Найти в Дзене
Горожанин о кино

В каком возрасте были актеры «Москва слезам не верит», когда снимали фильм

Иногда включаешь старый фильм просто фоном. А потом ловишь себя на том, что уже десять минут смотришь, не отрываясь. Со мной так всегда происходит с «Москвой слезам не верит». Перед режиссёром Владимиром Меньшовым стояла сложная задача показать одних и тех же людей на временной дистанции 20 лет. Следовательно, по возрасту нужно было взять нечто среднее. А вот Жора Крыжовников особо не заморачивался и утвердил на роли в своём десятисерийном сиквеле разных актрис. Одна троица в 20 лет, вторая в 40 лет. Но Меньшов действовал иначе. И вот сегодня я хочу вам рассказать, в каком возрасте были актёры «Москва слезам не верит», когда снимали фильм. Когда тётя Паша появляется на экране, создается ощущение строгого порядка. Зое Фёдоровой на тот момент был семьдесят один год. И этот возраст чувствовался в каждом ее движении. Она играла женщину, которая многое повидала и многое пережила. Я всегда ловил себя на мысли, что именно такие коменданты и существовали в реальности. Не злые, а просто строгие
Оглавление

Иногда включаешь старый фильм просто фоном. А потом ловишь себя на том, что уже десять минут смотришь, не отрываясь. Со мной так всегда происходит с «Москвой слезам не верит».

Перед режиссёром Владимиром Меньшовым стояла сложная задача показать одних и тех же людей на временной дистанции 20 лет. Следовательно, по возрасту нужно было взять нечто среднее. А вот Жора Крыжовников особо не заморачивался и утвердил на роли в своём десятисерийном сиквеле разных актрис. Одна троица в 20 лет, вторая в 40 лет.

Но Меньшов действовал иначе.

И вот сегодня я хочу вам рассказать, в каком возрасте были актёры «Москва слезам не верит», когда снимали фильм.

Зоя Фёдорова (тётя Паша, комендант в общежитии)

-2

Когда тётя Паша появляется на экране, создается ощущение строгого порядка. Зое Фёдоровой на тот момент был семьдесят один год. И этот возраст чувствовался в каждом ее движении.

Она играла женщину, которая многое повидала и многое пережила. Я всегда ловил себя на мысли, что именно такие коменданты и существовали в реальности. Не злые, а просто строгие.

Лия Ахеджакова (директор клуба знакомств)

-3

Лия Ахеджакова в сорок лет выглядела удивительно молодо. Ее героиня казалась чуть ироничной и немного усталой.

Мне всегда нравилось, как она держалась в кадре. С юмором, но без насмешки. Ее персонаж будто понимал людей лучше, чем они сами себя. Кстати говоря, такого героя в сценарии нет, его придумал Владимир Меньшов.

  • Ещё раз призываю вас не путать изначальный сценарий с адаптацией, написанной Валентином Чёрных уже в 90-е годы.

Виктор Уральский (отец Николая)

-4

Отец Николая получился очень узнаваемым. Виктору Уральскому было пятьдесят три. Именно такие отцы и создавали ощущение опоры в семье. Постоянный актёр Гайдая засветился и у Меньшова, причём в самом его известном фильме.

Валентина Ушакова (мать Николая)

-5

Валентина Ушакова была ровесницей экранного мужа. Пятьдесят три года.

Евгения Ханаева (мать Родиона Петровича Рачкова)

-6

На эту роль приглашали Инну Макарову и Клару Лучко, но обе отказались. А зря. Думали, наверно, что будет «ещё один проходной фильм». Вот здесь они крупно прогадали.

Ну, а Евгения Ханаева в свои пятьдесят семь создала образ, который невозможно забыть. Она умела смотреть так, что становилось понятно, кто в доме главный. Мне кажется, именно возраст позволил ей сыграть эту роль с такой точностью и без карикатуры.

Наверняка мама потом выбирала Рудику обеих жён, согласны? А ушёл он от второй, только когда уже мамы не стало.

Наталья Вавилова (Александра, дочка Катерины и Родиона Петровича)

-7

Наталье Вавиловой было всего девятнадцать. И эта юность чувствовалась сразу.

Ее Александра была живой, немного наивной и очень настоящей. Именно так и выглядят дети, выросшие в сложных, но любящих семьях. Кажется, что Владимир Меньшов просто «перетащил» актрису из «Розыгрыша», где у неё тоже главная роли Таи Петровой. Но на самом деле, Вавилову пришлось долго уговаривать. А точнее, её родителей.

Дальше переходим к актёрам, которые сыграли и двадцатилетних, и сорокалетних, и вот тут их возраст уже имел решающее значение.

Борис Сморчков (электрик Николай)

-8

Борису Сморчкову было тридцать четыре. Его Николай выглядел человеком надежным и простым.

Раиса Рязанова (маляр Тося Буянова)

-9

Раиса Рязанова была ровесницей Сморчкова. Тридцать четыре года. Получается, их пара вполне гармонировала, но по возрасту была ближе ко второй серии, нежели к первой. Кстати, от роли отказалась Галина Польских. Интересно, как бы она изображала 20-летнюю в 39 лет? Загримировали бы, наверно. «Наштукатурили».

Ну, а Тося в исполнении Раисы Рязановой казалась женщиной, которая не боится работы и умеет радоваться простым вещам. Очень живой образ.

Александр Фатюшин (знаменитый хоккеист Гурин)

-10

Александру Фатюшину было всего двадцать семь. И он уже скорее персонаж первой серии, 1950-х годов. В 70-е его Гурин сильно потускнел. Его герой появлялся ненадолго, но оставлял яркое впечатление. Молодость и спортивная уверенность чувствовались сразу. Жаль, что Гурин всё это растерял. И это ещё не говоря о вырезанной сцене, где Гурин заявляется на дачу к Николаю в непотребном виде.

Ирина Муравьёва (приемщица в химчистке Люда Свиридова)

Ирине Муравьёвой было двадцать девять.

В принципе, такая актриса пару лет спустя в «Карнавале» изображала 17-летнюю школьницу, поэтому её Люда в свои 20 не выглядит уж сильно возрастной.

Люда была активной, немного резкой и очень харизматичной. Я помню, как многие зрители либо любили ее, либо раздражались. Но равнодушных точно не было. Муравьёва уже тогда умела держать внимание.

Кто ещё отказался от роли: Анастасия Вертинская (32 года) и Людмила Савельева (36 лет). Обе старше Муравьёвой.

Юрий Васильев (телеоператор Родион Петрович Рачков)

-11

Юрий Васильев был ровесником Муравьёвой. Ему было 29. За плечами Юрия уже имелась масштабная роль в драме Сергея Герасимова «Журналист».

Герой Васильева вызывал сложные чувства. С одной стороны, обаятельный и уверенный. С другой стороны, не самый надежный. Он еще не научился брать на себя ответственность, но уже привык к успеху. В фильме Владимира Меньшова Рудик – явно отрицательный персонаж. И мы не можем не согласиться с мнением режиссёра.

Олег Табаков (Володя, возможно, сотрудник СЭВ)

-12

Олегу Табакову было сорок три. Но здесь возраст не так важен, поскольку Володя появляется только во второй серии, гармонично сочетаясь в кадре с 40-летней Катериной Тихомировой. Думается, что 50-летний Вячеслав Тихонов тоже не подкачал бы.

Мне всегда нравилось, как Табаков умел создавать ощущение человека, который знает себе цену и умеет жить.

Алексей Баталов (слесарь Гоша)

-13

Алексею Баталову было пятьдесят. Он играл сорокалетнего, но это тот случай, когда герой выглядит младше своих лет. Сегодня трудно представить другого Гошу. В этом возрасте он сумел соединить мудрость, мужскую силу и спокойствие. И уже конечно Баталов выступил намного сильнее, чем Виталий Соломин или сам Владимир Меньшов, хотя оба были младше.

Вера Алентова (директор комбината Катерина Тихомирова)

-14

Вере Алентовой было тридцать шесть. Ее Катерина показана женщиной, прошедшей длинный жизненный путь. Но в этом возрасте она смогла продемонстрировать и силу, и одновременно уязвимость.

Другие актрисы, которые отказались играть Катю.

Ирина Купченко (30 лет).

Маргарита Терехова (36 лет).

Вот же сели они в шляпу!

Ещё была 30-летняя Наталья Сайко, но её уволили после приглашения Баталова (они не смотрелись вместе в кадре).

А вы помните, в каком возрасте впервые посмотрели «Москву слезам не верит» и какие герои тогда были вам ближе всего?

В моем телеграм-канале много интересной и полезной информации о путешествиях по России и миру, а также о московских достопримечательностях. Подпишитесь, чтобы не пропустить!