Найти в Дзене
Яндекс Путешествия

Что скрывает Большой театр: тайные залы, императорское фойе и лучшие места в партере

Большой театр знаком даже тем, кто совсем не интересуется оперой и балетом: его изображение уже больше 25 лет украшает сторублёвую купюру. Попасть сюда и увидеть «Лебединое озеро» мечтают миллионы, и, хотя цены нещадно кусаются, билеты разлетаются уже за считанные минуты. Если достать билет на балет не удалось, попасть в театр всё же можно — с экскурсией. Я побывала на Исторической сцене Большого и расскажу о секретах императорского фойе, чем зрительный зал похож на скрипку и какие места в театре лучшие. Днём рождения Большого принято считать 28 марта 1776 года, когда Екатерина II разрешила князю Петру Урусову организовать театральную труппу. Первый спектакль состоялся в усадьбе Апраксиных — Бутурлиных на Знаменке (сейчас там музыкальная школа имени Гнесиных). Этот театр сгорел, но вскоре открыли новое здание на Петровке, и театр стали называть Петровским. Спустя 25 лет Петровский театр тоже сгорел, а труппа кочевала с представлениями по всей Москве. После победы в Отечественной войне
Оглавление

Большой театр знаком даже тем, кто совсем не интересуется оперой и балетом: его изображение уже больше 25 лет украшает сторублёвую купюру. Попасть сюда и увидеть «Лебединое озеро» мечтают миллионы, и, хотя цены нещадно кусаются, билеты разлетаются уже за считанные минуты. Если достать билет на балет не удалось, попасть в театр всё же можно — с экскурсией. Я побывала на Исторической сцене Большого и расскажу о секретах императорского фойе, чем зрительный зал похож на скрипку и какие места в театре лучшие.

История

Днём рождения Большого принято считать 28 марта 1776 года, когда Екатерина II разрешила князю Петру Урусову организовать театральную труппу. Первый спектакль состоялся в усадьбе Апраксиных — Бутурлиных на Знаменке (сейчас там музыкальная школа имени Гнесиных). Этот театр сгорел, но вскоре открыли новое здание на Петровке, и театр стали называть Петровским. Спустя 25 лет Петровский театр тоже сгорел, а труппа кочевала с представлениями по всей Москве.

После победы в Отечественной войне было решено построить новое здание на Петровке. Архитектор Осип Бове справился со сложной задачей — новый театр получился удобным и огромным: зрительный зал вмещал 2000 человек. Портик на фасаде украсили фигуры Аполлона и коней — пока ещё не бронзовые, а алебастровые. Однако злой рок продолжил преследовать театр: в 1853 году он снова сгорел почти до основания.

Квадрига Аполлона работы знаменитого скульптора-анималиста Петра Клодта — один из символов Большого театра. Фото: A.Savin / Wikimedia
Квадрига Аполлона работы знаменитого скульптора-анималиста Петра Клодта — один из символов Большого театра. Фото: A.Savin / Wikimedia

Новое здание по проекту Альберта Кавоса возвели за рекордные три года. Алебастрового Аполлона заменил бронзовый — теперь он и его квадрига наравне с лирой считаются символами Большого театра. Здание Кавоса сохранилось до наших дней и было полностью отреставрировано в 2011 году. Его сцену называют Исторической, а ещё есть Бетховенский зал, Новая сцена и Камерная сцена имени Бориса Покровского. В репертуаре Большого — классические оперы и балеты: «Лебединое озеро», «Борис Годунов», «Хованщина», «Травиата» и другие.

Бетховенский зал

Экскурсия по Большому театру начинается с его подземной части. В театре 12 этажей: 7 наземных и 5 подземных. На нижних уровнях находятся технические пространства, где хранятся костюмы и декорации. Здесь же разместился Бетховенский зал, который построили во время реконструкции театра. Своё название он получил в честь старого Бетховенского зала, который находился в Большом императорском фойе. Бетховенский зал — зал-конструктор, способный вместить 330 зрителей. Пространство сцены можно расширить или сузить, а пол — поднять на несколько метров, спрятав зрительские кресла. Всё это позволяет устраивать в зале не только концерты и камерные постановки, но и торжественные приёмы и даже балы.

Зрительские кресла Бетховенского зала могут складываться и прятаться в специальные ниши, а пол — подниматься на уровень фойе. Фото: Оксана Кравченко
Зрительские кресла Бетховенского зала могут складываться и прятаться в специальные ниши, а пол — подниматься на уровень фойе. Фото: Оксана Кравченко

Хотя зал новый, детали в его интерьере подчёркивают преемственность: например, в рисунке наборного паркета можно различить силуэт лиры, а стены украшены декоративными наличниками, отсылающими к эпохе крепостных театров.

Театральные фойе

В Большом театре три фойе: Белое, Малое и Большое императорские. Белое фойе, оно же Главное, — самое знаменитое. Именно здесь предпочитают ожидать начала спектакля зрители, устраивая фотосессии в роскошных интерьерах. Реставраторы восстановили облик фойе XIX века: обновили роспись стен в технике гризайль, создали две хрустальные люстры по образцу одной сохранившейся, установили копии алебастровых ваз на Парадной лестнице, вернули на место зеркала. На двери, ведущей в Императорскую ложу, снова появился вензель Николая II.

Главное фойе украшает белоснежный рояль фирмы C. Bechstein, инструмент сделали специально для Большого, на нём играл Сергей Прокофьев. Фото: Оксана Кравченко
Главное фойе украшает белоснежный рояль фирмы C. Bechstein, инструмент сделали специально для Большого, на нём играл Сергей Прокофьев. Фото: Оксана Кравченко

В левом крыле Белого фойе находятся Экспозиционный и Хоровой залы, в правом — Малое и Большое императорские фойе. Малое ещё называют Круглым залом, хотя по своей форме оно квадратное, но у потолка фойе форма купола. Помещение использовали члены императорской семьи: здесь проводили время до спектакля и отдыхали в антракте вместе с ближним кругом. В центре фойе есть особая точка: если встать на неё, то звук голоса говорящего усилится в несколько раз, отражаясь от купола. Считается, что такой акустический эффект был сделан специально для Николая II, у которого был тихий голос.

В Большое императорское фойе можно попасть из Малого, также из него есть выход в ложу. В советское время оно называлось Бетховенским залом, здесь проводили концерты и устраивали церемонии награждения.

Высокий арочный потолок с золочёной лепниной (явно вдохновивший архитекторов метро), роскошный мебельный гарнитур, грандиозные алые панно на стенах — в фойе царит атмосфера особой торжественности. Фото: Оксана Кравченко
Высокий арочный потолок с золочёной лепниной (явно вдохновивший архитекторов метро), роскошный мебельный гарнитур, грандиозные алые панно на стенах — в фойе царит атмосфера особой торжественности. Фото: Оксана Кравченко

Панно для фойе создали в 1896 году, к коронации Николая II. Шёлк особого цвета «раскалённый чугун» украсили изысканной шерстяной вышивкой. После революции царских орлов и вензели Николая II безжалостно вырезали ножницами и заменили советским гербом или простыми заплатками. Реставраторы соткали ткань заново и восстановили исторический облик.

Если подойти к панно вплотную, то можно заметить различие оттенков старой и новой ткани. Фото: Оксана Кравченко
Если подойти к панно вплотную, то можно заметить различие оттенков старой и новой ткани. Фото: Оксана Кравченко

Историческая сцена

Историческая сцена театра производит вау-эффект даже с приглушённым светом: таинственно сияет позолота, зрительские ложи громоздятся до потолка, а трубы, нарисованные на занавесе-арлекине, кажется, вот-вот заиграют «Славься» Михаила Глинки. После реставрации залу вернули функцию огромной скрипки, которую закладывал создатель здания театра Альберт Кавос. Всё дело в уникальной акустике: стены, пол и потолок сделаны из древесины высокогорной альпийской ели, из которой делают музыкальные инструменты.

Экскурсии по театру проводят в перерыве между спектаклями, поэтому свет в зрительном зале приглушён. Фото: Оксана Кравченко
Экскурсии по театру проводят в перерыве между спектаклями, поэтому свет в зрительном зале приглушён. Фото: Оксана Кравченко

На звук в зале работает всё: даже великолепная лепнина сделана из папье-маше, так как гипс поглощает звук и портит акустику. Чтобы позолотить все балконы, потребовалось 4,5 килограмма сусального золота и тысячи часов работы мастеров, которых собрали со всей страны.

Рисунок декора свой у каждого яруса — чем ниже, тем его больше. Фото: Оксана Кравченко
Рисунок декора свой у каждого яруса — чем ниже, тем его больше. Фото: Оксана Кравченко

Сцена в театре тоже особая: она способна менять наклон. Например, для балетных постановок задний край поднимают на 4 градуса, чтобы зрители могли увидеть танец во всей его полноте. Оркестровая яма может тоже стать частью сцены, если это потребуется: её пол поднимается.

Самые престижные места в театре — директорская и правительственная ложи — находятся справа и слева от сцены. Билеты сюда не продаются: в директорской ложе обычно сидят педагоги Большого театра, в правительственной — глава государства во время частных визитов и его гости. Лучший вид на сцену открывается с мест в центре бельэтажа, по бокам от Центральной ложи.

В Центральную (императорскую) ложу хода нет: её может использовать только первое лицо государства во время официальных визитов, и даже уборку в этой ложе может проводить исключительно специально аккредитованный сотрудник ФСО. Фото: Оксана Кравченко
В Центральную (императорскую) ложу хода нет: её может использовать только первое лицо государства во время официальных визитов, и даже уборку в этой ложе может проводить исключительно специально аккредитованный сотрудник ФСО. Фото: Оксана Кравченко

Самые неудобные места — на левой и правой стороне балконов четвёртого яруса. Хорошо разглядеть отсюда получится разве что люстру, поэтому действие на сцене дублируют на экранах телевизоров.

Люстра

Великолепная люстра Большого театра — ровесница здания, она украшает его с 1856 года. За свою долгую жизнь она успела побывать и свечной, и масляной, и газовой, и электрической. Люстру украшают 24 тысячи хрустальных деталей, половине из которых почти 150 лет. Весит театральная люстра около двух тонн. Бояться, что она свалится в зрительный зал, не нужно: её держит мощный и надёжный механизм.

Потолок зрительного зала украшает плафон с изображением Аполлона и девяти муз. Это не роспись, а огромный холст: музы и их покровитель написаны маслом. К слову, среди муз затесалась чужачка: вместо покровительницы религиозных гимнов Полигимнии художник изобразил придуманную им музу живописи с кистью и палитрой в руках.

Неизвестный художник, создавший огромный плафон для театра, придумал новую музу — покровительницу живописи. Фото: Оксана Кравченко
Неизвестный художник, создавший огромный плафон для театра, придумал новую музу — покровительницу живописи. Фото: Оксана Кравченко

В советское время старый плафон хотели заменить на новый, но помешала война. Затем плафон много раз реставрировали, и музы по-прежнему следят за игрой артистов.

В магазине продаются книги о театре и балете, открытки, фигурки балерин и щелкунчиков, бинокли. Фото: Оксана Кравченко
В магазине продаются книги о театре и балете, открытки, фигурки балерин и щелкунчиков, бинокли. Фото: Оксана Кравченко

Что важно знать

  1. Адрес Большого театра — Театральная площадь, 1. От станции «Театральная» Замоскворецкой линии до входа около трёх минут ходьбы.
  2. Напротив Большого театра находится и остановка наземного транспорта: сюда ходят автобусы из районов Соколиная Гора, Митино, Фили, ЗИЛ, Саларьево, от Серебряного Бора, ВДНХ, Лужников, Владыкино, Парка Победы и других. На ночном автобусе н11 от Большого можно даже уехать во Внуково.
  3. Экскурсия по интерьерам театра идёт по четвергам и стоит 2000 ₽ (льготная — 500 ₽). Билеты продаются на сайте Большого театра (потребуются регистрация и паспортные данные). Продажа открывается в 11:00 за неделю до дня экскурсии. Билеты разлетаются мгновенно — поймать их невозможно. Проще приобрести билет в одном из экскурсионных агентств, правда, стоить он будет дороже: от 2600 до 4200 ₽.
  4. В Большом театре есть сувенирный магазин, который можно посетить без билета на спектакль или экскурсию. Вход сюда через подъезд № 9а с 11:00 до 17:00.
  5. Собираясь в Большой на спектакль, помните правило третьего звонка: строго говоря, после него вход в зал закрыт. Конечно, опоздавших пускают на представление, но занимать они должны ближайшие свободные места, а не отыскивать свои и не тревожить зрителей, которые уже заняли их.

Полезные ссылки

Театр Олега Табакова: история, интересные факты, билеты и спектакли

Билеты на «Щелкунчик» в Большом театре распродали за два часа

Текст: Оксана Кравченко для Яндекс Путешествий

Подписывайтесь на наш Дзен и путешествуйте лучше всех!