Найти в Дзене
Миллиард Татар

«В Екатеринбурге, на Студеной улице, в доме Агафуровых, магометанские дети обучаются татарской грамоте и основаниям мусульманского вероучени

«Миллиард.Татар» продолжает публиковать выдержки из исторических источников, связанных с прошлым татарского народа. На этот раз мы предлагаем познакомиться с историческими источниками, рассказывающими о формировании татарской нации в XIX веке. Публикация является фрагментом коллективной монографии Института истории им.Ш.Марджани АН РТ – «История татар. Том VI. Формирование татарской нации XIX – начало XX в. Часть 1 – Часть 100: предыдущие части читать здесь
Часть 101: «И нам великому государю пожаловати бы ево, Московку, не велеть их казанских ямских охотников ложному челобитью»
Часть 102: «Татарки Кинтейки Ирмухамметевой дочери велено итить замуж в мусульманской же веры за мусулманенина Московского государства»
Часть 103: «Велено де тебе ржаную муку, которая смолота, послать из Рыбной слободы в Лаишево и класть в анбары, и в Лаишеве де анбары не годятца.»
Часть 104: «Пусташь Кучюк, что дана по грамоте великого государя дяде моему обводная земля за речкой Аметевкой, да полянка Енабека
Оглавление

«Миллиард.Татар» продолжает публиковать выдержки из исторических источников, связанных с прошлым татарского народа. На этот раз мы предлагаем познакомиться с историческими источниками, рассказывающими о формировании татарской нации в XIX веке. Публикация является фрагментом коллективной монографии Института истории им.Ш.Марджани АН РТ – «История татар. Том VI. Формирование татарской нации XIX – начало XX в.

Часть 1 – Часть 100: предыдущие части читать здесь
Часть 101: 
«И нам великому государю пожаловати бы ево, Московку, не велеть их казанских ямских охотников ложному челобитью»
Часть 102: 
«Татарки Кинтейки Ирмухамметевой дочери велено итить замуж в мусульманской же веры за мусулманенина Московского государства»
Часть 103: 
«Велено де тебе ржаную муку, которая смолота, послать из Рыбной слободы в Лаишево и класть в анбары, и в Лаишеве де анбары не годятца.»
Часть 104: 
«Пусташь Кучюк, что дана по грамоте великого государя дяде моему обводная земля за речкой Аметевкой, да полянка Енабекава»
Часть 105: 
«Казанские купцы доносили вам, что там в мелких деньгах великая скудость, а медные пятикопеечники поставляют за тягость»
Часть 106: 
«Татары в этом дворе имеют свои отдельные лавки, в которых они продают персидские товары, которые состоят почти исключительно из шелковых тканей»
Часть 107: 
«Рассуждение прорицательного плача казанские царицы в 7061 году октября 3 дня»
Часть 108: 
«В сию посылку употреблял я татар слободы Сеитовой; и как сей народ легко ослеплен может быть корыстию, то я сих татар наградил изобильно обнадежил»
Часть 109: 
«А случитца суд сместнои тем людем и крестьяном з городцкими людьми или с волостными, и наместницы новагорода Свияжскаго и воеводы тех людеи»
Часть 110: 
«Учредить единожды навсегда при казанской гимназии для охотников класс татарского языка»
Часть 111: 
«Ибо Мурат именует себя верховнейшим святым, и пишется от наследия дочери Магомеда пророка Фатьмы»
Часть 112: 
«Града сего имя есть Болгары. Знайте, о! мужие совершенный, которой отныне просветится и переимянуется Наубагаром»
Часть 113: 
«Человек Зюбяир Ягазы называемой, сокровище есть фруктов, и где есть оному подобное: фамилия и дети его странные»
Часть 114: 
«Малмыжского уезда деревни Тюнтера мулла Галей Сайфуллин не сознался в совращении в магометанский закон некрещеных вотяков и чуваш разных селений»
Часть 115: 
«Как выше означено что я учрежденным в Уфе магометанского закона духовным собранием определен»
Часть 116: 
«И после арских людей и побережными и луговые город поставили на Меше, от Казани города 70 верст и землею стену насыпали, хотяше тут отсидеться»
Часть 117: 
«И после того Петръ воевалъ десять день и все Арские места повоевал и побилъ многыхъ людей и полономъ вывелъ безчислено много»
Часть 118: 
«В то же время бывшу в Казани дияку Никонору Шулгину, и мысляше себе на благо совет: тому радовашеся, что Москва за Литвою»
Часть 119: 
«Буди вам ведома, казанским посадцким бусурманом и абызом начальным, которые мечеть держат, бусурманским веродержцам»
Часть 120: 
«А ныне в Казани и в Казанской губернии обстоит, как и прежде, все благополучно, и никаких замешаней в татарских жителствах и поныне не слышно»
Часть 121: 
«А того же числа ис показанных татар Беккул Бикеев в вышеписанном против показания новокрещенов прежде запирался»
Часть 122: 
«Мишари Осинской дороги уже били челом Петру Федоровичу»
Часть 123: 
«Прибыл сюда, на Торский завод, чтобы справлять свою службу, полковой старшина Бахтияр Канкаев сын»
Часть 124: 
Рапорт сотника Утягана Муратова: «Ты, оказывается, просил у нас пушку, но того, что ты желаешь, у нас нет»
Часть 125: 
«Собирайте в окрестностях войско любыми средствами: ныне, очень скоро, будет сражение, будьте в большой готовности»
Часть 126: 
«Полковому старшине Бахтияру Канкаеву сыну дали, говоря сююнчи, сивого коня»
Часть 127: 
«Далее ты доложил, что старшина Илчигул, пришедши ночью пьяным в вашу деревню, стращая людей, избивая некоторых, учинил много обид»
Часть 128: 
«Как слышали мы со стороны Кунгурской армии, в самом Кунгуре войска находятся в готовности с шестнадцатью пушками»
Часть 129: 
«Также на стороне Бирска и Ай стоят противники со многими силами, там же Кулый Балтачев сын, враги есть и на стороне Ангасяка»
Часть 130: 
«При выходе из крепости Сакмарского городка напали на нас триста гусаров. Некоторую часть их мы уничтожили и пленили»
Часть 131: 
«Захватив город Казань, разрушив ее, перебив все население, город предал огню, и еще все города в окрестности уничтожил таким же образом»
Часть 132: 
«Выкраиваются ичеги из кож козловых и бараньих, а шьются с узорами и без узоров, цветные и черные»
Часть 133: «
В 1790-х годах казанский чеботарь Мустафа Файзуллин купил для образца бухарской работы мужские с калошами ичеги и по приезде своем в Казань…»
Часть 134: 
Радлов: «У татар в Казанской губернии слово мектеб почти не употребляется, а все школы, и самые маленькие, называются медрессами»
Часть 135: 
Исторические источники: какие татарские медресе работали, и кто их содержал?
Часть 136: 
«Тут есть большая деревня Тюнтерь, а в ней мектебе и медресе. Один из мулл – ревнитель нового, а другой – ярый приверженец старого порядка и рутины»

№ 19
* * *

Пермь. Н.Тимкин нам пишет: В новометодном мектебе, руководимом Молла Мемед Керим эфендием и устроенном по совету ахуна дамолла Нуруллы хазрета, при содействии почетных мусульман, происходили пред рамазаном экзамены. Обучение по новому методу начато было 1 сентября прошлого года. Многочисленная публика и духовные лица, присутствовавшие на экзаменах из числа горожан и окрестных сел и заводов, были очень обрадованы большими успехами детей в столь короткое время. Всех детей обучается 130 чел. Начавшие с азбуки уже бойко читают, пишут и умело отвечают на вопросы по пройденным предметам.
Эти экзамены вполне упрочили распространение нового метода и лучших школьных порядков в мектебах нашего края.

Источник: Тəрҗеман-Переводчик. 1896. №9. 3 марта.

№ 20
Обучение девочек

В жизни мусульманских обществ немало уродливых явлений, которые поддерживаются, вопреки здравому смыслу и самому шариату, традицией и господством «обычая». Одним из таких грустных явлений надо признать полное игнорирование воспитания и обучения девочек. Когда кое-что в этом направлении делается для мальчиков, девочки совсем забываются; даже говорят, что им ничего не надо знать!
Мусульмане Поволжья считают совершенно достаточным, если женщина знает немного читать, еще менее писать и главнейшие правила Веры. Кажется, немного, но, к сожалению, крымские мусульмане еще более урезали эту жалкую программу и обучают девочек только чтению и правилам Веры. На Кавказе и в Средней Азии пошли еще далее: так как мусульманский печатный и письменный алфавит совершенно одинаковы, то опасаясь, что девочка, умеющая читать, легко может при желании, выучиться самоучкой писать, тут богопротивный обычай не дает им в руки книги, а правила Веры и молитвы выучиваются прямо наизусть и со слов преподавательницы!
Мусульмане, по неведению своему, боятся, что письмо будет употреблено женщинами во зло, как, например, для сношений с сторонними людьми и т.п. Они думают, что так и следует по шариату и не подозревают того, что обычай этот прямо противен шариату и представляет продукт не мусульманской, а китайской жизни. В Китае обычай не только лишает женщину грамотности, но, чтобы она не могла шибко ходить или бегать, уродуют ее ноги! <…>
Мусульманский же закон, установив, что «чтение и письмо разные доли одного того же искусства» (науки), категорически предписывает всеобщее обучение мусульман и мусульманок «науке».
Увы, мусульмане подчинились более дикому обычаю, чем священному закону.
Грамотная девица может написать любовную записку… а потому долой грамоту! Это очень умно; по этой логике необходимо выпустить на волю всех лошадей и ослов, ибо они иногда спотыкаются и разбивают горшки, коими нагружены; не надо обучать законам казиев, ибо они иногда могут злоупотреблять; нужно уничтожить свечи и лампы, ибо иногда от них происходит пожар…
Мыслящий человек не может признавать подобную логику; истинный мусульманин не может отвергать прямое предписание шариата, а потому пора перестать быть рабом мерзкого обычая.
Впрочем, мы с радостью можем свидетельствовать, что уже немало мусульман, сознавших гибельность странного, противомусульманского обычая.
Они понимают, что плохое дерево не может давать хороших плодов; что ученая мать лучше воспитает своих детей, что добрые правила, усвоенные от матери, никогда не забываются, а потому чем более знает мать, т.е. женщина, тем лучше пойдет общее воспитание и жизнь. Незнающие не могут быть ровными со знающими, сказал Пророк.
Если сильная еще традиция ставит преграды к переформированию на новых началах женских мектебов, то с другой стороны пробуждающееся сознание идет навстречу женскому обучению. Этим объясняется, что, как редкие звездочки на темном, пасмурном небе, светят нам пока пять новометодных мектебов для девочек, где их обучают чтению, письму, счету, мусульманскому закону и кое-каким рукоделиям. Мектеб в городе Таре (Сибирь); в дер. ДжавБаш и Татарбае Касимовского уезда; один в Бахчисарае; и мектеб в гор. Нухе Елисавет. губ. Во всех этих мектебах преподают женщины, следуя звуковому методу и программе нашего учебника. <…>

Источник: Тəрҗеман-Переводчик. 1896. №36. 15 сентября.


Источник фото: culture.ru
Источник фото: culture.ru

№ 21
Редкие мусульманки

Чрезвычайно отрадно слышать о грамотных и еще более об образованных мусульманках.Для сведения наших читательниц и подписчиц приводим два примера. Из Уфы нам сообщают, что жительница г.Тары Биби Ханифа Ниазова, дочь известного муллы Бурундукова, обучающая девочек, отличается большими познаниями в турецкой и арабской письменности и знает в совершенстве все шаригатские науки.
Биби Ханифа делает честь мусульманам г.Тары. <…>

Источник: Тəрҗеман-Переводчик. 1892. №40. 8 ноября.

№ 22
Вылазка против реформы

В последнее время татарское общество заинтересовалось вопросом улучшения и облегчения преподавания в своих мектебах. Ради сего изданы порядочно составленные азбуки, и во многих местах мектебы и школьные порядки более или менее улучшены. Результаты еще более возбудили к этому делу симпатии народа. Но, увы, есть еще немало тупоголовых, заядлых ревнителей косности, готовых доказывать, что дважды два – пять. Они не желают никакого улучшения, никакого упорядочения в преподавании.
Недавно одним из этих ревнителей издана в Казани книжка в 16 стр. под названием «Азбука». В ней всего 2–3 страницы, напоминающих «азбуку», остальное посвящено бестолковым речам и доказательствам «греховности» нововведений в учебном деле. Составив и издав «Азбуку», из которой не только дети, но и учителя ничего не поймут, мулла-автор, чтобы поразить «Новаторов», дерзко обращается к Корану и изречениям Пророка и доказывает греховность новометодного преподавания.
Эта дерзость в обращении со священными текстами, ради целей косности, вынуждает нас дать маленький ответ полу-мулле. Мы говорим «полу-мулле», ибо настоящий мулла глупостей и неправды писать и печатать не будет.
Полу-мулла говорит: новометодники изменяют древнюю, святую азбуку. Это самая красная ложь. Возьмите все новые азбуки и посмотрите, есть ли хоть одна новая буква? Как вам не совестно лгать перед целым народом? Что он скажет про вас?
Полу-мулла говорит: новый метод есть порождение времени и измена святой старине. Мулла не знает истории, ибо иначе он так бы не говорил. Желание облегчить, улучшить преподавание – дело очень старое. Первые мусульманские куфические письмена были без точек и значков. Вскоре после Пророка для облегчения людей были введены «точки» и «знаки». Затем были сделаны и последующие улучшения по уму-разуму улемов и народа.
Полу-мулла говорит: я следую предкам. Неправда. Предки хлопотали об общем обучении, старались облегчить его, а вы желаете противного. Полу-мулла говорит: по святому изречению малые дела по суннету более благодетельны, чем большие дела по дурному обычаю.
Конечно, лучше заработать меньше честным образом, чем много, напр., воровством или злостным банкротством, но откуда вы взяли, что «учить детей пять лет и ничему не выучить» есть суннет. Зачем вы передергиваете и путаете хадисы, приводя совсем сюда не относящиеся?
Народы не арабского происхождения не могут писать на своем языке без букв «ч-ж-п». Эти три буквы были приняты еще при абассидских халифах, а вы против них восстаете в своем невежестве и неведении. Стыдно. Вы говорите: Пророк сказал – идите по той дороге, по которой идет большинство мусульман.
Если так. Если вы понимаете, что пишете, почему сопротивляетесь улучшению мектебного преподавания. Большинство мусульман идет именно по этой дороге. Не говоря о многих областях России, новый метод и вопрос улучшения преподавания фактически господствует среди мусульман Туниса, Египта, Турции, Индии и других мест. Но вы ничего не знаете, ничего не читаете, и думаете, что составляете «большинство».
Мы надеемся, что почтенные казанские улемы еще поучат вас, а г.оренбургский муфтий обратит внимание на ваши неуместные писания.

Источник: Тəрҗеман-Переводчик. 1896. №46. 25 ноября.

№ 23
Из жизни русских мусульман

<…> В большинстве губерний, где имеется мусульманское население, общества и отдельные благотворители вводят новый метод преподавания. Из Касимовского уезда раздается «голос мусульманки», ратующий за обучение и воспитание девочек; для сего она издает в тысячах экз. книжку для пропаганды доброго дела. В Оренбурге г.Хусейновым, в Казани Галеевым учреждены медресы, где дело преподавания обставлено сравнительно довольно хорошо. В Троицке школьная реформа настолько стала популярной, что вскоре должна появиться брошюра, доказывающая необходимость преобразования и опровергающая ретроградные воззрения книжки Арифуллы эфенди Казанского.
Закончим наше обозрение приятным указанием, что один из мусульман имеет честь принимать деятельное участие в Московском благотворительном Елисаветинском обществе: почтенный Аджи Худейн Байбеков избран недавно членом ревизионной комиссии этого общества, находящегося под высочайшим покровительством государыни Императрицы Марии Феодоровны.

Источник: Тəрҗеман-Переводчик. 1897. №22. 3 июня.

Из рапортов начальников губерний и областей Российской империи
о татарских новометодных училищах (1901–1903 гг.)

№ 24
Уведомление военного губернатора Тургайской области от 12 января 1901 г. за №6 в департамент полиции о новометодных училищах

Совершенно секретно
В Департамент полиции Впоследствие отношения от 31 декабря минувшего года за №13419 имею честь сообщить в департамент, что лиц, выступающих в татарской литературе в качестве авторов новаторских счинений, во вверенной мною области не замечается. А потому, оставляя без ответов вопросные пункты 1–3 названного отношения, нахожу необходимым остановиться лишь на пункте 4-м.
В Тургайской области дело религиозного воспитания киргизского юношества находится главным образом в руках татар, которые в значительном числе временно проживают в степи среди кочевников, в качестве их домашних учителей, или принимают на воспитание киргизских детей в свои татарские школы, находящиеся в пограничных с областью городах и селениях: Оренбурге (при мечети Хусаинова), Каргале (у ишана Хайрулы Зейнуллина), Илецкой защите, Орске, Верхнеуральске, Троицке и проч. Во всех этих местах имеются татарские школы с новометодной системой преподавания. В самой же области – у киргиз новометодных школ не наблюдается, хотя трудно отрицать, что руководящие делом мусульманского образования среди кочевников казанские татары не применяли нового метода преподавания мусульманской грамматики. До 1874 г. туземные школы находились под наблюдением уездной администрации; с этого же времени они были изъяты из ее ведения и переданы в ведение чинов Министерства народного просвещения, которые, однако, на самом деле ими не заведуют и даже не имеют представления о численности этих школ, чему, между прочим, можем служить подтверждением недавно поступившее ко мне отношение попечителя учебного округа (от 20 декабря минувшего года за №5821), коим он просит собрать полные сведения о всех магометанских училищах области с обозначением времени открытия, местонахождения, имен преподавателей и проч. Посему туземные школы в области остаются без необходимого надзора, хотя в недавнем прошлом и были принимаемы учебно-окружным управлением попытки к установлению этого надзора: в 1893 г. этим управлением был выработан проект «Правила о мерах к установлению фактического подчинения туземных школ Тургайской области – мектебе и медресе ведению учебного начальства», оставшийся, однако, без принимания.
Не имея возможности назвать из числа киргиз лиц, выступающих в качестве авторов новаторских сочинений, и указать школы в области с новометодным преподаванием, я, тем не менее, могу отметить, что новаторские сочинения татарских литераторов имеют доступ в степь: в 1899 г. Актюбинским уездным начальником были случайно обнаружены тюки на имя хазрета Сафы Нурфеисова с книгами издания Гаспринского (из Бахчисарая); или другой пример – в минувшем году был произведен обыск имущества киргиза Сулеймана Суюндукова Кустанайского уезда и среди книг, ему принадлежащих, оказалось до 8 стамбульского издания, несколько бахчисарайского и 1 карта (мусульманских стран) того же издания. Эти примеры далеко не исключительны, по свидетельству очевидцев некоторых чинов областного правления, новаторские сочинения имеют в степи довольно значительное распространение, ими снабжаются из Бахчисарая (от Гаспринского) наиболее состоятельные из киргиз и хазреты.
Упомянув о хазретах, не могу не отметить, что во вверенной мне области за последние 5–10 лет наблюдается увеличение числа их и ишанов, обставляющих жизнь свою некоторой таинственностью и пользующихся, по мнению лиц, знающих степь, влиянием на массу. Ишаны и хазреты как бы поделили область на участки, обстроились, обзавелись мюридами (их последователями) и представляют из себя значение, на которое постоянно должно быть обращаемо внимание. В распоряжении моем нет совершенно почти лиц, чрез которых я мог бы получать точные и верные сведения о положении этих религиозных вожаков в степи, в уездах на 50–80 тыс. квадр. вер. после уездного начальника и его помощника стоят волостные управители из киргизов, в большинстве случаев неграмотные, смотрящие на жизнь глазами народа и охотно скрывающие всякую темноту и религиозное невежество. Тем не менее сведения о хазретах и ишанах мною собираются, и если в положении их будут обнаружены данные, могущие пособить к выяснению затронутого департаментом вопроса, то таковые будут представлены в дополнение к настоящему моему отзыву.
В заключение долгом считаю высказать, что киргизы в общем не представляют из себя фанатиков магометанства, и русское переселение, достаточный просвещенный надзор со стороны крестьянских начальников, наблюдение полиции, об учреждении которых и предшественник мой, и я особенно ходатайствовали, обеспечат за Тургайской областью правильное развитие на пути слияния с отечеством и обезопасят ее от проявления фанатизма в исповедуемой киргизами вере.
Воен. губернатор, генерал-майор: подпись
Старший советник: подпись
Делопроизводитель: подпись

Источник: ГАРФ, ф.102, ДП00, оп.226, (1898) д.11, ч.3, л.27–29об. Подлинник.


Источник фото: idmedina.ru
Источник фото: idmedina.ru

№ 25
Уведомление пермского губернатора от 27 февраля 1901 г. за №559 в департамент полиции о новометодных училищах

Совершенно секретно

В Департамент полиции

Вследствие отношения от 31 декабря 1900 г. за №13412 имею честь уведомить департамент полиции, что среди проживающего во вверенной мне губернии мусульманского населения лиц, выступающих в татарской литературе в качестве авторов новаторских сочинений, нет; связи между сторонниками нового движения и младо-турками, а также вдохновения новых веяний из Турции или иного заграничного мусульманского центра в среде местного мусульманского населения не замечается. Население это состоит большей частию из лиц, занимающихся разного рода торговлею, и чернорабочих, которые магометанской литературой почти не занимаются и никаких особых умственных интересов не проявляют, только мулла Надеждинской мечети Верхотурского уезда Шагимардан Сагдутдинов и ахуны Шадринского уезда деревень Терсюк – Муслюмов и Ичкишей – Ягудин состоят подписчиками журнала «Переводчик», редактируемого крымским мурзой Исмаилом Гаспринским. Затем в городе Екатеринбурге, на Студеной улице, в доме Бр. Агафуровых, магометанские дети обучаются татарской грамоте и основаниям мусульманского вероучения под руководством екатеринбургского указного муллы Абдул-Хакима Абдул-Латыпова, по методе учебника Гаспринского; учебные пособия и квартиру обучающимся предоставляет «Торговый дом Бр. Агафуровы», обучающихся мальчиков бывает до 60-ти человек. И, кроме того, в Надеждинском заводе Верхотурского уезда мусульманские дети обучаются магометанской грамоте под руководством местного муллы Шагимардана Сагдутдинова по книгам, изданным в 1897–1899 гг. тем же Гаспринским. Особого разрешения муллы на обучение детей своих прихожан не испрашивали, потому что по своему званию они считают своей обязанностью производить обучение, более же школ с преподаванием по новым методам нет, а магометанские дети обучаются читать, писать и магометанскому вероучению у местных мулл на домах или же в мектебах при мечети по старым методам преподавания.
Губернатор, генерал-лейтенант: подпись
И.д. делопроизводителя: подпись

Источник: ГАРФ, ф.102, ДП00, оп.226, (1898) д.11, ч.3, л.43–44. Подлинник.

№ 26
Уведомление военного губернатора Уральской области от 7 марта 1901 г. за №48 в департамент полиции о новометодных мусульманских училищах

Совершенно секретно

В Департамент полиции

Вследствие отношения от 31 декабря минувшего года за №13420 имею честь уведомить департамент полиции: 1) что среди мусульманского населения вверенной мне области, по сведениям, доставленным мне г. инспектором народных училищ и уездными начальниками области, лиц, выступающих в татарской литературе в качестве авторов новаторских сочинений, нет;
2) что никакой пропаганды по поводу новых идей татарской культуры в области не замечается;
3) что то незначительное количество лиц, как, например, несколько татар, проживающих в г.Гурьеве, которым известны проводимые Гаспринским новаторские идеи, относительно удобства нового метода обучения к грамоте и пользы для мусульман общего образования, повидимому, относятся к этим идеям довольно безучастно; 4) что в аульных школах, медресе и мектебе магометанское вероучение преподается малограмотными указными и частными муллами, которые строго держатся старого учения и 5) что лишь во втором Уральском медресе, как мне сообщил инспектор народных училищ, под ведением которого находятся все начальные школы в области и в том числе и медресе, учитель Нуриахмет Гядсятуллин и помощник его Ахмет-Сафа Байтеряков обучают мусульманских детей по новому методу. Этим медресе заведует указной мулла Туффатуллин и кроме 2-х вышеупомянутых учителей старшим учителем в медресе состоит Мифтахудданов, который преподает по старому методу. Гядсятуллин учился сначала в Бугульме, а затем в Оренбургском медресе, Байтеряков же, по его заявлению, учился в Уральском медресе. Гядсятуллину 40 лет, а Байтерякову 27. Кроме того, в Темирском уезде киргиз №6 аула Элебенской волости мулла Гази Култуллин обучает своих детей грамоте по звуковому методу. Сам Култуллин первоначально учился в Стерлитамаке или Каргале (сам хорошо не знает), а потом в Хиве.
Военный губернатор, генерал-лейтенант: подпись
За советника: подпись

Источник: ГАРФ, ф.102, ДП00, оп.226, (1898 г.) д.11, ч.3, л.47–48. Подлинник.

№ 27
Уведомление рязанского губернатора от 13 марта 1901 г. за №489 в департамент полиции о новометодных мусульманских училищах

Совершенно секретно

В Департамент полиции

Вследствие отношения от 31 декабря минувшего года за №13413 по поводу нового общественного и умственного движения, обнаруживающегося среди мусульманского населения России и отражающегося в области религии, школы и литературы, имею честь уведомить департамент полиции, что во вверенной мне губернии мусульманское население сосредоточено почти исключительно в г.Касимове и его уезде, так что признаки прогрессивного течения среди татарской народности могли проявиться только в этом районе.
По собранным мною негласным путем подробным сведениям, из лиц, постоянно проживающих в г.Касимове и Касимовском уезде, авторов каких-либо литературных произведений вноваторском направлении не имеется, равно как нет и лиц, получивших высшее научное образование. В мусульманском обществе замечается, что молодое поколение стремится к обучению детей по новому звуковому методу, т.е. по учебнику Исмаила Гаспринского, который удостоен звания почетного члена Касимовского мусульманского благотворительного общества. Среди местного татарского населения имеются в обращении книги новейших изданий, по своему содержанию относящиеся к новаторским воззрениям, таковы сочинения Девлет-Кильдеева, Боязитова и Мурзы Алима. Сторонниками нового движения среди касимовского татарского населения следует считать все молодое поколение, но есть ли какая-либо связь между последователями новаторских воззрений в Касимове и младо-турками – выяснить трудно. Дознано, что учитель Касимовского медресе Мухамед Хасан Тошров ведет переписку с Константинополем, куда почти ежемесячно отправляет денежные посылки в 15 руб. и более по адресу: Константинополь, Нурсалих Каримову. Один из учителей городских мектебов, Хасан Булатов, имеющий у себя частную школу, учился в Константинополе, но поддерживал ли он ныне сношения с ним, осталось невыясненным. Через почтово-телеграфную контору многие мусульмане получают газету «Переводчик», издаваемую Гаспринским. Других следов сношения касимовского мусульманского мира с какими-либо заграничными центрами не обнаружено, что отчасти объясняется тем, что Касимов, не будучи самостоятельным центром ислама, зависит от Казани, откуда часто присылаются книги учителям и ученикам мусульманских касимовских школ. Так, в минувшем декабре выслано было в Касимов много книг Фатахетдину Баторову и Абдулле Сюндюкову, и в январе месяце сего года – Хасану Булатову.
Ввиду того, что, несомненно, сильнейшим средством воздействия на молодое поколение и воспитание его в том или ином направлении и принципах является обучение юношества, особого внимания при настоящих условиях заслуживают мусульманские школы и существующая в них постановка преподавания. Между тем эти школы стоят вне всякого контроля русских властей, никем из русских не посещаются, при существующем в них преподавании на татарском языке и при непредставлении учителями отчетов в своих занятиях и программ пройденного в школах не представляется даже возможным установить действительное за ними наблюдение, и все сведения о татарских школах, по необходимости, приходится заимствовать у самих же мусульман. При всем том, зная внешнюю обстановку мусульманских школ, умственный уровень их учеников и учителей, нельзя не прийти к заключению, что учебное дело поставлено в касимовских мусульманских школах крайне неудовлетворительно.
В г.Касимове и его уезде существует медресе – среднее учебное заведение и 17 начальных училищ – мектебе, ведомость коих при сем представляется. В медресе девятилетний курс учения. Цель этого заведения – приготовлять мулл. Главным предметом изучения в медресе является Коран и арабский язык, из предметов светских: география, логика и история, но эти предметы стоят на втором плане. В мектебах учат мусульманскому закону Божьему, чтению и письму потатарски, четырем действиям арифметики. Русскому языку не учат ни в медресе, ни в мектебах, обучение происходит по-татарски, и потому многие из окончивших курс медресе с большим трудом говорят по-русски, а чтобы получить свидетельство в знании русского языка, необходимое при определении на должность муллы, берут уроки у кого-нибудь из русских учителей.
Контингент преподавателей как в средней, так и в начальных школах весьма плох. На девятиклассное медресе имеется всего один учитель, некто Хасан Тагиров, учившийся в Казанском медресе и не считающийся среди своих учеников за образованного человека. Он даже не знаком со звуковым методом преподавания грамоте.
В большей части мектебов учителями состоят муллы, часто совершенно малообразованные люди и притом отвлеченные от школьного дела своими обязанностями по приходам.
Не удивительно поэтому, что мусульмане недовольны своими муллами и требуют для мектебов специальных учителей. По сведениям, собранным у мусульман, только в 6-ти мектебах существует звуковой способ обучения грамоте, в остальных же – старый буквослагательный. Столь неудовлетворительное положение мусульманских школ будет продолжаться до тех пор, пока дело обучения у мусульман будет носить, как ныне, частный характер и стоять вне всякого контроля учебного ведомства. Ввиду изложенного и со своей стороны полагал бы необходимым установить должный надзор за мусульманскими школами и ввести в них обязательное обучение русскому языку. Понимание русского языка оказало бы значительную пользу и в том отношении, что, обучившись русскому языку в своих начальных школах, мусульмане охотнее бы поступали в русские средние учебные заведения, чему в настоящее время препятствуют полное незнание детьми мусульман русского языка и совершенная невозможность изучить на этом незнакомом языке предметы училищного курса.
Этим, между прочим, объясняется тот факт, что в существующем в г.Касимове среднем семиклассном механико-техническом училище, несмотря на принятые меры к облегчению доступа в это учебное заведение детей мусульман, в настоящее время обучается всего 6 человек мусульман из общего числа 205 учеников, а в текущем учебном году не было ни одного из мусульман, желающего поступить в училище.
Независимо от сего, для облегчения наблюдения за всеми новыми веяниями, проявляющимися на почве школы, религии и литературы в мусульманском мире, и за настроением умов татарского населения представлялось бы весьма полезным предоставить в распоряжение местных властей, не знакомых с татарским языком, специального переводчика, а также облегчить местной полиции беспрепятственное получение из Касимовской почтово-телеграфной конторы необходимых справок и различных секретных сведений о переписке, существующей между местными татарами и другими центрами мусульманского мира, и о всех высылаемых касимовских мусульманских книгах. Губернатор, шталмейстер Двора Его Величества: подпись

Правитель канцелярии: подпись

Источник: ГАРФ, ф.102, ДП00, оп.226, (1898 г.) д.11, ч.3, л.51–53а. Подлинник.

Источник: История татар с древнейших времен в семи томах. Том VI: Формирование татарской нации XIX – начало XX в.

Подробнее: https://milliard.tatar/news/v-ekaterinburge-na-studenoi-ulice-v-dome-agafurovyx-magometanskie-deti-obucayutsya-tatarskoi-gramote-i-osnovaniyam-musulmanskogo-verouceniya-8772