Ранняя форма портрета в русской живописи XVII века Парсуна — жанр русской живописи XVII века, своеобразное сочетание традиционной иконописи и светского портрета. Термин произошёл от латинского persona, что подчеркивает индивидуализм изображённого. В парсунах уделялось внимание сходству, деталям одежды, аксессуарам, но при этом сохранялись иконописные черты: плоские фоны, жёсткий контур, подчеркнутая выразительность лица. Парсуны писали на досках или на холсте яичной темперой. Этот стиль появился при дворах знатных людей и постепенно вывел русское искусство к более свободной портретной традиции. Некоторые парсуны считались мистическими: считалось, что портрет может "связать" душу изображённого. Особо ценились изображения воевод и царей — например, парадоксально "строгие" образы Бориса Годунова или Михаила Романова. Занятно, что многие боялись заказывать парсуну — суеверия окружали изображение своего лица даже больше, чем фотографию сегодня.