С обаятельным парижским сыщиком Николя Ле Флоком я познакомилась несколько лет назад, посмотрев одноименный сериал. С тех пор детали сюжета основательно подзабылись. Однако, сам сериал явно занял в моей ячейке памяти место под грифом «качественное историческое». И стоило мне задаться вопросом, чего бы такого почитать детективного с налетом истории, – фамилия Ле Флок всплыла сама собой.
Перед вами отзыв читательницы Ольги (ник — Кот бы мог подумать). написанный в рамках Детективного марафона, который проходил на канале в ноябре 2025 года.
Я решила проверить, а нет ли у сериала книжного первоисточника. Оказалось, есть. Целых 14 книг авторства Жан-Франсуа Паро, но переведены, кажется, не все — в мое распоряжение попало только 8. Видимо, книги давно не переиздавались, поскольку есть только у букинистов и пиратов. Очень жаль.
К настоящему моменту я успела прочитать первые две части цикла, заполировав их соответствующими частями сериала. Так что мой отзыв будет и о книгах, и о сериале. Перехожу к делу!
Жан-Франсуа Паро «Загадка улицы Блан-Манто»
Франция, 1761 год, правление Людовика XV. То есть, там все напудренные и в париках. К счастью, наш герой Николя Ле Флок — не модный, парик ему, видите ли, неудобен (пишу «к счастью», потому что книга еще как-то позволяет абстрагироваться, но вот на экране тяжеловато сопереживать мужчине в трендовом образе той эпохи :).
А если серьезно, то Николя – молодой провинциал, только что прибывший в Париж, чтобы поступить на службу в полицию. Поначалу он учится: изучает тонкости права и осваивает полицейское ремесло под руководством более опытных товарищей. Но довольно скоро в его руки попадает первое настоящее расследование — и очень серьезное. Таинственно исчезает старший полицейский инспектор, и все улики указывают на бытовуху по пьянке убийство на почве ревности.
Наш молодой сыщик еще совсем неопытен, в чем-то наивен, но хорошо образован и от природы проницателен. Расследование приходится вести и в самом жутком предместье, и в злачных местечках столицы, на каждом шагу встречаясь с обитателями социального дна. Следователи перебирают мотивы: любовь, корысть или коррупция. К тому же оказываются затронуты интересы короля, и дело приобретает государственное значение. На плечи Николя ложится огромная ответственность, но и редчайшая возможность проявить себя. Справится ли он?
Жан-Франсуа Паро «Человек со свинцовым чревом»
В этом романе мы находим Николя Ле Флока уже на более ответственном посту — он комиссар по особо важным делам. На этот раз расследование ведется в высшем обществе, среди ближайшего окружения дочери короля.
Загадочные смерти, которые пытаются выдать за нечто другое, — зачем и кому это выгодно? Почему такой странный способ убийства молодого виконта? Что утаил его надменный отец, и какую правду не успела раскрыть несчастная мать? У брата тоже рыльце в пушку: унаследовал за старшим не только титул (теперь можно забыть о ненавистной доле священнослужителя), но и очаровательную любовницу-актрису.
Николя с присущим ему стремлением к истине бросается за распутывание дела, но неожиданно сталкивается с противодействием официального Версаля. Неужели опять задеты интересы высочайших особ?
Общее впечатление о книгах
Узнала, что Жан-Франсуа Паро по профессии совсем не писатель, а вовсе даже дипломат. Первые книги были им написаны во время службы в консульстве в Софии. По признанию автора, он начал писать для себя, «когда холодными зимними вечерами невозможно было выйти на эти покрытые льдом улицы» (это в Софии-то! Надо было его куда посеверней отправлять дипломатить, пожалуй, и книг бы побольше вышло). А по образованию Паро — историк, специализировался на французской истории XVIII века.
И, в общем, это все очень хорошо отражается в книгах о Николя Ле Флоке. На мой скромный взгляд, в них не хватает писательского мастерства: крепко выстроенной структуры, ловко вьющейся интриги, драматических точек, клиффхэнгеров. Написано в целом легко, интересно, но немного линейно и не так захватывающе, как обычно ожидаешь от детективов. Нет пресловутого эффекта «не засну, пока не узнаю, что там дальше».
Обидно, ведь сами сюжеты любопытные, необычные, в хорошем смысле мрачные. И при этом продуманные, с логичными мотивами героев. Да и многое другое мне в этих книгах пришлось по душе, дальше подробнее остановлюсь на том, что понравилось.
Главный герой
Привлекательный и очень живой главный герой. В современных детективах уже набила оскомину мода делать героя демонстративным «не героем»: пьющим, нелюдимым, несчастным в личной жизни, с физическими или психологическими отклонениями и т.п. Поэтому радостно встретить, наконец, симпатичного, но совершенно человечного, не мэрисьюшного персонажа. Он умен, но без сверхспособностей. Красив, но дамы в штабеля не укладываются. Очень обаятелен и добр — и это не просто слова, на каждой странице мы видим как это подтверждается отношениями с другими людьми, особенно «простыми».
Персонажи как портрет эпохи
В качестве второстепенных персонажей довольно много реальных исторических деятелей, причем малоизвестных. И это очень интересно и познавательно! Речь не только о короле и его приближенных, без которых практически не обойтись в подобных сюжетах. А вот, например, непосредственный начальник нашего Николя — граф Сартин, реальный шеф парижской полиции того времени. Он является полноценным действующим лицом, с ярким характером и забавной страстью к коллекционированию париков.
В качестве патологоанатома в книге выступает палач Сансон — тоже реальный человек, тот самый, которому предстоит (на момент действия книг — еще только предстоит) казнить короля Людовика XVI. Из него вышел весьма необычный, пожалуй, даже трагический персонаж. Мягкий, скромный и деликатный человек, он мечтал стать врачом и изучал медицину, но судьба сложилась так, что пришлось унаследовать ненавистное семейное ремесло и всю жизнь заниматься им.
Вообще персонажи, в том числе мимолетные, прописаны очень внимательно и с любовью. Почти о каждом мы узнаем небольшую предысторию, раскрывающую характер не столько конкретного человека, сколько самого времени.
Нет черного и белого, неоднозначными предстают как положительные персонажи, так и отрицательные. Кто перед нами, закоренелый преступник или обездоленный старый солдат, ставший инвалидом и выброшенный государством на помойку жизни? Всесильная королевская фаворитка или больная нервная женщина, которой любой неосторожный шаг будет стоить всего?
И так постепенно, с каждой историей, с каждой судьбой, словно приподнимаются уголочки огромного полотна, перед читателем открывается огромный портрет эпохи. И очень ясно считывается, откуда, из каких маленьких и больших судеб, из крупных политических ошибок, помноженных на тысячи крошечных несправедливостей, уже растет кровавая буря, которая совсем скоро сметет французскую монархию.
И, конечно, атмосферность и историческая достоверность
Я в чтении прежде всего эскапист, поэтому очень ценю все эти мелкие детальки, которые позволяют мысленно переместиться во времени и пространстве с эффектом полного погружения, без сучка и задоринки. (Чтобы никаких там викингов в брюках, графинь в вельветовых пеньюарах и Лукреции Борджиа, покупающей помидоры на римском базаре).
И вот тут Жан-Франсуа Паро угодил так угодил! Множество деталей — бытовых, социальных, политических — с таким явным знанием дела и так плотно вшиты в текст, словно он написан современником Николя Ле Флока, а не нашим с вами. При этом лично для меня нет перегруза — можно было бы и побольше подробностей :).
А еще кулинария
Я не знаток, но ощущение, что тоже аутентичная, из XVIII века, уж очень своеобразные на современный взгляд рецепты. Персонажи много и со вкусом едят, причем, почти всегда подробно рассказывается, из чего и как было приготовлено блюдо. Чем-то это все напомнило «снарк снарк» Веркина, но, правда, без эстетских комментариев главного героя :).
Не то чтобы я такой любитель описаний еды, но, во-первых, они очень хороши для атмосферности, а во-вторых, удачно разбавляют мрачные подробности расследований забавными и теплыми моментами.
Сериал «Николя Ле Флок» (2008–2018)
На всякий случай напомню, что сравниваю только первые две части, возможно дальше картина поменяется.
В целом, по сериалу примерно те же впечатления, что и по тексту. Он очень хорошо передает дух книги, ее атмосферу и историчность. Наряды, прически и макияжи, улицы и обстановка домов — все выглядит вполне аутентично.
Мне такой визуал нравится — без голливудской глянцевитой яркости, но зато с ощущением достоверности. Люблю, когда персонажи из прошлого выглядят реальными людьми, а не отшлифованными картинками с ботоксными лбами и тщательным контурингом.
Что касается сюжета, то он отличается местами довольно существенно. Но, по-моему, сериал от этого только выигрывает. Например, большая часть первой книги занята первыми шагам нашего героя в Париже, а также его семейными делами в родной Бретани (Николя — подкидыш, и по ходу сюжета узнает о себе кое-что неожиданное). В сериале этой линии нет совсем, действие словно бы начинается несколько лет спустя после его приезда в столицу — он уже знает тайну своего рождения и явно успел стать опытным полицейским.
Вероятно с точки зрения кино такой подход правилен, он не размывает основную детективную линию. Да и актер совсем не тянет на юного провинциала — фирменный ироничный прищур и жестковатая манера общения экранного Ле Флока говорят о том, что «человек давно в профессии». Поэтому показать всю историю героя с самого начала вряд ли бы получилось хорошо.
Также есть изменения в любовной линии (существенные! в книгах вообще пока не было единой линии, скорее, отдельные штришки) и в различных элементах расследования. Обычно не люблю изменения в сюжете фильмов по книгам, уж больно часто из этого получается глупая ненужная отсебятина. Но тут, на удивление, все вполне логично, я бы сказала, что сделали даже в чем-то лучше книги!
При этом сериал явно снят с любовью к первоисточнику. Многие сцены и диалоги сохранились в точности. Герои почти не утратили присущего им в книгах колорита и особенностей характера. И все эти забавные моменты с друзьями и домашними, гастрономией, париками Сартина придают особую душевность.
В общем, благодаря расхождениям с книгой, сериал было нескучно смотреть даже сразу после чтения. Единственный момент, который нужно учесть, если вы вдруг соберетесь подобно мне просматривать по серии после каждой части цикла: первая серия снята по второй книге, а вторая — по первой. Смотреть в обратном порядке я бы не советовала, так как в сериале есть некоторые изменения, которые станут таким образом не очень логичными.
Совсем краткое заключение
Буду очень рада, если мой рассказ заинтересует кого-то книгой и/или сериалом:) Думаю, они понравятся тем, кто в первую очередь любит историческое, а детективное — во вторую. Сама планирую продолжить читать и смотреть.
***
Спасибо Ольге за увлекательнейший рассказ! Мне, любительнице исторических детективов, он пришёлся очень по душе. Взяла себе на заметку и книги, и сериал.
А вы, друзья, знакомы с произведениями о Николя Ле Флоке? Хотели бы познакомиться?
Приглашаю всех на свой канал на Boosty. Там вас ждут увлекательные совместные чтения, отзывы о книгах, отчёты о путешествиях, мои дневники. Ну и, конечно, жду вас в Телеграме!