Найти в Дзене

Круг чтения. Антони ван Левенгук "Тайны природы, открытые Антонием Левенгуком при помощи микроскопов" (письма в Royal Society)

Иногда самые гениальные вещи рождаются не в университетах, а на кухне. Это сборник отчётов сумасшедшего дедушки в Лондонское Королевское общество, куда он с упоением вываливал всё, что увидел в свои самодельные микроскопы. Делфт, XVII век. У него нет научной степени, он торговец тканями, по совместительству приставленный смотреть за городским виноделием. Но у него странная, почти детская одержимость — шлифовать крошечные линзы. Настолько хорошие, что ни у кого в мире таких не было. И он начинает смотреть на ВСЁ. До Левенгука люди думали, что мухи самозарождаются в грязи, а болезни - это «дурной воздух». Он же взял каплю воды из старой бочки, глянул в свою линзу и обомлел. Там был целый мегаполис! «Зверюшки», как он их называл - инфузории, бактерии. Они плавали, скакали, жили своей жизнью. Он открыл микромир. Невидимую вселенную, которая была под самым носом у человечества. Это перевернуло всё. Внезапно стало понятно, что природа не заканчивается на том, что видит глаз. От «семян» до сп

Иногда самые гениальные вещи рождаются не в университетах, а на кухне. Это сборник отчётов сумасшедшего дедушки в Лондонское Королевское общество, куда он с упоением вываливал всё, что увидел в свои самодельные микроскопы.

Делфт, XVII век. У него нет научной степени, он торговец тканями, по совместительству приставленный смотреть за городским виноделием. Но у него странная, почти детская одержимость — шлифовать крошечные линзы. Настолько хорошие, что ни у кого в мире таких не было. И он начинает смотреть на ВСЁ.

До Левенгука люди думали, что мухи самозарождаются в грязи, а болезни - это «дурной воздух». Он же взял каплю воды из старой бочки, глянул в свою линзу и обомлел. Там был целый мегаполис! «Зверюшки», как он их называл - инфузории, бактерии. Они плавали, скакали, жили своей жизнью. Он открыл микромир. Невидимую вселенную, которая была под самым носом у человечества. Это перевернуло всё. Внезапно стало понятно, что природа не заканчивается на том, что видит глаз.

От «семян» до сперматозоидов. Это, пожалуй, самая пикантная часть его открытий. Он изучал… эякулят. Да-да. И обнаружил там тех самых «анималькулей» - сперматозоидов. Он даже предположил, что в них заключена будущая форма жизни (хоть и ошибся в деталях, считая, что в головке сперматозоида уже есть мини-человечек). В его время шли жаркие споры: что важнее - мужское «семя» или женское «поле»? Он своими глазами показал, что мужское начало - это не какая-то мистическая жидкость, а миллионы живых, подвижных существ. Шок для пуританского общества был неслабый.

Левенгук резал всё подряд. Дерево, пробку, кость, стебель растения. И везде видел одну и ту же структуру - ячейки, поры, трубочки. Он, конечно, не сформулировал клеточную теорию, но он её УВИДЕЛ первым. Его описания строения древесины или пробки - это фундамент, на котором позже построили биологию.

Самая мощная идея книги - даже не открытия, а его метод. У него не было гипотез. Он не доказывал теорию. Он просто смотрел. И описывал. До тошноты педантично: сколько «зверюшек» уместится на песчинке, как они двигаются, что происходит, если полить их перцем. Он был идеальным свидетелем. Учёные мужи из Royal Society поначалу ему не верили - ну как может какой-то лавочник из глуши увидеть то, чего не видим мы? Приходилось привозить нотариусов, чтобы засвидетельствовать его опыты. Это был триумф наблюдательности над догмой.

Дух его писем потрясающе современен. Он постоянно оговаривается: «Я неуч, я простой человек… НО вот что я видел своими глазами». Он спорил с великими умами прошлого, не потому что был умнее, а потому что у него были факты, добытые из реального мира. Это манифест практической науки, рождённой любопытством, а не желанием вписаться в академическую среду.

И главное - он доказал, что для того, чтобы перевернуть мир, иногда достаточно просто быть до тошнотины любопытным и упрямо верить тому, что ты видишь. Даже если все вокруг считают тебя чудаком, разглядывающим блох и сперму под стеклышком в своём захолустном Делфте.

ОТКРЫТ НАБОР НА КУРС "СЦЕНАРИЙ ПОЛНОМЕТРАЖНОГО ФИЛЬМА".
СЛЕДУЙТЕ ЗА БЕЛЫМ КРОЛИКОМ!

Ваш

Молчанов