Найти в Дзене

Новая мода на черный после эпидемии чумы в Средние века

Какое точное время появления черного цвета в одежде? Началось ли это до или после опустошительной Великой чумы 1346-1350 годов, унесшей жизни трети европейцев? Легко предположить, что черный стал символом трагедии и божественного наказания, как знак покаяния и искупления, подобно литургическому черному цвету Адвента и Великого поста. Действительно, этическое значение черного было очевидно повсюду: в законах, литературе и церковных уставах. Однако, более глубокий анализ показывает, что эта тенденция к черному возникла раньше, еще в конце XIII и начале XIV веков, особенно среди юристов, судей и представителей власти во Франции (при Филиппе Красивом), Англии (при Эдуарде I) и итальянских городах. Для них, как и для многих монашеских орденов, черный цвет символизировал не зло, а добродетель, власть и закон. Они одевались в черное, подражая духовенству и ученым, чтобы подчеркнуть свой статус и приверженность государственному управлению. К середине XV века "долгоодетые" представители различных профессий, в отличие от князей и дворян, предпочитавших короткие одежды, уже носили черный как отличительный знак своего статуса и морального кодекса, а не как обязательную униформу.

Человек в тюрбане
Этот портрет, признанный одним из шедевров живописи всех времен, продолжает хранить свою неразгаданную тайну. Кто же этот человек в красном тюрбане, Джованни Арнольфини, состоятельный купец из Лукки, чья деятельность была сосредоточена в Брюсселе?
Это один из его родственников? Или, скорее, сам художник, Ян Ван Эйк, или какая-то другая неизвестная фигура? Ян Ван Эйк, Человек в Красном Тюрбане, 1433. Лондон, Национальная галерея.
Человек в тюрбане Этот портрет, признанный одним из шедевров живописи всех времен, продолжает хранить свою неразгаданную тайну. Кто же этот человек в красном тюрбане, Джованни Арнольфини, состоятельный купец из Лукки, чья деятельность была сосредоточена в Брюсселе? Это один из его родственников? Или, скорее, сам художник, Ян Ван Эйк, или какая-то другая неизвестная фигура? Ян Ван Эйк, Человек в Красном Тюрбане, 1433. Лондон, Национальная галерея.

Черный цвет среди состоятельных людей

Во второй половине XIV века купцы, банкиры и другие состоятельные люди стали предпочитать черный цвет в одежде. Это могло быть связано с желанием продемонстрировать скромность и благочестие после чумы, когда богатые должны были служить примером добродетели. Однако более вероятной причиной стало стремление обойти "сумчатые законы", которые ограничивали использование дорогих тканей и цветов для низших сословий. Богатые горожане, видя в этих законах препятствие своему развитию, использовали черный цвет как способ их обойти. Именно они, а не чиновники или ученые, побудили красильщиков усовершенствовать черные красители, сделав их более насыщенными и блестящими, сравнимыми с дорогими мехами. Благодаря этому спросу, за два-три десятилетия черный стиль распространился по всей Европе, начиная с Италии и Германии. Он стал популярным примерно с 1360-х по 1380-е годы и держался до середины XVII века.

Причины возникновения ограничений во внешнем виде

Новое направление в моде было обусловлено законодательными актами и предписаниями, регулирующими внешний вид, которые сопровождали его. Эти нормы, появившиеся еще в 1300 году, получили широкое распространение по всему христианскому миру после опустошительной эпидемии чумы. Похоже, что они возникли под влиянием трех основных факторов.

Филипп Добрый 
Присутствие чернокожих при королевских дворах имело место и до правления Филиппа Доброго, герцога Бургундии (1419-1467 гг.). Однако именно этот влиятельный монарх, занимавший одно из ведущих положений в Европе, закрепил эту практику как модную тенденцию. Бургундский двор под его руководством превратил это в неотъемлемый элемент придворного этикета. Впоследствии эта традиция была перенята испанским двором, а затем распространилась по всей Европе, просуществовав до середины XVII века.

Рожье Ван дер Вейден, «Портрет Филиппа Доброго», ок. 1445. Копия конца XV века. Инсбрук, замок Амбрас.
Филипп Добрый Присутствие чернокожих при королевских дворах имело место и до правления Филиппа Доброго, герцога Бургундии (1419-1467 гг.). Однако именно этот влиятельный монарх, занимавший одно из ведущих положений в Европе, закрепил эту практику как модную тенденцию. Бургундский двор под его руководством превратил это в неотъемлемый элемент придворного этикета. Впоследствии эта традиция была перенята испанским двором, а затем распространилась по всей Европе, просуществовав до середины XVII века. Рожье Ван дер Вейден, «Портрет Филиппа Доброго», ок. 1445. Копия конца XV века. Инсбрук, замок Амбрас.

Во-первых, это была экономическая необходимость. Законодатели стремились ограничить траты на одежду и аксессуары для всех слоев общества, поскольку такие расходы считались непроизводительными. Во второй половине XIV века траты на наряды среди знати и зажиточных горожан достигли такого уровня, что граничили с безумием. Таким образом, целью было пресечь чрезмерные траты, показную роскошь и постоянное влезание в долги. Кроме того, это было направлено на сдерживание роста цен, переориентацию экономики, поддержку местного производства и сокращение импорта дорогостоящих и зачастую некачественных товаров, иногда поступающих с Востока.

Во-вторых, возникли этические соображения. Требовалось отказаться от излишеств во внешнем виде и следовать христианской традиции, ставящей во главу угла добродетель и духовное превосходство. В этом контексте подобные законы, указы и постановления стали частью широкого морализаторского движения, охватившего позднее Средневековье, идейным наследником которого впоследствии стала Реформация. Стоит отметить, что большинство этих законов носили реакционный характер. Они были направлены против изменений и новшеств, нарушавших устоявшийся порядок и общепринятые моральные нормы. Часто эти предписания были нацелены на молодежь и женщин – две социальные группы, склонные к поиску удовольствий и новизны.

Наконец, и это было наиболее важно, существовали глубокие идеологические причины. Необходимо было установить систему социальной сегрегации через одежду, предписывая каждому носить наряд, соответствующий его полу, возрасту, социальному положению и рангу. Требовалось поддерживать четкие границы, предотвращать переходы между социальными классами и гарантировать, что одежда останется явным маркером социального статуса. Нарушение этих предписаний означало подрыв порядка, который желали видеть не только власти, но и, как утверждалось в некоторых нормативных документах, сам Бог.

Карл V 
Франческо Терцио, Портрет Карла V в возрасте пятидесяти лет, 1550. Вена, Музей Кунстхисторишей.
Карл V Франческо Терцио, Портрет Карла V в возрасте пятидесяти лет, 1550. Вена, Музей Кунстхисторишей.

Регулирование внешнего вида в позднем Средневековье: законы и цвета

В эпоху позднего Средневековья внешний вид человека, особенно в одежде, строго регламентировался. Социальный статус, происхождение, возраст и профессия определяли всё: от количества и типа предметов гардероба до используемых тканей, их цветов, меха, украшений и аксессуаров.

Эти законы, известные как "сумпутарные" (от лат. sumptuariae leges – законы о роскоши), распространялись не только на одежду, но и на другие аспекты владения: посуду, столовые приборы, еду, мебель, недвижимость, транспорт и даже слуг и животных. Однако особое внимание уделялось одежде, поскольку она служила основным средством демонстрации статуса в обществе, переживавшем бурные перемены, где внешний вид приобретал всё большее значение.

Сумпутарные законы являются ценнейшим источником для изучения моды и социальных норм позднего Средневековья, несмотря на то, что их часто упускают из виду. Их неэффективность приводила к постоянным повторениям и дополнениям, в результате чего тексты становились всё более длинными и детализированными, иногда достигая поразительной экстравагантности. К сожалению, большая часть этих текстов остаётся неопубликованной, но они подробно описывают роль цветов в одежде.

Цвета как маркеры социального статуса и морали

Определённые цвета были запрещены для различных социальных групп не из-за их кричащих или излишне декоративных оттенков, а потому, что их получение требовало дорогих материалов, которые предназначались исключительно для гардеробов знати и высокопоставленных лиц. Например, в Италии знаменитые "венецианские алые" ткани, окрашенные редким и дорогим видом красителя кермес, были доступны только князьям и высшим сановникам.

По всей Европе цвета, считавшиеся слишком роскошными или вызывающими, были запрещены для тех, кто должен был придерживаться скромного и сдержанного облика: священнослужителей, вдов, судей и представителей других профессий, требующих сдержанности. В целом, яркие сочетания цветов, резкие контрасты, полосатая, клетчатая или радужная одежда считались недостойными истинного христианина.

Однако законы о роскоши касались не только запретов. Они также предписывали, какие цвета следует носить. В этом случае речь шла не столько о качестве красителя, сколько о самом цвете, который функционировал почти как абстрактный символ, независимо от оттенка, материала или блеска. Цвет должен был быть не просто сдержанным, а, наоборот, выразительным, поскольку он служил отличительным знаком, эмблемой, или, наоборот, позорным клеймом, обозначающим изгоев и отверженных. Для поддержания установленного порядка, моральных норм и традиций было важно чётко отличать добропорядочных граждан от тех, кто находился на обочине общества или даже за его пределами.