или существовать безусловная любовь. Другими словами, потоп — это не просто разрушение, а испытание и даже, как бы пошло это не звучало, обкатка эмоциональных возможностей искусственного интеллекта.

kwavesandbeyond.com
kwavesandbeyond.com

А какую роль во всей этой истории играл Чжа-ин? 

Этот маленький мальчик на самом деле часть проекта и первый в мире искусственный интеллект, созданный в рамках проекта под названием Emotion Engine и «переселенный» с помощью передовых биотехнологий в тело человека. Он тоже проходил так называемое «эмоциональное обучение», потому что для полноценного воссоздания человечества этот аспект не менее важен, чем совершенная биологическая репликация. И именно «мама» Чжа-ин, Ан-на, и предложила гипотезу о том, что только через собственный опыт искусственный интеллект сможет осознать природу подлинных человеческих чувств. И потому мальчик точно также «катался на качелях» таких сильных эмоций как страх, любовь, радость, одиночество и чувство потери. И тот факт, что он переходил из одной фазы в другую свидетельствовало об правильности выбранной модели обучения.

А кто тогда Сон Хи-джо?

Это такой своеобразный «агент Смит» из «Матрицы». Несмотря на все его личностные качества, Сон Хи-джо лишь фактор влияния, причина или даже иногда принцип, определяющие последовательность событий, на которые должна реагировать Ан-на. Сначала он убеждает героиню оставить сына, потому что человечеству важна только она, а мальчик лишь делает ее слабее и снижает шансы на выживание. Затем, когда герои попадают во временные петли, Сон Хи-джо превращается из отрицательного героя сначала в жертву, а потом и помощника Ан-на, которая не оставляет надежд найти своего маленького сына.

Так нашли мальчика в результате или нет? 

Ан-на проживает множество временных петель. Каждая из них начинается с надежды, что на этот то раз она точно увидит Чжа-ин. Но все попытки, кроме одной, заканчивались неудачей. Девушка тонула в воде, ее ловили безликие люди из службы безопасности, задачей которых было не допустить героиню к ее сыну. Победила Ан-на только тогда, когда перестала строить рациональные планы, а стала «думать сердцем». Ей удалось забраться на крышу и найти спрятавшегося в чулане Джа-на. И временная петля разрушилась, потому что эксперимент наконец-то увенчался успехом.

kwavesandbeyond.com
kwavesandbeyond.com

Что-то вроде вывода

Критики разделились на два лагеря. Одни полагают, что фильм ничего особенного из себя не представляет. Другие же высказывают уверенность в том, что «Великий потоп» — это великолепный пример «переменного жанра», и что картина доказывает насколько определяющим может быть искусное воплощение главной идеи при помощи такого современного режиссерского приема как смена жанра фильма в процессе его «развертывания» перед зрителем.

На мой взгляд, это очень любопытная история, в которой любители кино без труда разглядят черты «Матрицы», «Довода», типового облика корейского фильма-катастрофы, компьютерной игры и т.д. и т.п. Местами ленте явно не хватает бюджета. И тем не менее картина «Великий потоп», снятая и написанная Ким Бён-у и ярко сыгранная Ким Да-ми (Ан-на), Пак Хэ-су (Сон Хи-джо), а так же самым молодым актером Квон Ын-соном (Чжа-ин), не теряет своей самобытности и остается отрадным событием в жизни мирового кинематографа.