Сто лет назад, 24 декабря 1925 года, состоялась премьера фильма, навсегда изменившего мировой кинематограф. «Броненосец „Потёмкин“» режиссёра Сергея Эйзенштейна был снят к 20-летию Первой русской революции и стал её художественным манифестом — произведением, в котором эпоха революционных потрясений обрела собственный кинематографический язык. «Это самая лучшая картина в мире», — так отзывался о «Потёмкине» Чарли Чаплин, актёр, режиссёр и символ эпохи немого кино. А бразильский режиссёр Альберто Кавальканти писал: «Появление „Броненосца „Потёмкин“ означает начало нового периода в истории кино, периода правды и жизни. Фильм этот потрясает все устои кино». Почему именно эта картина, снятая за считанные месяцы, уже сто лет возглавляет списки величайших фильмов всех времён? Как революция в монтаже стала художественным отражением революционной эпохи? И в чём секрет силы сцены на одесской лестнице, вошедшей в память человечества «как Миланский собор и Эйфелева башня»? Об этом — большая статья