Найти в Дзене

Всеволод Вишневский: от парты — к баталиям, от дневника — к эпопее

Родился в Петербурге в семье землемера, крупного межевого инженера. С детских лет познакомился с издательским делом. В доме, где жил, было два издательства, и типографские рабочие часто приглашали мальчика к себе, показывая свою работу. В 12 лет Вишневский уже имел представление об издательской, редакционной, типографской работе. Представьте петербургского гимназиста, который вместо того, чтобы корпеть над арифметикой, с восторгом наблюдает, как в соседней типографии гудят машины и пахнет свежей краской. Именно так начиналась история человека, для которого печать, бумага и слово вскоре стали не просто увлечением, а самой жизнью. Да‑да, речь о Всеволоде Вишневском — мальчике из семьи землемера, который уже в двенадцать лет знал о редактуре и вёрстке больше, чем иные взрослые. В доме, где он жил, приютились целых два издательства, и типографские мастера, видимо, не устояв перед пытливым взглядом юного наблюдателя, то и дело зазывали его к станкам: «Гляди, как слово оживает!» Гимназическ

Родился в Петербурге в семье землемера, крупного межевого инженера. С детских лет познакомился с издательским делом. В доме, где жил, было два издательства, и типографские рабочие часто приглашали мальчика к себе, показывая свою работу. В 12 лет Вишневский уже имел представление об издательской, редакционной, типографской работе. Представьте петербургского гимназиста, который вместо того, чтобы корпеть над арифметикой, с восторгом наблюдает, как в соседней типографии гудят машины и пахнет свежей краской. Именно так начиналась история человека, для которого печать, бумага и слово вскоре стали не просто увлечением, а самой жизнью.

Да‑да, речь о Всеволоде Вишневском — мальчике из семьи землемера, который уже в двенадцать лет знал о редактуре и вёрстке больше, чем иные взрослые. В доме, где он жил, приютились целых два издательства, и типографские мастера, видимо, не устояв перед пытливым взглядом юного наблюдателя, то и дело зазывали его к станкам: «Гляди, как слово оживает!»

Гимназические университеты

В петербургской гимназии он блистал не на уроках закона Божия, а на страницах собственного издания — гимназического журнала «Из‑под парты». Русский язык, история, география — вот три кита, на которых держался его интерес к миру. А ещё — привычка вести дневники. «Кто знает, — рассуждал он, вероятно, по‑детски серьёзно, — вдруг пригодится?» Пригодилось. И ещё как!

Война как школа жизни

Но что там школьные парты, когда за окном грохочет Первая мировая! В четырнадцать лет мальчишка сбегает на фронт — не за славой, а за опытом. Юнгой на Балтийском флоте, затем — старшина разведки в гвардии. 1915–1916 годы стали для него огненной академией: три Георгиевских награды, фронтовые будни, запах пороха и вкус настоящего товарищества.

1917 год — новая глава: Вишневский вместе с большевиками участвует в Октябрьском восстании в Петрограде. Гражданская война? Конечно, он там: пулемётчик в Первой Конной армии, потом — командир на Балтийском и Черноморском флотах. Жизнь будто сама писала за него сюжет: от типографского станка — к орудийному лафету, от школьной парты — к командному пункту.

Литературный дебют: из заметки — в большую литературу

В 1920 году он впервые пробует перо: заметка в газете «Красное Черноморье» о случае из жизни. С этого момента слово становится его оружием — но уже не огнестрельным, а печатным.

Первое выступление в Москве — публикация дневника плавания на корабле «Океан», где он служил преподавателем штурманского дела. Дневник? Нет, уже — литературный документ.

1929 год — пьеса «Первая Конная». 1930‑й — «большой вход» в литературу: по заказу партийного руководства рождаются пьесы «Мы из Кронштадта», «Последний решительный», а в 1933‑м — знаменитая «Оптимистическая трагедия».

Военный корреспондент и летописец войны

1939 год — финская кампания: Вишневский уже в роли военного корреспондента «Правды». 1941–1942 годы — оборона Ленинграда, снова перо и блокнот на передовой. С 1944 года — Москва, редактор журнала «Знамя».

А в финале — документально‑художественная эпопея «Война». Не просто книга, а итог пути: от мальчика у типографского станка до писателя, видевшего века в разрезе боя.

28 февраля 1951 года Всеволод Вишневский ушёл из жизни в Москве. Но остался — в строках, в архивах, в памяти тех, кто умеет читать между строк: как из школьной парты вырастает судьба, а из дневника — история.