«Роллинги, вперед!». История и обзор дебютного сингла «Come On» 1963 года группы The Rolling Stones.
Год 1963-й выдался для британского музыкального коллектива The Rolling Stones богатым на события. Сформировался «классический состав» группы: вокалист Мик Джаггер (Mick Jagger), гитарист Кит Ричардс (Keith Richards), мультиинструменталист Брайан Джонс (Brian Jones), бас-гитарист Билл Уаймен (Bill Wyman) и барабанщик Чарли Уоттс (Charlie Watts), который под чутким контролем менеджера Эндрю Лоуга Олдхэма (Andrew Loog Oldham) активно гастролировал по территории Великобритании, дав 228 концертов.
К январю 1964 года музыканты The Rolling Stones считались опытными профессионалами британской музыкальной индустрии, так как, помимо концертной деятельности, выпустили несколько синглов, которые хорошо продавшихся и ротировавшихся на национальных радиостанциях. Кроме того, группа успела появиться в телевизионных эфирах программах «Thank Your Lucky Stars», «Ready Steady Go» и «Scene at 6.30».
В январе 1964 года британская дискография The Rolling Stones включала синглы «Come On» / «I Want to Be Loved» (дата выпуска – 7 июня 1963 года, номер по каталогу Decca – F.11675, подробнее в отдельном обзоре на релиз в рецензии «ЭКИРА»: «Роллинги, вперед!». История и обзор дебютного сингла «Come On» 1963 года группы The Rolling Stones), «I Wanna Be Your Man» / «Stoned» (дата выпуска – 1 ноября 1963 года, номер по каталогу Decca – F.11764). В июле 1963 года группа записала композиции «Poison Ivy» и «Fortune Teller» для выпуска на семидюймовой пластинке. Была подготовлена матрица и пробный тираж с номером по каталогу Decca – F 11742. Диск должен был выйти 28 августа 1963 года и стать вторым синглом ансамбля, но планы изменились в угоду выпуска композиции «I Wanna Be Your Man» авторского дуэта «Леннон – МакКартни» («Lennon-McCartney»), которая считалась более перспективной и коммерчески востребованной. 9 января 1965 года сингл с этой композицией на стороне «A» занял двенадцатое место в хит-параде Великобритании.
На следующий день, 10 января 1964 года, продюсерский центр «Impact Sound», созданный в мае 1963 года менеджером Эндрю Лоугом Олдхэмом и его деловым партнёром Эриком Истоном (Eric Easton) для работы с The Rolling Stones, выпустил на лейбле «Decca Records» дебютный мини-альбом (EP, extended play, mignon) «The Rolling Stones» (номер по каталогу Decca – DFE 8560, Decca – DFE.8560), содержащий четыре песни: «Bye Bye Johnny», «Money (That's What I Want)», «You Better Move On» и альтернативную версию композиции «Poison Ivy». Неделю спустя, 18 января 1964 года, миньон попал в специализированный британский хит-парад для мини-альбомов, а 8 февраля 1964 года занял лидирующую позицию. Диск оставался на первом месте 14 недель и стал первой пластинкой группы, достигшей первого места в Великобритании.
На волне успеха в рейтингах и роста продаж пластинок менеджер Эндрю Лоуг Олдхэм готовит The Rolling Stones в качестве главных участников концертной программы («хедлайнеров») британского тура 1964 года («The Rolling Stones 1st British Tour 1964»), который стартует 3 января выступлением на площадке «Glenlyn Ballroom» в Льюисхэме, близ Лондона, Англия.
Шоу за пределами столицы давались музыкантам с большим трудом, так как условия перемещения в фургоне клавишника и дорожного менеджера Иэна Стюарта (Ian Stewart) были ужасны. Транспорт постоянно ломался, инструменты терялись. Кроме того, Биллу Уаймену и Чарли Уоттсу стало сложно совмещать музыкальную деятельность и семейную жизнь. Бас-гитарист женился на Дайан Кори (Diane Cory) 24 октября 1959 года в церкви Святого Иоанна Богослова в Пенге, районе Бромли, Лондон, а 29 марта 1962 года у пары родился сын Стивен (Stephen Paul Wyman). Барабанщик Чарли Уоттс снял апартаменты в Лондоне для совместного проживания со студенткой Королевского колледжа искусств, в котором он тоже учился, Ширли Энн Шепард (Shirley Ann Shepherd). Пара зарегистровала брак 14 октября 1964 года. Личная жизнь музыкантов держалась менеджментом группы в строжайшем секрете, так как считалось, что это может расстроить юных поклонниц коллектива. По воспоминаниям Билла Уаймена, изложенным на страницах №№ 49 – 50 книги Пола Секстона (Paul Sexton) «Чарли сегодня хорош: авторизованная и официальная биография легендарного барабанщика Rolling Stones»: «Каждый раз, выступая в Лондоне или возвращаясь с концертов, допустим из Шеффилда или Ноттингема, мы освобождались поздно. Парни отправлялись в ночной клуб «Ad Lib» или ещё куда-нибудь, а мы с Чарли ехали по домам. Меня обычно привозили в Бекенхем последним, где-то к шести утра…».
Накладки случались и на самих концертах. В апреле 1964 года группу пригласили принять участие в «Фестивале модов» под эгидой передачи «The Ready Steady Go Mod Ball at Wembley Empire Pool», который проходил на площадке спортивно-концертного комплекса района Уэмбли лондонского боро Брент - «Уэмбли Арена» («Wembley Arena»). Шоу записывалось под фонограмму. Стоя на огромной арене, музыкантам нужно было открывать рот под первую песню. Когда The Rolling Stones шли по коридору к сцене, он оказался занят поклонниками и техническим персоналом. Пока музыканты пробирались к выходу, на концертной площадке уже звучала фонограмма «Walking The Dog». Всё это время восемь тысяч человек смотрели на пустую сцену.
В начале 1964 года представители центра «Impact Sound» начали переговоры о международных гастролях группы в Европе и США. К ним присоединился малоизвестный американский промоутер Боб Льюис (Bob Lewis), готовый организовать первые гастроли коллектива по Северной Америке и участие музыкантов в телевизионных шоу летом 1964 года.
Растущую популярность The Rolling Stones нужно было закрепить студийными релизами. Импресарио понимал, что слава квинтета может быстро угаснуть. Используя все шансы, он добивался от них максимальной эффективности и полной отдачи. Требовался полноценный дебютный студийный альбом, который в случае успеха позволил бы группе выйти на новые горизонты, включая международный рынок, а в случае провала - привести к распаду. На раннем этапе карьеры, без устойчивой популярности и финансовой базы, это могло означать потерю контракта с «Impact Sound», снижение интереса со стороны лейбла «Decca Records» и давления критиков.
Музыканты The Rolling Stones и их менеджер Эндрю Лоуг Олдхэм решили воспользоваться моментом, так как популярность коллектива только возрастала. Британский еженедельник «Record Mirror» завёл специальную колонку «A Rolling Stone Writers» и в каждом выпуске публиковал заметки о каждом из участников группы.
Ещё в октябре 1963 года Эндрю Лоуг Олдхэм начал поиск студии для полноценных рекорд-сессий дебютной пластинки коллектива. Свой выбор он остановил на недорогих лондонских студийных помещениях «Regent Sound Studios», расположенных по адресу: 4 Denmark Street, Лондон. Музыкантам The Rolling Stones он объяснял выбор акустическими особенностями, где «звук перетекает от инструмента к инструменту правильным образом» и создаёт «шумовую стену». На самом деле импресарио руководствовался экономической целесообразностью: из-за невысокой арендной платы группа могла записываться длительное время, а не в обычных трёхчасовых блоках, как в других студиях. Это устраивало участников квинтета, так как они постоянно находились в плотном гастрольном графике и не могли уделять достаточно времени студийной работе.
Тон-зал в студии звукозаписи «Regent Sound Studios» представлял собой крохотную комнату, где едва помещались исполнители и микрофоны, стены которой были обиты картонными коробками из-под яиц. Из-за этого стоял затхлый запах. Технические помещения, включая контрольную аппаратную для инженеров и персонала, были тесными. В период работы в них могли находиться лишь два человека.
Для работы над будущим альбомом The Rolling Stones был привлечён технический персонал «Regent Sound Studios», включая инженера Билла Фарли (Bill Farley), который также выполнял обязанности технического работника. Для записи использовался примитивный двухдорожечный магнитофон марки «Revox T26», выпущенный швейцарской фирмой «Studer» в 1952 году.
По воспоминаниям Билла Уаймена, изложенным в совместной с британским журналистом Ричардом Хейверзом (Richard Havers) книге «Роллинг Стоунз» («Rolling With The Stones»): «Единственными людьми, с которыми можно было иметь дело в английских студиях звукозаписи, были Билл Фарли из «Regent Sound Studios» и Глин Джонс (Glyn Johns), - если, конечно, удавалось убедить его работать с вами. Главной и общей бедой английских студий звукозаписи того времени являлся тот очевидный факт, что рок-группы, с их бившей через край энергией, совершенно не звучали в записи: вся мощь сводилась на нет несовершенной студийной акустикой и аппаратурой, абсолютно не рассчитанной на громкий, «живой» звук».
Все инструменты квинтета воспроизводились посредством одного усилителя, через который фиксировалось звучание электрогитар, органа и ударных инструментов. Такой подход к записи студийного материала отражает грубую аналоговую эпоху, когда доминировало двухканальное оборудование, а сложное техническое оснащение еще не стало стандартом для небольших студий.
Позже Кит Ричардс отмечал, что «в таких примитивных условиях было просто записать нашу первую пластинку и ранние синглы, но почти невозможно добиться более качественного звучания».
The Rolling Stones не сразу приступили к работе над материалом для дебютной пластинки. Им нежно было привыкнуть и понять функционал оборудования, работу инженера и, главное, – собственное звучание. Несмотря на то, что они не были новичками в студии звукозаписи, столь длительные и затяжные сессии были для музыкантов впервые.
Группа начинала репетиции в ноябре 1963 года, но работала над материалом, который не использовался для официального выпуска на альбоме и синглах. Так, 20 ноября 1963 года The Rolling Stones записали демонстрационную версию («demo version») композиции «My Only Girl» (Mick Jagger / Keith Richards) для британского певца Джорджа Бина (George Bean). На сессиях присутствовал американский исполнитель Джин Питни (Gene Pitney), также «подопечный» Эндрю Лоуга Олдхэма. Песня так понравилась молодому музыканту, что он попросил авторов подарить композицию ему. Мик Джаггер переработал слова и мост, после чего запись под названием «That Girl Belongs To Yesterday» вышла на сингле Джина Питни в феврале 1964 года (номер по каталогу United Artists Records – UP 1045), достигнув через месяц седьмой позиции в национальном хит-параде Великобритании. Джордж Бин записал другую композицию авторского тандема «Джаггер – Ричардс» под названием «Will You Be My Lover Tonight», которая была издана 10 января 1964 года продюсерским центром «Impact Sound» на семидюймовом сингле (номер по каталогу Decca – F.11808).
Вечером 20 ноября и днём 21 ноября 1963 года The Rolling Stones записали композицию под рабочим названием «Sure Nuff I Do» (Brian Jones / Gene Pitney), преимущественно авторства Брайана Джонса с небольшой доработкой центральной части Джина Питни. Песня с ведущим вокалом лидера коллектива дорабатывалась и приобрела окончательный вариант «Sure I Do». Позже инженер Билл Фарли подготовил монофонический микс и мастеринг трека для единственного ацетатного (тестового) диска с целью возможного выпуска, но из-за политики импресарио группы по снижению роли Брайана Джонса и возвышению авторского дуэта «Джаггер – Ричардс» релиз стал невозможен. Ацетатный диск длительное время находился в лондонском ресторане «Sticky Fingers Cafe» Билла Уаймена, расположенном в районе Кенсингтон, но после его закрытия в 2021 году переместился в домашний архив музыканта.
Также в двадцатых числах ноября 1963 года инженер Билл Фарли записал ещё ряд композиций The Rolling Stones, преимущественно авторский материал музыкантов. Среди них:
- «It Should Be You» (Mick Jagger / Keith Richards), маркированная как демоверсия для Джорджа Бина. Его версия вышла на стороне «B» сингла «Will You Be My Lover Tonight»;
- «Leave Me Alone» (Mick Jagger/ Keith Richards), демоверсия для Дуга Гиббонса (Doug Gibbons). Сессия проходила при участии Иэна Стюарта на клавишных инструментах;
- «Shang A Doo Lang» (Mick Jagger / Keith Richards) - очередное студийное демо для британской актрисы и певицы Эдриэнн Поста (Adrienne Posta). В её исполнении трек выйдет на сингле «Shang A Doo Lang» / «When A Girl Really Loves You» (дата выпуска - 20 марта 1964 года, номер по каталогу Decca – F.11864);
- «So Much In Love» (Mick Jagger / Keith Richards). Композиция будет передана группе из графства Уорвикшир, Англия, The Mighty Avengers, которые по протекции Эндрю Лоуга Олдхэма заключат трёхлетний контракт с «Decca Records», но не смогут достичь коммерческого успеха и распадутся в начале 1966 года. Версия песни в их исполнении выйдет на сингле «So Much In Love» / «Sometime They Say» (дата выпуска - ноябрь 1964 года, номер по каталогу Decca – F.11962). Пластинка станет популярной и в декабре 1964 года займёт 46-е место в хит-параде Великобритании;
- несколько дублей «With A Song In My Heart» (Mick Jagger / Keith Richards).
Сделаем паузу и послушаем на канале «ЭКИРА» неизданные композиции: «It Should Be You», «Leave Me Alone», «My Only Girl», записанные музыкантами The Rolling Stones на лондонской студии «Regent Sound Studios» 20 и 21 ноября 1963 года:
В период с 7 по 9 декабря 1963 года на плёнку фиксируется сессия «сборной команды»: Мик Джаггер - основной вокал; Кит Ричардс – ритм-гитара; Брайан Джонс – вокал, лид-гитара, губная гармошка; Рег Гест (Reg Guest) – фортепиано; Эрик Форд (Eric Ford) – бас-гитара; Энди Уайт (Andy White) – ударная установка. В этом составе музыкантов были записаны композиции:
- «Give Me Your Hand» (Mick Jagger / Keith Richards). Эта демонстрационная запись послужила основой для полноценной версии песни английского актёра, танцора и певца Тедди Грина (Teddy Green), вышедшей летом 1964 года на семидюймовой пластинке «Always» / «Give Me Your Hand» (номер по каталогу Piccadilly – 7N.35173);
- «I Want You To Know» (Brian Jones). Сделано несколько дублей с ведущим вокалом Брайана Джонса. Позже ацетатный диск с этим треком появлялся на различных аукционах;
- «When A Girl Loves A Boy» (Mick Jagger / Keith Richards). Записано несколько версий в быстром темпе и одна с продолжительным инструментальным и вокальным вступлением;
- демо «You Must Be The One» (Mick Jagger / Keith Richards) для ирландского коллектива The Greenbeats. Их версия вышла на сингле «If This World Were Mine» / «You Must Be The One» в ноябре 1964 года (номер по каталогу Pye Records – 7N.15718). Продюсером релиза выступил Джон Пол Джонс (John Paul Jones).
Основные рекорд-сессии дебютного альбома проходили отдельными урывками в январе – феврале 1964 года, так как группа параллельно гастролировала и участвовала в радиопрограммах британской вещательной корпорации «BBC». Наиболее плодотворными стали 2, 3, 10, 13, 28, 29 января и 4, 6, 24, 25 февраля 1964 года.
Для записи было отобрано девять композиций из репертуара американских блюзовых, рок-энд-ролльных и ритм-энд-блюзовых исполнителей: Мадди Уотерса (Muddy Waters), Вилли Диксона (Willie Dixon), Чака Берри (Chuck Berry), Джимми Рида (Jimmy Reed), Бо Диддли (Bo Diddley), Слима Харпо (Slim Harpo), Руфуса Томаса (Rufus Thomas), Марвина Гэя (Marvin Gaye) и Джина Эллисона (Gene Allison).
В начале 1964 года Мик Джаггер и Кит Ричардс были начинающими авторами песен, а на творчество коллектива заметное влияние оказывали блюзовые корни лидера Брайана Джонса, который хотел, чтобы дебютная пластинка The Rolling Stones отражала их основы и последовательностью музыкального стиля. В этой связи авторский дуэт «Джаггер – Ричардс» внёс в альбом только одну оригинальную композицию - «Tell Me (You're Coming Back)».
Полноформатный дебютный релиз содержал два оригинальных номера коллективного творчества The Rolling Stones, обозначенных псевдонимом «Nanker Phelge». По словам Эндрю Лоуга Олдхэма, записи группы под этим псевдонимом использовались для треков, основанных на блюзовых стандартах 1950-х годов. Кроме того, это позволило импресарио распоряжается авторскими правами на произведения по своему усмотрению.
Пластинка содержит два номера авторства «Nanker Phelge»: «Now I've Got a Witness (Like Uncle Phil and Uncle Gene)» и «Little by Little». Второй трек был написан в соавторстве с музыкальным продюсером Филом Спектором (Phil Spector).
В рекорд-сессии альбома 28 и 29 января 1964 года была записана композиция «Not Fade Away» из репертуара американского певца и автора песен Бадди Холли (Buddy Holly), которая позже была издана в Великобритании отдельным синглом.
Участники группы ещё не имели достаточного опыта, поэтому творческий процесс проходил тяжело и трудоёмко. Инженер Билл Фарли рассказывал о спонтанном характере сессий, отмечая, что группа «играла до тех пор, пока не почувствует номер». За исключением нескольких наложений, альбом получился максимально приближённым к звучанию The Rolling Stones на концертах. Все песни были блестяще отрепетированы во время непрерывного турне.
Шестой участник группы, клавишник Иэн Стюарт, играл на фортепиано в песнях «Tell Me (You're Coming Back)» и «Can I Get a Witness?», а также на электромеханическом органе модели «Vox Continental» в треках «You Can Make It If You Try» и «Now I've Got a Witness (Like Uncle Phil and Uncle Gene)». Джим Питни исполнил партию фортепиано в песне «Little by Little», а Фил Спектор сыграл на маракасах.
Фотография для обложки альбома была сделана британским фотографом Николасом Райтом (Nicholas Wright). На обложке нет названия или какой-либо идентифицирующей информации об исполнителе, кроме центрального снимка и логотипа «Decca». Это была дерзкая дизайнерская концепция, разработанная менеджером Эндрю Лоугом Олдхэмом. Если бы ему позволили, он убрал бы с конверта и название фирмы грамзаписи.
После релиза диска большинство поклонников и меломанов по всему миру дали дебютной пластинке группы название «The Rolling Stones» в честь самого коллектива. Встречаются варианты с порядковой нумерацией «The Rolling Stones № 1», так как альбом открывает британскую дискографию The Rolling Stones. Это не совсем верно. Согласно задумке менеджера Эндрю Лоуга Олдхэма, любые титульные элементы издания отсутствовали умышленно. Он объяснял: «Я не хотел, чтобы у альбома The Rolling Stones было какое-то неуместное название. Я считал, что все знают, кто они такие, поэтому нам не нужно указывать их имя на обложке. Эта идея пришла мне в голову однажды ночью, а на следующее утро стала навязчивой. У альбома The Rolling Stones не было ни названия, ни имени, только их угрюмые лица, смотрящие на вас с обложки». Представитель лейбла «Decca Records» Билл Таунсли (Bill Townsley) счёл такой подход к оформлению альбома равносильным коммерческому самоубийству.
Предварительные заказы на первый альбом The Rolling Stones превысили 100 000 экземпляров. Дата выпуска дебютного альбома группы - 17 апреля 1964 года, пятница. К релизу альбома лейбл «Decca Records» оформил первую рекламную витрину группы, выставив альбом и миньон в районе Сохо, в «центре звукозаписи» Алекса Стрикленда (Alex Strickland).
25 апреля 1964 года альбом «The Rolling Stones» дебютировал на седьмой строчке национального хит-парада Великобритании. Спустя неделю, 2 мая 1964 года, он покоряет верхнюю позицию, обойдя пластинку «With The Beatles» (дата выпуска – 22 ноября 1963 года, номер по каталогу Parlophone – PCS 3045).
Диск возглавлял чарты страны в течение трёх месяцев. В целом релиз находился в разных рейтингах пятьдесят восемь недель, из них тридцать девять – в первой пятёрке.
Пластинка также возглавила австралийский хит-парад «Kent Music Report» и заняла второе место в рейтингах «The Official Finnish Charts» (Финляндия) и «Offizielle Top 100» (Германия).
Считается, что группа не выпускала в Великобритании специальные сингловые релизы для продвижения дебютной пластинки The Rolling Stones. Вместе с тем в международной дискографии коллектива принято включать семидюймовые синглы с материалом с рекорд-сессий января – февраля 1964 года:
- - «Not Fade Away» / «Little By Little» (дата выпуска в Великобритании – 21 февраля 1964 года, номер по каталогу Decca – F.11845, дебютный релиз группы в США с композицией «I Wanna Be Your Man» на стороне «B» – 6 марта 1964 года, номер по каталогу London Records – 45-9657 / 45 LON 9657). Семидюймовая пластинка достигла третьей строчки национального хит-парада Великобритании, пятой – в Ирландии и 48-й – в «US Billboard Hot 100» США;
- - «Tell Me (You're Coming Back)» / «I Just Want to Make Love to You» (международный сингл, дата выпуска в странах Европы, США, Канаде и Австралии - 12 июня 1964 года, номер по каталогу London Records – 45-9682 / 45 LON 9682). Сингл занял первое место в Бельгии, Швеции, третье - в Нидерландах, седьмое – в Канаде и 24-е в «US Billboard Hot 100» США.
Перед выступлением квинтета в США был издан дебютный альбом группы был под названием «England's Newest Hit Makers: The Rolling Stones» (дата выпуска – 29 мая 1964 года, номер по каталогу London Records – LL 3375). Дизайн конверта изменён, на нём появилось название группы. Американская версия альбома отличается наличием трека с британского сингла «Not Fade Away» вместо композиции «Mona (I Need You Baby)», присутствующей в английской версии. Также изменён порядок следования треков на стороне «А». В американском чарте «US Billboard 200» диск достиг позиции № 11, но позже получил «золотой» статус.
Трек-лист британского дебютного альбома The Rolling Stones:
Сторона «A» / Side «А»:
01. «Route 66» (Bobby Troup) - 2:20
02. «I Just Want to Make Love to You» (Willie Dixon) - 2:17
03. «Honest I Do» (Jimmy Reed) - 2:09
04. «Mona (I Need You Baby)» (Ellas McDaniel) - 3:33
05. «Now I've Got a Witness (Like Uncle Phil and Uncle Gene)» (Nanker Phelge) - 2:29
06. «Little by Little» (Nanker Phelge / Phil Spector) - 2:39
Сторона «Б» / Side «B»:
07. «I'm a King Bee» (James Moore) - 2:35
08. «Carol» (Chuck Berry) - 2:33
09. «Tell Me (You're Coming Back)» (Mick Jagger / Keith Richards) - 4:05
10. «Can I Get a Witness?» (Brian Holland / Lamont Dozier / Eddie Holland) - 2:55
11. «You Can Make It If You Try» (Ted Jarrett) - 2:01
12. «Walking the Dog» (Rufus Thomas) - 3:10
Продолжительность звучания пластинки – 33 минуты 24 секунды.
Согласно книге «Все песни Роллинг Стоунз: история каждой записи» («The Rolling Stones All the Songs: The Story Behind Every Track», дата первой публикации – 25 октября 2016 года) французских журналиста Филиппа Марготена (Philippe Margotin) и писателя Жана-Мишеля Гесдона (Jean-Michel Guesdon), состав музыкантов и технического персонала на дебютной пластинке The Rolling Stones был следующий:
- Мик Джаггер (Mick Jagger): основной и вспомогательный вокал, тамбурин, хлопки в ладоши, губная гармошка на композициях «Honest I Do» и «I'm a King Bee», маракасы на песне «Mona (I Need You Baby)»;
- Кит Ричардс (Keith Richards): дополнительный вокал, сольная электрогитара, шести- и двенадцатиструнные акустические гитары;
- Брайан Джонс (Brian Jones): дополнительный вокал, ритм-электрогитара, ведущая партия гитары на треке «I'm a King Bee», свист и сольная слайд-гитара на песне «Walking the Dog», губная гармошка на композициях «I Just Want to Make Love to You» и «Now I've Got a Witness (Like Uncle Phil and Uncle Gene)», тамбурин на песнях «Tell Me (You're Coming Back)» и «Can I Get a Witness»;
- Чарли Уоттс (Charlie Watts): хлопки в ладоши, ударные инструменты, перкуссия, тамбурин на песнях «Little by Little» и «Mona (I Need You Baby)»;
- Иэн Стюарт (Ian Stewart): электроорган на композициях «Now I've Got a Witness (Like Uncle Phil and Uncle Gene)» и «You Can Make It If You Try», фортепиано на треках «Can I Get a Witness?» и «Tell Me (You're Coming Back)»;
- Грэм Нэш (Graham Nash) и Аллан Кларк (Allan Clarke): вспомогательный вокал и гармонии на песне «Little by Little»;
Разбираем все песни британской дебютной пластинки The Rolling Stones. Рассмотрим историю создания и появления в репертуаре группы каждой композиции. Погрузимся в смысл произведений и стихов, а также послушаем музыку.
Открывающая дебютный альбом The Rolling Stones композиция «(Get Your Kicks on) Route 66» была сочинена в 1946 году американским пианистом, композитором и актёром Бобби Троупом (Bobby Troup) в гармонии двенадцатитактового блюза. Лирика рассказывает о поездке по федеральной автомагистрали — трассе № 66, пересекающей США с востока на запад из Чикаго в Лос-Анджелес. В тексте упоминаются некоторые города по маршруту, а дух путешествия пропитан позитивными эмоциями. В основу произведения легли личные впечатления Бобби Троупа.
Впервые песня «(Get Your Kicks on) Route 66» была исполнена Натом Кингом Коулом (Nat King Cole) в составе The Nat King Cole Trio. Запись, сделанная 16 марта 1946 года на студии «Radio Recorders» в Лос-Анжелесе, издана на десятидюймовом сингле из шеллака «(Get Your Kicks on) Route 66» / «Everyone Is Sayin' Hello Again (Why Must We Say Goodbye?)» (дата выпуска – 22 апреля 1946 года, номер по каталогу Capitol Records – 256). Пластинка стала большим хитом и заняла одиннадцатую позицию в американских чартах «Billboard». Впоследствии песню исполняли многие музыканты, в том числе Чак Берри.
«Отец рок-энд-ролла» записал собственную версию песни 10 января 1961 года в студии «Chess Studios» в Чикаго, штат Иллинойс, США. Чак Берри практически переосмыслил композицию, превратив её в один из классических стандартов ритмичного рока. Для своей пластинки «New Juke Box Hits» (дата выхода – 15 марта 1961 года, номер по каталогу Chess – LP 1456) он сократил название до «Route 66».
Именно его версию песни «Route 66» сначала услышали Кит Ричардс и Брайан Джонс, а затем остальной состав The Rolling Stones прослушал пластинку «New Juke Box Hits».
Два года спустя после рекорд-сессий песни «Route 66» Чака Берри The Rolling Stones записали собственную версию композиции для своего дебютного альбома. Сразу после новогодних мероприятий 3 января 1964 года The Rolling Stones, менеджер Эндрю Лоуг Олдхэм и инженер Билл Фарли собирались в «Regent Sound Studios» для работы над песнями «Carol», «Mona (I Need You Baby)», «Walking the Dog», «You Can Make It If You Try» и «Route 66».
По инициативе Кита Ричардса была создана новая аранжировка песни Бобби Троупа с быстрыми гитарными риффами и ускоренным битом ритм-секции Билла Уаймена и Чарли Уоттса, наполненная живым звучанием. Отшлифовав её на выступлениях в лондонских клубах, музыканты вошли в студию, готовые сыграть «Route 66» на полной скорости.
В исполнении The Rolling Stones «Route 66» неустанно наращивает темп, делая зигзаги путешествия по трассе быстрыми, стремительными и электрически опасными. Их рок-версия лишена плавного соул-скольжения и наслаждения от поездки, квинтет заставляет ощутить драйв, напор и опасность столкновения.
Вокал Мика Джаггера звучит увереннее, чем на предыдущих записях, и сразу погружает в ритм. Энергия вокалиста и его манера исполнения заставляют задуматься, что ждёт слушателей на остальных дорожках дебютного альбома The Rolling Stones.
Рок-номер «Route 66» прочно вошёл в концертный репертуар группы. Песня органично вписывалась в ранние концерты, особенно во время первого тура по США, когда они играли в городах, упомянутых в тексте. Такое пересечение литературных образов и реальности придавало выступлениям дополнительную энергию, словно музыка сошла с пластинки и вырвалась на улицу.
Спустя пару лет трек вошёл в концертный мини-альбом «Got Live If You Want It!» (EP, дата выпуска – 11 июня 1965 года, номер по каталогу Decca – DFE.8620). «Живое» исполнение, записанное 5 марта 1965 года на выступлении в лондонском театре «Regal Theatre», показывает не отшлифованный номер, а неукротимую волну энергии. С различными перерывами композиция «Route 66» исполнялась на концертах до октября 2012 года.
Путешествуем по «Route 66»:
Блюзовый стандарт «I Just Want to Make Love to You» был написан американским исполнителем и композитором Вилли Диксоном в феврале 1954 года. Как и композиция «I Want To Be Loved», которую The Rolling Stones записали для второй стороны своего дебютного сингла, песня «I Just Want to Make Love to You» передана автором своему другу и коллеге по звукозаписывающей фирме «Chess Record Corp.» - Мадди Уотерсу.
Американский блюзмен незначительно перерабатывает музыкальную структуру и текст песни, которая получает название «Just Make Love to Me». Мадди Уотерс при участии Вилли Диксона на бас-гитаре записывает композицию 13 апреля 1954 года для сингла. Пластинка «Just Make Love To Me» / «Oh! Yeh» издается в мае 1954 года в нескольких вариантах, включая семидюймовый виниловый и десятидюймовый шеллак-релизы под одним номером по каталогу Chess – 1571. Песня заняла четвёртое место в чарте «R & B»-бестселлеров журнала «Billboard».
Один из экземпляров пластинки Мадди Уотерса находился в коллекции Брайана Джонса, который часто слушал диск и включал его на вечеринках для гостей, среди которых были остальные участники The Rolling Stones. Песня «I Just Want to Make Love to You» вошла в концертный репертуар ансамбля в начале 1963 года, но не стала постоянным номером до выпуска дебютной пластинки. Лишь во время «First US Tour 1964» июня 1964 года блюзовый номер прочно укоренился в сет-листе группы и оставался там вплоть до 2003 года.
Брайан Джонс при участии Мика Джаггера переделал аранжировку и структуру текста песни «I Just Want to Make Love to You». Если в исполнении Мадди Уотерса лирический тон повествования выражал желание героя страстных отношений, свободных от обязательств и бытовых забот, то в подаче The Rolling Stones основная тема упрощена. Текст повествует о прямом желании физической близости. Герой выражает любовь через стремление к интимной связи, полностью отвергая традиционные обязанности, связанные с отношениями, такие как работа по дому или финансовая поддержка. Новая подача стандарта «I Just Want to Make Love to You» представителями лондонской музыкальной сцены стала весьма радикальной для Великобритании и американского традиционного общества. Несмотря на препятствия, радикальная интерпретация традиционного блюзового номера, который у The Rolling Stones превратился в рок чистой воды, пользовалась бешеной популярностью у молодых слушателей, желавших отказаться от правил, навязанных старшим поколением.
Спустя годы музыкальные критики отмечали, что именно версия композиции «I Just Want to Make Love to You» в исполнении The Rolling Stones вывела песню в мейнстрим. Их сырая, энергичная аранжировка донесла откровенные и провокационные тексты блюза до гораздо более широкой аудитории, продемонстрировав нефильтрованное следование чистым блюзовым традициям музыкального коллектива.
Брайан Джонс, согласовав выбор песни «I Just Want to Make Love to You» для дебютного альбома The Rolling Stones с менеджером Эндрю Лоугом Олдхэмом, специально создавал резкий стилистический контраст между их коллективом и The Beatles. Они хотели разрушить образ «милых парней», поющих невинную песню «I Want to Hold Your Hand», смело воспевая раскованную сексуальность и откровенную интимную близость, закрепив за собой образ бунтарей и «отщепенцев», не признающих общественных условностей.
24 февраля 1964 года группа работала над записью композиции «I Just Want to Make Love to You» в «Regent Sound Studios». После того как инженер Билл Фарли зафиксировал «основную дорожку» («backing track») будущего трека альбома, на следующий день, 25 февраля 1964 года, музыканты добавили вокальные гармонии, Брайан Джонс - партию губной гармошки, а Кит Ричардс – риффующие гитарные вставки. Песня была завершена и готова к выпуску.
Помимо полноформатного студийного диска The Rolling Stones, композиция вышла на стороне «B» международного сингла «Tell Me (You're Coming Back)», который пользовался спросом в США, Канаде, Австралии и Южной Африке.
Позже сингловая монофоническая редакция песни «I Just Want to Make Love to You», сокращённая на четыре секунды за счёт увеличения скорости воспроизведения, была включена в компиляцию «The Singles Collection: The London Years» (дата выхода – 15 августа 1989 года, номер по каталогу ABKCO – 820 900-2, ABKCO – 1218-2). Несмотря на редкое появление трека на сборниках и подборках группы, именно композиция «I Just Want to Make Love to You» служит ярким примером раннего творчества, основанного на традиционном блюзовом звучании.
Воодушевляемся энергетикой «I Just Want to Make Love to You»:
Ещё один оригинальный стандарт «Honest I Do» для дебютной пластинки музыкантов The Rolling Stones позаимствован из репертуара американского блюзового певца, гитариста и автора песен Джимми Рида, известного особым стилем электрического блюза, популярным среди разной аудитории, включая британскую молодёжь начала 1960-х годов.
Первые гитарные риффы «Honest I Do» появились у американского блюзмена весной 1957 года. Когда песня полностью оформилась, 3 апреля 1957 года Джимми Рид записал её в студии «Vee Jay Records Inc.» города Чикаго, штат Иллинойс, США. В авторском варианте песня вышла на сингле «Honest I Do» / «Signals Of Love» в сентябре 1957 года (номер по каталогу Vee Jay Records – VJ 253), а позже включена в состав первый альбом музыканта «I'm Jimmy Reed» (дата выпуска – лето 1958 года, номер по каталогу Vee Jay Records – VJLP 1004). Релиз пластинки приобрёл популярность в США и достиг позиции № 4 в чартах «R & B» и № 32 в «US 200» журнала «Billboard».
Главная тема песни «Honest I Do» - искренняя любовь и желание быть с любимым человеком. Лирический герой стремится к уверенности в чувствах возлюбленной, что выражается в его просьбах и переживаниях. В песне используются простые, но выразительные образы. Например, «самая сладкая маленькая женщина» («you the sweetest little woman») передаёт нежность и обожание героя.
Безусловно альбом «I'm Jimmy Reed» находился в коллекции музыкантов The Rolling Stones, но сама песня не была особо известна в Великобритании. При обсуждении отбора материала для репертуара группы и возможного включения в студийный альбом Брайан Джонс настоял на композициях Джимми Рида, под влиянием которого находился в начале 1960-х годов.
The Rolling Stones записали 29 января 1964 года собственную версию «Honest I Do» в студии «Regent Sound Studios». Особенно заметен вклад Мика Джаггера, чья вокальная подача номера строится на выразительных ремарках. В начале февраля 1964 года вокалист добавил партию губной гармоники, которую инженер Билл Фарли обработал для добавления дополнительной эхо-реверберации.
Кит Ричардс дублировал партию гитары Брайана Джонса для создания эффекта синхронного и ритмичного звучания. Благодаря такой аранжировке композиция «Honest I Do» звучит не как отшлифованная студийная запись молодых музыкантов, а как «живой» концертный номер опытных американских блюзменов, которым важнее «выплеснуть» собственные эмоции, чем оценка качества игры окружением. В этом треке слышно, что чувства важнее формы. Колеблющийся темп, неровный строй и размытое звучание делают песню одновременно несовершенной и захватывающей.
После выхода дебютного альбома The Rolling Stones композиция «Honest I Do» подверглась критике как слабый и неотрепетированный номер. Однако музыканты группы умышленно добивались «грязного» и «грубого» звучания, рассчитывая воссоздать и превзойти оригинальный саунд Джимми Рида.
Песня «Honest I Do» - ранний образец подлинности, посыл в творчество молодой британской группы, изучающей язык американского блюза скорее на ощупь, чем точным копированием.
В конце февраля 1964 года инженер Билл Фарли, формирую окончательный монофонический микс трека для альбома, убрал во время затухания финальной коды одну из гитар The Rolling Stones. На отметке 2 минуты шесть секунд оставшаяся гитара звучит одиноко на фоне уменьшения громкости остальных инструментов. Для изысканного современного слушателя это может показаться ошибкой или дефектом воспроизведения, но в 1964 году такой приём «отключения» инструмента был студийным эффектом, создававшим изящное завершение композиции в духе ранних форм блюзовой музыки, возникшей в афроамериканском сообществе Юго-Востока США в конце XIX — начале XX века.
Номер «Honest I Do» оказала сильное влияние на творческое развитие группы The Rolling Stones. Взаимодействие двух гитар переросло в технику «плетения», которую Кит Ричардс и Брайан Джонс совершенствовали на протяжении всех 1960-х годов, а затем отточили и вывели на уровень совершенства Кит Ричардс и Ронни Вуд (Ronnie Wood) в конце 1970-х годов.
Композиция «Honest I Do» не стала популярным концертным номером в репертуаре The Rolling Stones, не включалась в многочисленные сборники и не возглавляла опросы поклонников, но она воплощает раннюю преданность группы стилистике блюзу и музыкантам, показавшим, что простота, исполненная с душой, может изменить мир.
Слушаем «Honest I Do»:
Завершение первой части обзора дебютного альбома 1964 года группы The Rolling Stones. Продолжение следует…
Во второй части статьи «Первый номер». История и обзор дебютного альбома 1964 года группы The Rolling Stones» будут рассмотрены оставшиеся композиции диска, а также разобраны цифровые и физические релизы последних лет, включая виниловые пластинки и компакт-диски.