Эта схема перенесёт вас в новое измерение:
Многие знакомы с предустановленными звуковыми пресетами в смартфонах - режимами "Комната", "Зал", "Холл", "Концерт" и т. п. Включил - и слушаешь. Однако такой подход имеет существенные ограничения.
Во‑первых, заводские пресеты зачастую излишне агрессивны в обработке звука: вместо естественного объёмного звучания мы получаем искажённую, "плоскую" картину - то, что в обиходе называют слушаешь "шушлайкой".
Предложенная схема обработки звука предлагает принципиально иной уровень восприятия:
- Гибкая регулировка глубины эффекта. Вы самостоятельно настраиваете интенсивность объёмного звучания, добиваясь комфортного для себя баланса.
- Эффект движущихся объектов. В отличие от статичного стерео, здесь создаётся иллюзия перемещения источников звука в пространстве.
- Тройное стерео. Звуковая сцена расширяется за счёт дополнительных виртуальных каналов, выходящих за пределы фронтальных динамиков.
При прослушивании концертной записи вы ощущаете себя участником события:
слышите шумы зала - аплодисменты, возгласы зрителей вокруг вас;
различаете звуки с разных направлений - например, свист сбоку или крик сзади;
отслеживаете перемещение исполнителя: когда артист поёт соло, кажется, что он двигается по виртуальному пространству - подходит ближе, отходит, смещается влево или вправо.
Такие эффекты создают неповторимое ощущение присутствия, превращая обычное прослушивание музыки в погружающий аудиоопыт, описать его словами непросто - лучше один раз услышать.
В 1997 году я приобрёл музыкальный центр Aiwa - модель с пятью колонками. В Российской комплектации дополнительные колонки отсутствовали: их предлагалось покупать отдельно (согласно инструкции), так как этот муз центр стоил очень дорого, пол квартиры в 1997 году. В то время я даже не догадывался, что устройство поддерживает формат домашнего кинотеатра, а также воспроизводит MP3 и работает в режиме караоке. Казалось, что это просто система с пятью колонками - и ничего более, я даже не думал что такое существует. Япония тогда явно опережала нас в технологиях на много лет.
Однажды я подключил к дополнительным выходам музыкального центра советские колонки, интуитивно разместив их позади себя. И тут случилось чудо: я словно оказался в концертном зале! Появились звуки, которых я никогда не слышал в стереорежиме. Это было настоящее открытие - комната наполнилось глубиной и объёмом.
Неудачный ремонт и пауза в увлечениях
Во время ремонта квартиры я неправильно подключил шлейфы, идущие от блоков музыкального центра. Устройство вышло из строя, згорело что-то. В мастерских мне отказывали: "слишком сложная система, впервые такое видим", так отвечали мастера своего дела))). Так Aiwa переехал в гараж - на долгие годы.
В начале 2000‑х я собрал простой ламповый усилитель. Звучание оказалось достойным, однажды вечером, слушая музыку, я вновь вспомнил о том волшебном концерном зале, который давал мой старый Aiwa.
Я начал искать схемы, способные воссоздать похожий эффект. В библиотеке мне попался журнал "Радио" за 1999 год. Не помню названия статьи, но её суть сводилась к созданию пространственного канала. Я зарисовал предложенную схему, собрал её и подключил к ламповому усилителю.
И снова - чудо! Я вновь оказался в концертном зале. Звучание было идентично тому, что дарил мне муз центр Aiwa.
Эволюция: от прошлого к современности
Со временем я приобрёл готовый домашний кинотеатр, и мои самодельные схемы отошли на второй план. Однако с угасанием популярности домашних кинотеатров я вернулся к экспериментам. Сейчас у меня работает самодельный усилитель на микросхеме LM1875T, дающий чистое, прозрачное звучание.
Но ностальгия по тому самому "концертному" эффекту не отпускала. Я вновь собрал схему, и результат превзошёл ожидания: сидя в обычной комнате, я слышал то, что недоступно в стереорежиме. Включив трек Laid Back, я открыл для себя новое звучание - будто впервые услышал эту музыку.
Техническая суть: как это работает
Найти оригинальные радиодетали для винтажной схемы оказалось невозможно, так как они у меня в запасах исчерпались, поэтому я модернизировал её, используя современные компоненты:
- операционный усилитель NE5532;
- усилитель мощности с электронной регулировкой громкости TDA7057AQ.
Принцип работы схемы:
Выделение разностного сигнала левого и правого каналов.
Фильтрация: отсечение частот ниже 200 Гц и выше 3,5 кГц.
Обработка компрессором: усиление слабых сигналов и ослабление громких.
Эффект, который меняет восприятие
Сегодня я в восторге от звучания этой схемы. Мой знакомый, услышав её, попросил схему. Он повторил конструкцию и установил её в автомобиль. Теперь он говорит, что ездит не на машине, а на "концертном зале".
Недостатки этой схемы: надо самому регулировать громкость тыльных динамиков в зависимости от основной громкости, это значить, что при уменьшении или увлечение основной громкости усилителя надо эту схему подстраивать под новую громкость. В следующей статье я предложу схему на отечественных деталях прошлых лет, в ней нет этих недостатков, она сама подстраивается под основную громкость, это значить её можно отстроить один раз и забыть.
Поддержка 👇 канала
Это не просто схема - это путешествие в мир звука, где каждая нота обретает новое измерение. Закрываешь глаза - и ты уже не дома. Это фантастика, которую можно создать своими руками.