Найти в Дзене

МАвР. Забытые имена в живописи. Три поколения голландских художников ван Мирис, XVII-XVIII века. Минисериал. Часть 2. Глава семьи-Франс.

Творчество Франса ван Мириса Старшего оказало значительное влияние на развитие голландской живописи XVII века. Его стиль, сочетавший в себе реализм, изящество и внимание к деталям, стал образцом для многих художников, работавших в жанре бытовой живописи и портрета. Его ученики и последователи, такие как его внук Франс ван Мирис Младший и Годфрид Схалкен, продолжили развивать его художественные принципы, обогащая голландское искусство новыми красками и идеями. Современники высоко ценили талант Франса ван Мириса Старшего. Его картины пользовались большим спросом у коллекционеров и знатоков искусства. Он был удостоен чести работать для самых влиятельных людей своего времени, включая великого герцога Тосканского и статхаудера Вильгельма III. В копилку эрудита: Гаспар Фагель (нидерл. Gaspar Fagel) — нидерландский государственный деятель, политик и дипломат XVII века. В копилку эрудита: Франциск Сильвий, он же Франсуа Дюбуа, Франц де ле Боэ, Франс де ла Боэ (лат. Franz De Le Boë; 15 март
Оглавление
1670 год. Автопортрет в красном берете.
1670 год. Автопортрет в красном берете.
1667 год. Женщина, запечатывающая письмо. 27×20 см
1667 год. Женщина, запечатывающая письмо. 27×20 см

Художественные музеи всего мира гордятся тем, что в их коллекциях представлены работы Франса ван Мириса Старшего. Его картины можно увидеть в Лувре, Рейксмузеуме, Национальной галерее в Лондоне и многих других известных музеях. Они продолжают привлекать внимание исследователей и любителей искусства, восхищая своим мастерством и красотой.

1667 год. Молодая женщина за туалетным столиком. 27.7×22 см.
1667 год. Молодая женщина за туалетным столиком. 27.7×22 см.

Творчество Франса ван Мириса Старшего оказало значительное влияние на развитие голландской живописи XVII века. Его стиль, сочетавший в себе реализм, изящество и внимание к деталям, стал образцом для многих художников, работавших в жанре бытовой живописи и портрета. Его ученики и последователи, такие как его внук Франс ван Мирис Младший и Годфрид Схалкен, продолжили развивать его художественные принципы, обогащая голландское искусство новыми красками и идеями.

Годфрид Схалкен. Автопортрет. 1679 год. Медь, масло. Коллекция Лихтенштейнов, Вена
Годфрид Схалкен. Автопортрет. 1679 год. Медь, масло. Коллекция Лихтенштейнов, Вена

Особенностью творческого метода ван Мириса было его стремление к совершенству в каждом аспекте живописи. Он тщательно изучал натуру, делая множество эскизов и зарисовок, прежде чем приступить к работе над картиной. Он использовал сложные техники лессировки, накладывая тонкие слои краски друг на друга, чтобы добиться глубины и светотени. Его внимание к деталям было настолько велико, что на его картинах можно рассмотреть мельчайшие складки на одежде, блики на драгоценностях и даже отдельные волоски на лице персонажей.

Около 1670 года. Женщина перед зеркалом. Дерево, масло. Старая Пинакотека, Мюнхен.
Около 1670 года. Женщина перед зеркалом. Дерево, масло. Старая Пинакотека, Мюнхен.
Старая пинакотека в Мюнхене, Германия
Старая пинакотека в Мюнхене, Германия
1670 год. Женщина с черепом. Аллегория тленности. 36×28 см
1670 год. Женщина с черепом. Аллегория тленности. 36×28 см
1670 год. Спящий спаниэль. Рисунок.
1670 год. Спящий спаниэль. Рисунок.
1670 год. Мужчина с бокалом,
1670 год. Мужчина с бокалом,
1670-е. Настойчивый ухажёр.
1670-е. Настойчивый ухажёр.

Современники высоко ценили талант Франса ван Мириса Старшего. Его картины пользовались большим спросом у коллекционеров и знатоков искусства. Он был удостоен чести работать для самых влиятельных людей своего времени, включая великого герцога Тосканского и статхаудера Вильгельма III.

Франческо Медичи. Великий герцог Тосканы, 1707 год
Франческо Медичи. Великий герцог Тосканы, 1707 год
Вильгельм III Оранский. 1650-1702 гг.
Вильгельм III Оранский. 1650-1702 гг.

Его работы восхищали своей реалистичностью, изысканностью и способностью передавать атмосферу эпохи.

XVII век. Портрет мужчины в красном плаще.
XVII век. Портрет мужчины в красном плаще.
1670-е. Портрет джентльмена с перчаткой в руке (возможно Греффера Гаспара Фагеля).
1670-е. Портрет джентльмена с перчаткой в руке (возможно Греффера Гаспара Фагеля).

В копилку эрудита: Гаспар Фагель (нидерл. Gaspar Fagel) — нидерландский государственный деятель, политик и дипломат XVII века.

Около 1671 года. Интерьер с женщиной, читающей ноты за частично задрапированным столом с двуспальной кроватью.
Около 1671 года. Интерьер с женщиной, читающей ноты за частично задрапированным столом с двуспальной кроватью.
1671 год. Любовное послание (Женщина и сводница). 29.5×24 см.
1671 год. Любовное послание (Женщина и сводница). 29.5×24 см.
Середина XVII века. Мужчина в восточном костюме (возможно автопортрет)
Середина XVII века. Мужчина в восточном костюме (возможно автопортрет)

Наследие Франса ван Мириса Старшего живет и сегодня. Его картины продолжают вдохновлять художников и восхищать зрителей своей красотой и мастерством. Они являются ценным свидетельством голландской культуры XVII века и напоминают нам о высоком уровне развития искусства в эту эпоху. Изучение его творчества позволяет нам глубже понять историю живописи и оценить вклад этого выдающегося художника в мировое искусство.

1671 год. Прерванная песня (canto interrotto).
1671 год. Прерванная песня (canto interrotto).
1672 год. Портрет Франциска Сильвия де ле Боэ и его жены. Дерево, масло. Галерея старых мастеров, Дрезден.
1672 год. Портрет Франциска Сильвия де ле Боэ и его жены. Дерево, масло. Галерея старых мастеров, Дрезден.

В копилку эрудита: Франциск Сильвий, он же Франсуа Дюбуа, Франц де ле Боэ, Франс де ла Боэ (лат. Franz De Le Boë; 15 марта 1614, Ханау, Германия — 15 ноября 1672, Лейден) — голландский врач, физиолог, анатом и химик.

Галерея старых мастеров. Дрезден.
Галерея старых мастеров. Дрезден.
1673 год. Автопортрет с кубком.
1673 год. Автопортрет с кубком.
1673 год. Портрет молодой женщины. 22.8×17.1 см
1673 год. Портрет молодой женщины. 22.8×17.1 см
Середина XVII века, Венера и Адонис. 36×48 см
Середина XVII века, Венера и Адонис. 36×48 см
XVII век. Кормящая женщина.
XVII век. Кормящая женщина.
1673 год. Портрет торговца в Баньяне с документом в руках. 23.5×17 см
1673 год. Портрет торговца в Баньяне с документом в руках. 23.5×17 см
1674 год. Кающаяся Мария Магдалена. Галерея старых мастеров. Дрезден.
1674 год. Кающаяся Мария Магдалена. Галерея старых мастеров. Дрезден.
1674 год. Автопортрет художника с кифарой. 17.5×14 см
1674 год. Автопортрет художника с кифарой. 17.5×14 см
1675 год. Портрет семейной пары. 25.4×20.5 см
1675 год. Портрет семейной пары. 25.4×20.5 см
1675 год. Элегантная компания в интерьере. 52×40 см
1675 год. Элегантная компания в интерьере. 52×40 см
1676 год. Автопортрет. Галерея Уффицци.
1676 год. Автопортрет. Галерея Уффицци.
Галерея Уффицци во Флоренции. Италия.
Галерея Уффицци во Флоренции. Италия.
1676 год. Сбежавшая птица. Аллегория целомудрия. 17.5×14 см
1676 год. Сбежавшая птица. Аллегория целомудрия. 17.5×14 см
1676-1677 гг. Автопортрет.
1676-1677 гг. Автопортрет.
1678 год. Мужчина и женщина. 36×30 см
1678 год. Мужчина и женщина. 36×30 см
1678 год. Мужчина и женщина (фрагмент).
1678 год. Мужчина и женщина (фрагмент).
1679 год. Смерть Лукреции. 38.2×26.7 см.
1679 год. Смерть Лукреции. 38.2×26.7 см.
1680 год. Интерьер с игроками в триктрак. 77.5×67.3 см
1680 год. Интерьер с игроками в триктрак. 77.5×67.3 см

В копилку эрудита: Триктрак (реже трик-трак) — старинная французская настольная игра с XV века. В русском языке триктрак — синоним игры в нарды.

1680 год. Серенада. 14.6×11.1 см
1680 год. Серенада. 14.6×11.1 см
1680 год. Мужчина, настраивающий виолончель. 19.3 x 15.2 см
1680 год. Мужчина, настраивающий виолончель. 19.3 x 15.2 см
1680 год. Женщина, пишущая письмо. Дерево, масло. Рейксмузеум, Амстердам.
1680 год. Женщина, пишущая письмо. Дерево, масло. Рейксмузеум, Амстердам.
Рейксмузеум, Амстердам. Начинающие художники возле музея.
Рейксмузеум, Амстердам. Начинающие художники возле музея.
      1657 год. Кавалер (автопортрет) 20×16 см
1657 год. Кавалер (автопортрет) 20×16 см

В копилку эрудита: Возможно, это один из первых автопортретов ван Мириса, созданный сразу после свадьбы. В 2007 году картина была украдена из Художественной галереи Нового Южного Уэльса в Австралии. Специалисты считают кражу спонтанной: кто-то из посетителей внезапно осознал, что унести «Кавалера» в сумке не составит труда, и тут же осуществил задуманное.  Картина до сих пор не найдена. Это одно из «Десяти лучших преступлений в области искусства» ФБР, его оценочная стоимость — около 1 миллиона долларов.

XVII век. Женщина с комнатной собачкой в сопровождении служанки.
XVII век. Женщина с комнатной собачкой в сопровождении служанки.
 XVII век. Жена Иеровоама навещает пророка Ахиджу.
XVII век. Жена Иеровоама навещает пророка Ахиджу.
XVII век. Девушка, продающая виноград пожилой женщине.
XVII век. Девушка, продающая виноград пожилой женщине.
XVII век. Гадалка.
XVII век. Гадалка.
1681 год. Музицирующая компания. 46×39 см
1681 год. Музицирующая компания. 46×39 см
XVII век. Врач измеряет пульс пациентки-желанной гостьи.
XVII век. Врач измеряет пульс пациентки-желанной гостьи.
          XVII век. Влюблённые.                                          XVII век. Крестьянская трапеза.
XVII век. Влюблённые. XVII век. Крестьянская трапеза.
XVII век. Женщина с розой. Bristol City Museum
XVII век. Женщина с розой. Bristol City Museum
Бристольский городской музей. Великобритания
Бристольский городской музей. Великобритания
XVII век. Читающая женщина и мужчина, сидящий за столом.
XVII век. Читающая женщина и мужчина, сидящий за столом.
XVII век. Портрет двадцатипятилетней женщины.
XVII век. Портрет двадцатипятилетней женщины.
     XVII век. Жестянщик (или лудильщик)
XVII век. Жестянщик (или лудильщик)
XVII век. Курящий солдат.
XVII век. Курящий солдат.
             XVII век. Визит доктора.
XVII век. Визит доктора.
XVII век. Урок музыки. Дерево, масло. Национальный музей Сербии, Белград.
XVII век. Урок музыки. Дерево, масло. Национальный музей Сербии, Белград.
Национальный музей Сербии. Белград.
Национальный музей Сербии. Белград.

Творчество ван Мириса также оказало влияние на формирование вкусов и предпочтений голландского общества. Его картины, изображающие сцены из жизни состоятельных горожан, стали отражением идеалов красоты и благополучия того времени. Они демонстрировали не только мастерство художника, но и высокий уровень жизни, царивший в Голландии в эпоху её Золотого века. Изображения элегантных интерьеров, дорогих нарядов и изысканных предметов обихода формировали определенный образ жизни, к которому стремились многие голландцы.

Конец XVII века, Музыкальный дуэт с вином. 31.1×25.7 см. Национальный музей в Варшаве.
Конец XVII века, Музыкальный дуэт с вином. 31.1×25.7 см. Национальный музей в Варшаве.
Национальный музей в Варшаве. Польша.
Национальный музей в Варшаве. Польша.
1842 год. Виллем Питер Хувенар (1808-1863 гг). Ян Стин и Франс ван Мирис на постоялом дворе, холст, масло.
1842 год. Виллем Питер Хувенар (1808-1863 гг). Ян Стин и Франс ван Мирис на постоялом дворе, холст, масло.
Конец XVII века. Автопортрет
Конец XVII века. Автопортрет

Ван Мирис был не просто художником, он был рассказчиком. Его картины оживляют прошлое, позволяя нам заглянуть в повседневную жизнь голландцев XVII века. Он умел передать не только внешний облик своих персонажей, но и их внутренний мир, их эмоции и чувства. В его работах можно увидеть улыбки, взгляды, жесты, которые говорят нам о многом. Они дают нам возможность сопереживать героям картин и почувствовать связь с прошлым.

С течением времени интерес к творчеству Франса ван Мириса Старшего не ослабевает. Его работы по-прежнему выставляются в лучших музеях мира и привлекают внимание искусствоведов и любителей живописи. Они являются предметом постоянных исследований и интерпретаций. Открываются новые факты о жизни и творчестве художника, что позволяет нам еще глубже понять его вклад в историю мирового искусства.

Творчество Франса ван Мириса Старшего – это не только великолепные картины, это еще и целая эпоха в истории голландской живописи. Он был одним из тех художников, которые определили лицо голландского искусства XVII века и оставили неизгладимый след в мировой культуре. Его работы продолжают вдохновлять и восхищать нас своей красотой, мастерством и способностью передавать дух времени...

В СЛЕДУЮЩИХ ВЫПУСКАХ ВЫ УЗНАЕТЕ О ТВОРЧЕСТВЕ ДВУХ СЫНОВЕЙ И ВНУКА ФРАНСА ВАН МИРИСА МЛАДШЕГО.

АДРЕС МОЕГО КАНАЛА В ДЗЕН
АДРЕС МОЕГО КАНАЛА В ДЗЕН