Найти в Дзене
Хитрый койот

Посмотрел я "Кибердеревню"...

и вот че скажу: нет, это не Новый Нью-Йорк! И не Новый Бобруйск!

История эта началась в 2020 году, когда на канале Birchpunk вышел забавный ролик про русскую деревню будущего на Марсе.

-2

Он явно задумывался как прикол и не стеснялся этого, но сочетание русской эстетики и научной фантастики, приправленное щепоткой сатиры и отсылками к отечественным и зарубежным фильмам, зрителям очень понравилось. Так что канал разродился еще несколькими роликами, рассказывающими про быт описанного мира "Березпанка" - от космопоезда до кибербольницы. Эти видео, хоть и сохранили свой стиль, уже были пополам смешные, пополам драматические, а одно из них, про милицейского киберпса, вообще оказалось лютой слезогонкой. Короче, все это напоминало "Футураму", которая мне нравится, но с русским колоритом.

-3

Поэтому в 2023 году я с большим интересом воспринял премьеру полноценного сериала "Кибердеревня" со сквозным сюжетом, да так, что после просмотра первого сезона два года ждал продолжения. И вот, второй (и последний) сезон кончился, так что пора обсудить, какова вышла "Футурама а ля-рус", и что в ней можно было бы сделать лучше. И да, обзор будет на два сезона сразу.

Сюжет и основные персонажи.

Сюжетом сериал напоминает... Итак, жил-был один богатый козел, сильный мира сего. И задумал он как-то построить очень нужную ему штуку. Только вот хочет он ее построить на месте деревеньки крестьянина, а его самого выселить вместе с семьей. Однако этот козел случайно лишается своего тела и оказывается в куда менее презентабельном обличье, попав к тому самому крестьянину. И для того, чтобы вернуться домой, козел обещает крестьянину не трогать его дом. Но козлу грозит опасность: коварная женщина хочет его устранить и занять его место вместе со своим правым рукой, приближенным козла...

-4

Ну че, узнали?

-5

Но здесь все немного не так, как в диснеевском мультике, конечно. Крестьянин Коля Кулибин и попавший в тело робота-уборщика козел Костя Барагозин были друзьями детства, основавшими собственное дело - производство дешевых роботов для всех. Но потом они рассорились и Костя Колю из компании "Ижевск Дайнемикс" выгнал.

-6

Ну а коварная женщина оказалась не более чем голограммой с искином. Виртуальной женой, помыкающей своим нерешительным "мужем" Павлом, заместителем Кости Барагозина.

По сериалу видно, что у режиссера нет опыта работы с крупным метром, и поэтому оба сезона выглядят скорее как набор короткометражек, связанных общим сюжетом (кроме первых и последних серий сезонов, играющих роль завязки и развязки), отчего повествование в серединах сезонов провисает. Всего в "Кибердеревне" три сюжетные линии - дуэта Костя/Коля, женской половины семьи Коли и любовного треугольника Павел-Галя-Вера, про который я расскажу немного погодя. В первом сезоне сюжетным линиям Коли/Кости и семьи Коли уделяли примерно равное внимание - пока двое заклятых товарищей приключались по различным необычным местам, жена Коли и ее дочки большую часть сериала обороняли свой дом от демонтажной бригады, играя в игру "Как достать прораба". Немалую долю участия в этом принимали изобретения младшей дочки Коли - "гаечки" Даши. Но во втором сезоне есть заметный "перекос" в сторону дуэта Коли/Кости, оставляющий героинь "за бортом".

-7

Надо отдать должное, дуэт простодушного, но смекалистого крестьянина-инженера в исполнении мастера озвучки Сергея Чихачева с хитрым и циничным, аки Бендер "Сгибальщик" Родригес, но имеющим золотое сердце/процессор Костей в озвучке Сергея Бурунова, работает хорошо, и актеры постарались на славу. И вообще, похвально, что такой маститый актер, как Сергей Чихачев, которого я знаю по роли, например, деда Егора из "Чёрной книги", решил попробовать себя и в живых ролях. Однако к началу второго сезона их характеры уже в основном оказываются раскрыты и добавить к ним уже нечего, и от этого зритель начинает скучать. Та же "Футурама" не ограничивалась лишь троицей главных героев - Фраем, Лилой и Бендером, некоторые серии были посвящены и второстепенным персонажам - Эми, Гермесу, Зойдбергу, Профессору, Кифу Крокеру и прочим, иногда раскрывая их с новой стороны. Так, Кифа представили как чувствующего романтика, а Зойдберга, несмотря на его инфантильность - как преданного друга, который не пожалеет себя ради спасения своего товарища.

Особенно упущение возможностей видно по серии "Юпитербург", в которой затронули тему побега от реальности. По итогам предыдущей серии Коля потерпел большую неудачу и даже потерял Костю (деталей раскрывать не буду), и с горя, внушив себе, что вся семья будет за это его осуждать, решил сдаться и "подсесть" на предоставленную местным "добрым" доктором (за плату, конечно) иллюзорную реальность, в которой исполняются все мечты и желания. Можно все списать на то, что Коля "сломался", потому что счел своего приятеля мертвым. Но все это, опять же, ничего не добавляет к раскрытию и развитию персонажа.

-8

Гораздо лучше серия смотрелась бы, если бы искусам виртуальной реальности поддался не Костя, а его старшая дочь Марина, которая оказалась самым недоработанным из главных героев. В первом сезоне Марина показана как честолюбивая, угрюмая девушка-подросток, которая ненавидит кибердеревню и хочет "свалить отсюда", о чем нудит все серии. В начале второго сезона она вместе с семьей (кроме Коли) оказывается в придорожной забегаловке, расположенной где-то в космической глуши. А она спокойно это переносит и даже вместе со своей семьей помогает своему отцу сбежать из тюрьмы. За эти прошедшие между сезонами два года девушка явно повзрослела, но хотелось бы это самое взросление увидеть наглядно. И пресловутый "побег от реальности" вписался бы в эту дугу персонажа очень хорошо и посвященную ей серию можно было бы представить так. Марина, осознав несбыточность своей мечты о "красивой жизни" и устав от рутины в кафешке, решает убежать в иллюзорный идеальный мир. Но ее семья под началом мамы Надежды убеждает Марину, что реальная, хоть и небогатая жизнь с семьей куда интереснее, показывая, например, позабытые ею счастливое детство со своим отцом и ее детские деревенские увлечения. В конце-концов, Марина соглашается вернуться в реальный мир и деятельно вовлекается в семейную жизнь, помогая семье и главному герою. Да, в своих размышлениях я немножечко вдохновлялся серией из Гравити Фолз "Побег от реальности", где подобное разочарование в реальном мире пережила Мэйбл Пайнс.

Локации, описанный мир и второстепенные персонажи.

-9

Надо отдать должное, локации получились весьма разнообразны, графика, погружающая туда зрителей, держит планку, основанные на науке шутки смешат и подогревают интерес, а русский колорит придает сериалу шарм. Краткий пересказ серий в виде частушек, по мне - это находка!

Наши герои побывали и в одичавшей Москве (которая сильно напомнила руины Москвы из "Двух Холмов", только с африканским зверьем), городе Извинигород, где запрещено говорить плохие новости (особенно про Барагозина), и даже в сильно уменьшенном виде внутри тушки самого Барагозина.

Кроме того, новые локации подразумевают под собой многочисленные новые знакомства - с родней Коли, любовными интересами Кости и просто случайными людьми и роботами.

-10

Например, "пчеленок" Жужа получился милым,

-11

предводитель племени Патриков в исполнении Павла Деревянко - забавным, а пара из наемной разбойницы Лизы и заменившего ей отца старого, заботливого робота по имени "Дед" - трогательной.

-12

Но прописаны локации неравномерно: одни места получились хорошо, вроде местного галактического мега-Черкизона,

-13

другие - блеклыми и незапоминающимися, вроде Юпитербурга.

-14

И как в "Футураме", под драмористическими приключениями нашего дуэта по дивным местам, приправленными отсылками к научной фантастике и культуре скрывается сатира, обличающая дикий капитализм. Если подумать, показанная картинка получается жутенькой, даже несмотря на то, что настоящей "жести", как в той же "Футураме" или "Космоолухах", ни в кадре, ни за кадром не происходит. Легкая драмедийная лента, как-никак. Местный олигархат фактически правит этим миром, контролируя телеканалы, говорящие только удобную им правду, берет поборы за тенек, солнце и красоту на меркурианских курортах, и похоже, вмешивается в воспитание детей - в местной версии "Спокойной ночи, малыши", например, учат любить Костю Барагозина. И кстати, пловцов-то вы пожалели, а кто об отравленных редких уранианских мегабобрах подумал? Ах да, бобр же зверь на букву "к", я и забыл... Короче, все как обычно - страх, ненависть, коррупция, кумовство и ничего человеческого, даже несмотря на наличие в этом мире честных и порядочных людей.

-15

К сожалению, описывая мир, авторы "Кибердеревни" не раскрыли его полностью и не довели поднимаемые ей темы до конца. Как, например, с жителями Плутона, поднявшими интересную тему конфликта человека, машин и денег. Массовый выпуск корпорацией "Ижевск Дайнемикс" дешевых роботов привел к тому, что местные горняки остались без работы. И любви к роботам и Барагозину в частности среди плутонцев это не прибавило, естественно. И как же в сериале решили эту проблему? А создатели на нее просто "забили" - после ее заявки в третьей серии первого сезона и коротенького упоминания в третьей серии второго сезона про сложные отношения человека, денег и машин больше нигде не говорится. И таких оборванных сюжетных линий, к сожалению, довольно много. Показали бы в финале нарезку из кадров, показывающих, как сложились судьбы тех или иных персонажей.

Образ главзлодейки.

-16

Ну а теперь поговорим про третью сюжетную линию и образ главной злодейки - голограммы Гали. В первом сезоне ее показали как хитрую, властную, безжалостную интриганку и манипуляторшу. Но по ходу сюжета Павел влюбляется в живую девушку - секретаршу Веру и начинает перечить Гале, что вызывает у нее ответную реакцию с целью придержать муженька при себе. И все это напоминает уже другую серию Гравити Фолз - "Зус и настоящая девушка", где был похожий любовный треугольник между Зусом, Мелани и Гиффани.

Но во втором сезоне Галю авторы решили "очеловечить", дав ей физическую привязанность к Павлу в виде "кода любви", от безответности которой она медленно "угасает", а также снабдив трагичной предысторией, из которой получается, что она беглая искусственная разумная форма жизни, и она просто хочет выжить. И как эти факты отразились на раскрытии этого мира, а также сюжетной линии Павла и Веры? Никак. Убедившись в искренности любви между Павлом и Верой, Галя просто решает их оставить в покое.

-17

Я до последнего думал, что решив "очеловечить" Галю, авторы сделают настоящей главзлодейкой главу корпорации "Иваново Голограмс", которая в свое время создала Галю и теперь хочет ее уничтожить как беглянку.

Как это было с киборгами в "Косомоолухах", где сочувствие к беглым, искусственным и разумным подано лучше. Напомню: киборги - это специально выращенные и оснащенные процессором биороботы, используемые людьми в основном как телохранители и агенты (но этим их область применения не ограничена). Однако случилось так, что у некоторых киборгов начал произвольно просыпаться собственный разум, чего очень не хотят их создатели - корпорация "DEX-компани". Таких разумных киборгов компания стремится уничтожить всеми способами - от распускания слухов об опасности "сорванных" киборгов для жизни владельцев (и умалчивая при этом, что при этом владельцы по большей части жестоко с ними обращались) до отправки специальных отрядов охотников по души беглецов. И все это является основой для сюжетной линии одного из главных героев цикла - беглого разумного киборга, которого не дала в обиду команда "Космического мозгоеда".

Подведу итог.

"Кибердеревня" как "Футурама а-ля рус" обещала быть интересным и развлекательным научно-фантастическим сериалом с простенькой моралью о ценности семьи, дружбы и взаимовыручки. В конце-концов, в одной из серий Коля сказал, что вся вселенная - это одна большая кибердеревня, где все друг друга знают. Но прописанный мир и образы персонажей в сериале недоработаны, и потому сериал при всех своих безусловных достоинствах и находках вышел "сырым", а его финал - скомканным. Однако я не скажу, что сериал получился совсем плохой, просто многие вещи в нем можно было бы сделать и преподнести куда лучше.

А на сегодня все!