Найти в Дзене
За морями, за горами

ИСПАНКА И РУССКАЯ СВЕКРОВЬ: ВОЙНА И МИР НА КУХНЕ

Рассказ Марии Никто не говорит молодой невесте, что главные проблемы с замужеством начинаются не с мужем, а с его матерью. Никто не предупреждает. Никто не говорит: "Слушай, если ты выходишь замуж за русского, привыкай, что на его кухне будут царствовать законы, которые писались до твоего рождения". Я Мария, мне двадцать восемь, я из Севильи. Работала поваром и официанткой в разных местах, барменом тоже (барменшей, барвумен – не знаю, как лучше по-русски). Встретила Дмитрия в барселонском кафе, он заказал кофе однажды вечером, посетителей не было, мы разговорились, ну и так далее. Четыре года вместе в Испании. Хороший брак. И вот — у него контракт закончился. "Вернёмся в Москву", — сказал он. "Мама уже не молодая, у меня там работа получше, денег на квартиру у нас уже почти хватает, поднакопим еще немного. Всё будет хорошо". Я согласилась. Люблю его. Казалось логично. Боже, какая я была наивная! Мы приехали поздно. Виктория встречала нас у дверей квартиры — женщина лет пятидесяти вось
Оглавление

ЧАСТЬ 1: КОНФЛИКТЫ ВКУСОВ, РЕЦЕПТОВ И НОВОГОДНИЙ АРМАГЕДДОН

Рассказ Марии

Никто не говорит молодой невесте, что главные проблемы с замужеством начинаются не с мужем, а с его матерью. Никто не предупреждает. Никто не говорит: "Слушай, если ты выходишь замуж за русского, привыкай, что на его кухне будут царствовать законы, которые писались до твоего рождения".

Я Мария, мне двадцать восемь, я из Севильи. Работала поваром и официанткой в разных местах, барменом тоже (барменшей, барвумен – не знаю, как лучше по-русски). Встретила Дмитрия в барселонском кафе, он заказал кофе однажды вечером, посетителей не было, мы разговорились, ну и так далее. Четыре года вместе в Испании. Хороший брак. И вот — у него контракт закончился.

"Вернёмся в Москву", — сказал он. "Мама уже не молодая, у меня там работа получше, денег на квартиру у нас уже почти хватает, поднакопим еще немного. Всё будет хорошо".

Я согласилась. Люблю его. Казалось логично.

Боже, какая я была наивная!

День первый: встреча с королевой

Мы приехали поздно. Виктория встречала нас у дверей квартиры — женщина лет пятидесяти восьми, в коричневом пальто, волосы в пучке (не шутливо-кудрявом, а практичном, типа "я всё утро мою дом").

"Дмитрий!", — она обняла сына, потом посмотрела на меня. "Маша, добро пожаловать. Разуваемся на входе".

Квартира современная, середина нулевых. Две комнаты, большая кухня (10 квадратных метров — это немало для России, как позже поняла), ванная, чистота как в музее. На диване спал кот — рыжий, толстый, совершенно не заинтересованный нашим появлением.

"Шафран, но откликается и на Рыжик — если считает нужным. Двенадцать лет, для кота -- возраст мудрости и дзэн. Ему на вас плевать – как и вообще на всё, кроме поесть и поспать", — сказала Виктория.

После ужина борщом ( я была немного этим удивлена) она показала кухню, как королева демонстрирует сокровищницу.

На полках — банки. Много банок. Огурцы, помидоры, что-то коричневое. Все в стекле, все с датами, написанными чёрным маркером. Календарь на стене с пометками от руки. Современная электроплита, холодильник – ему лет двадцать, но чистейший.

"Я готовлю ужин в семь вечера. Обед в час. Завтрак в восемь утра. Это режим", — объяснила Виктория, как если бы произносила конституцию.

"А если я хочу завтракать раньше?", — наивно спросила я.

Она посмотрела на меня, как если бы я спросила, можно ли мне, скажем, походить по потолку.

"Раньше? Зачем? Желудок страдает от раннего завтрака".

Я молчала. Уже начинала понимать, что мир, в который я попала, имеет свои, не совсем понятные мне законы.

День второй: окно и свежий воздух как предательство

Утром я вышла на кухню. Виктория уже готовит. На плите кипит вода.

"Доброе утро. Завтрак минут через двадцать", — объявила она, как диспетчер на вокзале.

"Я просто хотела кофе с хлебом", — осмелилась я.

"Кофе — это не завтрак. Завтрак — это каша. Гречка".

Я не спорила. Гречка была серая, скучная, с кусочком масла гомеопатических размеров. Вкус, как на мой вкус (простите за тавтологию) почти отсутствовал. Я привыкла к совсем другому: масло, хлеб, помидоры, сыр, кофе… А эту гречку нужно было глотать, как таблетку.

"Как?", — спросила Виктория, смотря на мое лицо.

"Спасибо. Очень... ммм… питательно".

После завтрака я открыла окно. Просто открыла. На кухне было душно, вот я и открыла.

Виктория подняла голову.

"Закрой окно".

"Здесь же душно", — ответила я, полагая, что объясняю что-то очевидное.

"Сквозняк. От сквозняков болеют".

"Но здесь же просто воздух...", — я не закрывала.

"Мария", — её тон изменился. "Закрой окно".

Я закрыла. Кухня осталась такой же душной.

Позже я узнаю, что для Виктории "свежий воздух" звучит так же опасно, как "внезапная работа во вторую смену" или "отмена пенсии". Это категория, которую надо бояться.

День пятый: паэлья как бунт

Я больше не могла.

Четыре года я готовила в ресторане. Я знала, что и как готовить. А тут — гречка, борщ, компот. Картошка с котлетой, щи, чай. Снова гречка, борщ, компот. Иногда макароны с котлетой – типа, праздник. День за днём, как молитва, которую ты не выучил, но повторяешь за другими.

"Виктория, я хочу готовить", — сказала я.

Она посмотрела на меня, как будто я предложила устроить революцию.

"Готовить? Здесь?", — переспросила она.

"Да. Я хочу приготовить ужин. Испанский".

"Испанский?", — она отложила вязание. "Какой испанский?"

"Паэлья. Рис с морепродуктами".

"Рис?", — повторила она, как будто я сказала, что хочу готовить из отходов деревообработки.

"Да. С креветками, с кальмарами, с овощами".

"А главное блюдо?", — спросила она.

Я вздохнула. "Это и есть главное блюдо. Паэлья — это полный ужин".

"У нас главное — это борщ или щи, что-то мясное с гарниром. Рис — гарнир".

Я не стала спорить. Сказала просто: "Разные традиции".

Виктория встала. "Хорошо. Готовь. Я помогу. Но потом ты будешь готовить борщ, и будешь готовить его правильно".

На рынке я купила креветок, кальмаров, перец, рис (продавец сказал "бомба" — русские так называют что-то очень хорошее), помидоры, чеснок. И, главное, нашла в магазине нужное оливковое масло из Испании.

Когда я выложила всё на кухонный стол, Виктория напряглась.

"Сколько это стоило?", — спросила она.

"Две тысячи рублей с небольшим".

Она посидела молча. Потом спросила с таким тоном, как если бы я сказала, что зачем-то купила Большой театр:

"За один ужин?"

"Да".

"Мария. За две тысячи я неделю кормлю семью".

"Я знаю. Но это хорошие ингредиенты".

"Хорошие", — повторила она, неодобрительно покачивая головой. "В Испании у вас другая экономика".

Я начала готовить.

Нарезала овощи, нагрела сковороду, налила масло.

Запах.

Виктория пришла на кухню. "Что это?", — спросила она, как будто в комнате произошло что-то неправильное.

"Масло. Оливковое масло. Когда оно горячее, оно пахнет", — объяснила я.

"Пахнет", — повторила она. Потом молчала, нюхая.

Я положила лук, чеснок, потом перец. Потом рис. Рис начал обжариваться в масле, становиться прозрачным.

Потом добавила бульон. Квартира наполнилась ароматом, который был совсем не русским.

"О, боже", — услышала я голос Дмитрия из гостиной. "Маша, это пахнет, как Валенсия".

"Потому что это валенсийская еда", — ответила я.

Когда паэлья была готова, я положила креветок сверху, украсила лимоном, петрушкой.

На столе — жёлтая паэлья, с красными креветками, с зелёной зеленью. Красиво.

-2

Виктория посмотрела.

"Хорошо", — сказала она. "Но не очень сытное. Где суп? Где хлеб?".

"В Испании паэлья — это всё. Суп, второе, гарнир — одно блюдо".

"Странно", — пожала она плечами.

Но попробовала. Маленький кусочек. Жевала долго. Потом:

"Вкусно. Но слишком много масла. И креветки зачем?"

"Белок", — ответила я.

"Я знаю, что белок. Но они дорогие".

Дмитрий ел, как человек, который вернулся домой. Шафран-Рыжик вышел из нирваны, прыгнул на табуретку, интересуясь паэльей, но Виктория его спугнула.

"Коту не по чину паэлья", — сказала она – «это слишком дорого»

Когда она отвлеклась, я выдала коту креветку, он схарчил ее с удивительной скоростью, видимо, чтобы Виктория не успела отобрать, а потом благодарно потерся об мои ноги.

После ужина, когда мы мыли посуду, Виктория сказала:

"Спасибо. Было необычно".

"Хочешь научиться готовить?", — спросила я.

"Может быть", — ответила она. "Но это сложно. И дорого".

Я улыбнулась. Я знала, что она думает совсем другое.

День десятый: окрошка и помидоры как провокация

Через неделю Виктория решила "показать нам русскую жизнь".

"Окрошка", — сказала она, доставая ингредиенты. "Холодный суп. Русский. Летний. Но я люблю его и сейчас".

Она нарезала: колбаса, картошка, огурец, зелень, яйцо. Мелко, кубиками. Потом взяла банку с коричневой жидкостью.

"Это что?", — спросила я.

"Это квас из хлеба. Традиционное. Русское".

Она налила квас в миску с кубиками. Суп стал тёмным. Почти чёрным. На дне жидкость, продукты, запах — кисловатый, хлебный, странный.

"Это... еда?", — спросила я осторожно.

Виктория показала мне миску, как если бы это была шедевр работы Леонардо.

"Попробуй".

Я попробовала.

Странно. Кислое, холодное, с колбасой и картошкой одновременно. Вкус непонятный, как незнакомый иностранный язык.

"Это хорошо?", — спросила Виктория.

"Это... необычно", — промямлила я.

"Хорошо или плохо?"

"Просто необычно. Я никогда такого не ела".

"Окрошка, это король летних супов", объявила Виктория с гордостью.

Я хотела рассказать про гаспачо. Про томатный, холодный, красивый суп. Про жаркий день в Севилье. Про то, как ты сидишь, ешь его, и кажется, что солнце входит в тебя.

Но я знала, что она скажет: "Это не суп, это какой-то томатный сок".

Поэтому я молчала.

Потом был случай с помидорами.

Я нашла в холодильнике три помидора. Они портились — коричневые пятна, мягкие. Я подумала логично: старое, выбросить.

Я выбросила их.

Виктория услышала что-то (может быть, звук, может быть, она почуяла мою устремленность), вышла на кухню и остановилась.

"Что ты делала?", — спросила она.

"Выбросила помидоры. Они портились".

Она подошла к мусорному ведру и вытащила помидоры.

"Они ГОДЯТСЯ!", — сказала она.

"Но они же...", — начала я.

"В России мы не выбрасываем еду. Помни это. Всегда".

Её голос был серьёзный. Она держала помидоры в руке, как реликвию.

"Их еще можно обрезать и использовать, например, для соуса", -- назидательно поведала она.

Я посмотрела на её полки. Банки с датами. "2023", "2022", "2021". Месяцы, сезоны, годы, написанные маркером на стекле. Как музей.

"Это всё ты съешь?", — спросила я.

"На зиму", — ответила Виктория. "На случай. В России зима длинная".

Я молчала. Я понимала, что это не про еду. Это про историю, которую написали люди, пережившие нечто, чего я не пережила.

Я положила помидоры на подоконник молча.

"Спасибо", — сказала Виктория.

Завтрак: война за электричество

"Завтрак в восемь", — это была не просьба, это был закон.

Я встала в семь, захотела чего-нибудь лёгкого. Хлеб, масло, помидор.

"Это не завтрак", — сказала Виктория, когда увидела мою тарелку.

"В Испании это завтрак".

"Это очень мало. Ты голодная к обеду".

"Нет".

"Ты молодая. Потом будешь толстой".

Виктория пожала плечами, как если бы я ела песок, и отошла.

Потом — тостер.

В семь утра я хотела включить тостер. Виктория готовила кашу на плите.

"Не включай тостер", — сказала она.

"Почему?".

"Вдруг розетка не выдержит! Положи хлеб на сухую сковороду и поджарь на плите".

-3

Я положила хлеб на сухую сковороду. Хлеб получился немного странный, в том смысле, что слегка подгоревший – видимо, из-за моего недостаточного опыта. Я ела его в молчании, думая про странные розетки и про то, что Виктория росла в другом времени.

С ужином было ещё жёстче.

"Ужин в семь вечера", — объявила она.

"Но я ужинаю в девять", — сказала я.

"В девять? Это поздно. Плохо для сна и для фигуры".

"Я хорошо сплю".

"Пока ты молодая. Потом начнёшь толстеть и будет бессонница", — обрадовала она.

И каждый день в семь ровно —2-е, компот. Я ела механически, быстро, как в столовой.

В Испании мы едим в девять, когда день кончается, когда можно сесть, поговорить, никуда не торопясь. Здесь — ритм другой.

Ноябрь: Новый год как битва цивилизаций

В конце ноября Виктория открыла толстую тетрадь.

"Скоро Новый год", — сказала она, как капитан, объявляющий о приближении шторма.

"Ещё пять недель", — сказала я.

"Нужно планировать. В декабре всё подорожает".

Она показала мне список: оливье, шуба, холодец, икра, рыба запечённая, индейка, компот, варенье, конфеты.

"Это русское меню", — объяснила она. "Новый год — это наш праздник. Это святое".

"А может быть...",, я начала осторожно,, "...что-то другое? Испанское? Международное?"

Виктория посмотрела на меня.

"Испанское на Новый год?", — спросила она.

"Почему нет? Я же здесь".

"Твои традиции — это Рождество. Новый год — это русский".

"Но я люблю паэлью, хамон, морепродукты...", — начала я.

"Паэлью приготовишь в другой день. Новый год — это святое. Это передаётся из поколения в поколение. И я не буду это менять ради...".

Она не договорила.

Ради иностранки? Ради какой-то непонятливой женщины?

Дмитрий был в соседней комнате. Я знала, что слышит. Но ничего не сказал.

Я ушла на балкон. Внизу — Москва, серые дома, машины. Я чувствовала себя очень одиноко.

День, когда паэлья подгорела

Неделю мы были в молчании. Учтивом молчании. Виктория показывала, как лучше готовить борщ ("свеклу в конце, чтобы цвет был ярче"). В отношениях за внешней любезностью чувствовалась некоторая натянутость.

Потом я набралась решимости и взялась готовить паэлью.

Я включила плиту, положила рис в сковороду с маслом. Я думала про Севилью, про маму, про жизнь до Москвы, и так глубоко ушла в свои воспоминания, что не заметила, как рис чернеет.

"МАРИЯ!", — крикнула Виктория.

Я повернулась. Дым. Запах горелого. Сковорода чёрная.

"Что ты сделала?!", — крикнула Виктория.

Я выключила плиту.

Это была её сковорода. Старая. Чугунная. Этот музейный экспонат подарил ей муж в прошлом веке. Она готовила на ней, когда Дмитрий был маленький.

"Эта сковорода! Тридцать лет! Я готовлю на ней тридцать лет! И ты просто оставила рис?!"

"Я не видела", — сказала я.

"Ты не видела?! Ты готовила и не видела?!"

"Мне жаль", — ответила я.

Виктория молчала. Потом тихо:

"Извинение сковороде не поможет".

Дмитрий вышел из комнаты.

"Хватит", — сказал он. Голос был тихий, но за ним чувствовалось что-то, что громче крика.

"Вы обе готовите хорошо. Просто по-разному. Мне нравятся обе. Я люблю вас обеих. Но так нельзя".

Он стоял между нами.

"Мам, твои борщи — это моя история. Это святое. Но Мария — это моё будущее. Я не хочу выбирать".

Виктория посмотрела на сына.

"Я не хочу, чтобы вы боролись. Я хочу, чтобы вы были вместе. Чтобы мы все были вместе. За одним столом".

Он ушел.

Молчание.

"Я не хотела испортить сковороду", — сказала я.

"Я знаю", — ответила Виктория.

"Я просто не знаю, как быть здесь. Я не знаю, как быть русской. Я только знаю, как быть испанкой".

Виктория посмотрела на меня долго.

"Это не про правильное и неправильное", — сказала она. "Это про то, что я потеряла. Потеряла мужа. Растила сына одна. И я контролировала то, что могла — дом, кухню, традиции. Это было моё".

"Я не хотела вмешиваться и менять", — сказала я.

"Я знаю", — ответила Виктория. Она присела на стул.

Первый раз я увидела её не королевой. Просто пожилая женщина, которая была одна, у которой накопилась усталость.

"Может быть", -- задумчиво сказала я, -- "мы сможем научиться. Я — любить твои борщи. Ты — не бояться моего масла".

Виктория усмехнулась. Грустно, но с надеждой.

"Испанка и русская. Собственно, когда-то давно такая дружба была даже на государственном уровне", — сказала она.

"Да", — ответила я. "Это будет интересная история".

Шафран/Рыжик прыгнул на стул между нами. Как будто приглашал высокие стороны к перемирию.

Но я знала — это была просто пауза.

Новогодний стол был впереди.

________________________________________

КОНЕЦ ЧАСТИ 1

(Окончание следует...)

P.S. А вы проходили через такую войну? расскажите!

Ставьте лайк, комментируйте, подписывайтесь на канал -- здесь будет много интересного!