Нижний Новгород называют столицей закатов, столицей Приволжского федерального округа, столицей народных художественных промыслов, IT-столицей, молодежной и даже новогодней столицей. Но совершенно неоправданно его не называют культурной, ведь это звание когда то давно и почти безальтернативно закрепилось за Петербургом.
Однако в эту поездку в Нижний я поняла, что пришло время пересмотреть этот негласный статус. Столицу закатов вполне можно назвать и столицей культуры. Город поразил разнообразием и уровнем выставок, в которых классика рубежа XIX и XX веков соседствует с актуальным современным искусством.
Русский символизм: от Врубеля до Ларионова
В Нижегородском государственном художественном музее на площади Минина и Пожарского 4 декабря открылась выставка живописи и графики из собрания Валерия Александровича Дудакова, переданных в дар музею, под названием «Русский символизм от Врубеля до Ларионова».
Символизм в этом проекте проявляется не только в самих произведениях. Когда то Нижний Новгород стал местом, где Врубель оказался не принят. Сегодня же он один из тех художников, чьи работы особенно ждали и стремились увидеть нижегородцы.
Коллекционер, художник, искусствовед и почетный академик Российской академии художеств Валерий Александрович Дудаков передал в дар Нижегородскому государственному художественному музею одну из наиболее интересных частей своего знаменитого собрания, что стало важнейшим событием в культурной жизни города.
В дар было передано 38 произведений. В их числе живописные и графические работы выдающихся художников Михаила Врубеля, Виктора Борисова Мусатова, Павла Кузнецова, Николая Крымова, Николая Сапунова, Сергея Судейкина, Натальи Гончаровой, Михаила Ларионова, Александра Арапова, братьев Владимира и Николая Милиоти, Николая Рябушинского, Павла Уткина, Александра Фонвизина, Николая Феофилактова, а также ряд произведений пластики и декоративно прикладного искусства.
Подлинные художественные ценности должны принадлежать обществу, а не оставаться в частных руках. Их место— в музее, где они доступны всем. Решение для передачи коллекции созревало недолго, но для его реализации потребовались определенные условия, которые были наконец найдены и согласованы. Как коллекционер с многолетним опытом, я исхожу из простого принципа: важно не себя утверждать через искусство, а служить искусству, сохраняя его для будущих поколений. Истинное собирательство — это акт передачи наследия, где личное становится достоянием культуры.
— Валерий Александрович Дудаков
Все работы, переданные в дар музею, связаны с русским символизмом, во многом получившему известность благодаря творческой деятельности участников объединения «Голубая роза».
Одноименная выставка открылась в Москве на Мясницкой улице в 1907 году на средства мецената и художника любителя Николая Павловича Рябушинского. Она не сопровождалась каким либо манифестом или уставом, однако продемонстрировала внутреннее единство круга художников, чье мировоззрение формировалось под влиянием символизма.
Выбор Нижнего был не случаен. Город с богатым купеческим прошлым, где благосостояние традиционно воспринималось как форма общественной ответственности, на протяжении своей истории формировал особое отношение к меценатству и поддержке культуры. В этом контексте поступок Валерия Александровича Дудакова выглядит не единичным жестом, а продолжением укорененной традиции, в которой частная инициатива становится вкладом в общее культурное наследие.
Дар Валерия Александровича Дудакова позволяет увидеть, насколько глубокими и насыщенными были истоки художественной культуры Нижнего Новгорода. Однако на этом разговор об искусстве в городе не заканчивается. Нижний не только бережно хранит наследие рубежа XIX и XX веков, но и активно работает с современными художественными практиками.
Выставка искусства новых медиа от коллектива TUNDRA
19 декабря в экспериментально выставочном пространстве ЦЕХ открылась персональная выставка коллектива TUNDRA, объединяющая четыре инсталляции.
Исследовательский метод TUNDRA сосредоточен на взаимосвязи изображения и звука и на их способности формировать межчувственный опыт через обращение к механизмам восприятия. Именно поэтому маршрут экспозиции выстроен как последовательное погружение в аудиовизуальный нарратив, раскрывающий эволюцию творческого метода коллектива.
Экспозицию открывает инсталляция The Day We Left Field, которая настраивает зрителя на ритм восприятия выставки и обозначает границу между внешней городской средой и внутренним пространством созерцания. Вдохновленная естественными ландшафтами и их местом в урбанистическом контексте, работа буквально переворачивает привычный образ природного, предлагая взглянуть на него под иным углом.
Следом разворачивается культовая аудиовизуальная инсталляция ROW, состоящая из десяти голографических дисплеев, вертикально подвешенных в пространстве ЦЕХа. Алгоритмы ROW переводят невидимые цифровые сигналы в аудиовизуальные формы, а вертикальная композиция и архитектурные особенности пространства формируют новый режим взаимодействия зрителя с работой.
Центральным объектом выставки становится новая масштабная инсталляция DOT — сферическая структура, парящая в пространстве. Образ ядра превращается в точку схождения света и звука, где рождаются новые аудиовизуальные ассоциации. Множественные лучи, исходящие из сферы, трансформируют восприятие архитектуры, превращая ее в единую светодинамическую среду.
Завершает маршрут инсталляция TUNNEL, погружающая зрителя в пространство синестетического опыта, где соединяются визуальные, тактильные и звуковые ощущения. Посетитель одновременно наблюдает движение изображения, слышит его звуковую форму и физически ощущает вибрационный отклик, находясь на специально разработанной виброплатформе. Она преобразует звуковые частоты в механическую вибрацию, позволяя телу стать резонатором. В этом синтезе изображение становится осязаемым, а звук обретает вес и фактуру.
Меня невероятно приятно удивило всё разнообразие форм искусства, представленное в Нижнем Новгороде. Если в этот раз мой визит длился всего пару дней и охватывал разные места, то следующая поездка, которую я однозначно планирую летом, будет под девизом «обойти все музеи и погрузиться в культурную жизнь города», а заодно полюбоваться его прекрасными закатами. Последние полгода, гуляя по выставкам Петербурга, я уже стала думать, что у меня профдеформация и ничто не способно впечатлить, но оказалось, что надо было съездить в Нижний, чтобы увидеть удивительный симбиоз истории, классики и современного искусства. Так что пусть Нижний Новгород имеет статус культурной столицы.
А в этой статье вы также можете почитать о другой выставке, которая проходит в Нижнем Новгороде. Так Виктора Васнецова еще никто не раскрывал: