Найти в Дзене
Путешествия с фотокамерой

Заброшенный дворец Саадама Хуссейна Ираке. Что с ним сейчас

Когда стоишь на одном из балконов заброшенного дворца над древним Вавилоном, трудно поверить, что когда-то здесь царило великолепие. Это не туристическая достопримечательность в привычном смысле, а след одной конкретной эпохи. Мраморные полы, резные потолки, инициалы на стенах. А теперь — осколки люстр под ногами, граффити на стенах и голуби, гнездящиеся в балках. Мало кто мог побывать в этом месте. А все те отчеты, которые я видела в интернете, ограничивались лишь фотографиями первого этажа дворца. Верхние были перекрыты и туда нельзя было никак попасть. Но у меня получилось. Удалось даже побывать в бывшей спальне и в бывшей ванной правителя Ирака. Сколько точно дворцов было простроено в Ираке за 24 года точно не известно. По разным оценкам эта цифра от 80 до 100. Все потому что, резиденции были настолько огромными и роскошными, что не понятно что именно считать отдельным дворцом. По открытым данным, суммарные расходы на строительство оценивались в миллиарды долларов, без учёта вну
Оглавление

Когда стоишь на одном из балконов заброшенного дворца над древним Вавилоном, трудно поверить, что когда-то здесь царило великолепие. Это не туристическая достопримечательность в привычном смысле, а след одной конкретной эпохи.

Мраморные полы, резные потолки, инициалы на стенах. А теперь — осколки люстр под ногами, граффити на стенах и голуби, гнездящиеся в балках.

Мало кто мог побывать в этом месте. А все те отчеты, которые я видела в интернете, ограничивались лишь фотографиями первого этажа дворца. Верхние были перекрыты и туда нельзя было никак попасть. Но у меня получилось. Удалось даже побывать в бывшей спальне и в бывшей ванной правителя Ирака.

-2

Сколько точно дворцов было простроено в Ираке за 24 года точно не известно. По разным оценкам эта цифра от 80 до 100. Все потому что, резиденции были настолько огромными и роскошными, что не понятно что именно считать отдельным дворцом.

По открытым данным, суммарные расходы на строительство оценивались в миллиарды долларов, без учёта внутреннего убранства.

-3

При этом большинство дворцов начали строить уже после 1991 года, когда дела в стане шли не очень хорошо, а до этого момента было "всего" 20 штук. В промежуток с 1991 года по 2003 год строили примерно по пять новых дворцов ежегодно.

-4

Зачем столько дворцов?

Во-первых, это была демонстрация власти Саддама Хусейна. В каждом значимом городе Ирака стоял свой дворец — от Тикрита и Мосула до Багдада и Басры.

Во-вторых, дворцы строились не только для самого Саддама. Их получали жены, высокопоставленные партийные чиновники, приближенные.

-5

В-третьих — безопасность. Правитель постоянно менял места своего пребывания, никто не знал, где он окажется следующей ночью. Завтрак, обед и ужин сервировали во всех дворцах одновременно, независимо от того, приедет он или нет. Элемент непредсказуемости, который создавал ауру вездесущности.

Иракский инженер, работавший на строительстве трех дворцов, в интервью говорил: "Люди на Западе думают, что дворцы — это резиденции президента. Но для Саддама это в большей степени демонстрация его существования и власти".

При этом каждый дворец занимал огромную территорию, где было множество вспомогательных зданий, склады, технических помещений.

-6

Что было внутри

Мрамор и гранит, золотые краны, резное дерево, массивные люстры. Материалы везли из Европы. Над одним дворцом Аль-Фау работало 2000 человек — мастера из Марокко, Египта, Судана.

-7

Сотни комнат, полсотни ванных комнат. А комплекс дворцов в Тикрите, родном городе Саддама, занимал территорию в 50 раз больше Белого дома.

Под дворцом Ас-Салам шла сеть вентилируемых бетонных туннелей, соединявших дворцы, правительственные здания и аэропорт Багдада.

-8

В начале 1980-х одна из европейских компаний спроектировала крупный подземный комплекс под гостевым зданием президентского дворца. Он включал жилые помещения, запасы воды и продовольствия, системы фильтрации воздуха и инженерную защиту, рассчитанную на экстремальные сценарии.

-9

Доступ осуществлялся через скрытые лифты, замаскированные под элементы ландшафта. Стены из многометрового железобетона, сложные амортизирующие конструкции — всё это должно было обеспечить максимальную изоляцию и автономность. Сейчас эти помещения затоплены и запечатаны.

-10

История одного дворца: Вавилон

В 1980-х годах правитель Ирака увлёкся образом древнего Вавилона и его царей. Началась масштабная реконструкция археологического комплекса, а рядом решили построить дворец с видом на восстановленные стены.

Для этого расчистили территорию, где раньше стояла деревня. На её месте насыпали искусственный холм высотой в несколько этажей.

-11

Дворец строили несколько лет. Четыре этажа, открытая терраса на крыше и панорама древнего города. Внутри — высокие сводчатые потолки, мраморные полы, резные арки, ведущие в парадные залы. На стенах и кирпичах — надписи, прославляющие эпоху и её создателя.

-12

В центре зала специально сделан паркет с особой акустикой. Когда приближенные приветствовали правителя и топали ногой по центру зала, звук многократно усиливался и гремел по всем стенам. Если топнуть в другом месте зала — звук обычный.

-13

Я проверяла — эффект сохраняется до сих пор. Правда, ходят слухи, что правитель посетил этот дворец всего один раз.

Что сейчас?

В 2019 году Вавилон включили в список всемирного наследия ЮНЕСКО. И не только археологические раскопки древнего города, но и дворец на холме.

Есть идеи превратить дворец в музей или культурный центр.

-14

У остальных дворцов судьба очень разная. Какие-то разрушены, какие-то использовали как штабы и базы. Что-то просто заброшено и туда добрались мародёры. Один из дворцов стал университетским кампусом, другой — музеем, часть помещений переоборудовали под общественные пространства. Но большинство по-прежнему стоят заброшенными.

-15

Формально все эти резиденции сегодня принадлежат государству, но большинство из них так и остаются частью городского ландшафта — без чёткого будущего и понятной функции.