Хочешь жить, умей вертеться! Как ни странно, наша история сегодня именно об этом.
Древняя русская иконопись дожила до революции 1917 года благодаря старообрядцам и их иконописным мастерам. Не буду углубляться в детали, но именно старообрядцы сохранили византийский стиль письма. Иконы европейского типа, похожие на картины, они не признавали.
Иконы в стародавние времена были товаром повседневного спроса. Существовали центры их написания, где испокон веков население не занималось никакой другой деятельностью, а только писало иконы.
Одним из таких центров, известных с 17 века (а фактически сложившимся и ранее) был Палех.
В Палехе все население - с детства и до старости занималось написанием икон.
...Здесь пишут образа во всех домах, и не пишет их только мельник и то потому, что сделался мельником; ремесел помимо иконописи не знают никаких, нет у них ни кузнеца, ни швеца, ни сапожника...
Так писал о Палехе один из этнографов конца 19 века.
В таких замкнутых поселениях иконописцев складывались определенные, узнаваемые школы иконописи.
Основа была общая, характерная для всех - византийское и древнерусское письмо, но в каждой местности оно принимало свои особенные формы - при этом не отрываясь от канонов.
В Палехе сложилась иконопись с уклоном в миниатюру. Здесь тщательно выписывались детали. Так же была характерна декоративность композиций, светлые, яркие, праздничные цвета, красиво и тщательно выписанные пейзажи.
Это не значит, что местные художники писали только иконы. Их, в частности, широко привлекали к реставрационным работам древних палат и храмов.
Мастерство художников веками передавалось в семьях от отцов к сыновьям. До второй половины 18 века иконы писались анонимно. Но к началу 19 века уже выделяются династии иконописцев, которые помечают свою продукцию.
Село было богатым и процветающим в силу востребованности красивой продукции мастеров.
Еще надо заметить, что мастера имели внутренние специализации (например, одни писали только лики, другие - только фигуры, третьи - только пейзажи), а сами производимые в Палехе иконы были как массовые, которые возами отправляли на ярмарки, так и сделанные на заказ, дорогие, с высшими писками художественного мастерства.
В общем - нюансов было много, но нам важна общая картина.
***
Запоминаем основное:
- Палех был древнем центром иконописи,
- местная иконописная школа придерживалась древних византийских канонов
- при этом местная живопись имела уклон в сторону декоративности и миниатюрного, тонкого письма.
***
Но вот произошла революция 1917 года, к власти пришли большевики, объявили религии бой, и иконописное мастерство оказалось под угрозой полного уничтожения. Пережив, заметим, многие сложные века.
И здесь проявилась гибкость мастеров. Которые сумели и традиции сохранить и адаптироваться к новым условиям.
Иконы были больше никому не нужны и опасны. И некоторое время мастера метались в поисках новых предметов массового спроса, которыми можно было их заменить.
Расписывали разную мелочь, типа деревянных солонок. Пытались расписывать матрешки. Лицами Ленина и Троцкого - на злобу дня)). Но идея не прижилась. Матрешки тогда были не сувенирами, а детскими игрушками. И такие лица у игрушек востребованности не получили.
Экспериментировали с материалами - писали на металле (например, подносы), или даже расписывали для трудящихся ковры на мешковине...
Но все это были лишь метания и эксперименты.
Прорыв произошел, когда мастера отказались от росписи деревянных изделий и перешли на шкатулки из папье-маше. Разного размера и предназначения. Автором идеи был один из самых известных мастеров - Иван Иванович Голиков (1886-1937 гг.)
Такие шкатулки были дешевле деревянных, имели большее разнообразие форм, и легко расписывались. Потом их покрывали лаком - и нате-получите произведение искусства. Яркое, красивое, смутно напоминающее родные иконы из прошлой жизни, но в духе нового времени:
В 1924 году в Палехе была организована Артель древней живописи, в которую вошли бывшие иконописцы. Там они начали творить новопридуманную красоту, приводя в восхищение не только отечественных ценителей традиционного народного творчества, но и буржуев на разных международных выставках.
И немаловажное значение для выживания и успеха палехского письма имело создание агитационных произведений, восхваляющих советскую власть и ее достижения.
Я считаю, это отдельная эквилибристика - скрестить советскую пропаганду с византийской иконописной традицией, но дело пошло, и мастерство художников Палеха благодаря такой приспосабливаемости, пережило советский строй (чтобы почти загнуться в современных условиях).
Конечно, писались не только агитки. Тем было много - новых, которые ранее в искусстве иконописцев не встречались. Например - иллюстрировались былины, или произведения русских классиков литературы, или жизнь самих этих классиков (особенно любим был Пушкин).
Но я сейчас хочу вам показать только агитационные образцы. Как направление, которое вряд ли уже повторится.
Шедевры, я считаю.
Заметьте, и традиции сохранены, и новые элементы введены так талантливо, что не кажутся чужеродными, глаз не режут.
Вот, например - по примеру житийной иконы - биография дедушки Ленина на крышке от шкатулки:
А вот то, что было рутиной в каждой деревне - дети охраняют урожай. Но здесь не просто дети - пионеры!:
Я предлагаю вам посмотреть небольшой набор агитационных произведений мастеров Палеха, созданных в 1920-1940 годах.
Надо заметить, что так оригинально приспособили под новые условия традиционные русские промыслы не одни только иконописцы Палеха. Это была довольно распространенная практика. Кто не приспособился - тот не выжил.
Но на базе Палехского традиционного иконописного мастерства было создано, если так можно сказать - новое уникальное художественное ремесло. Новое искусство. Шкатулки с росписью в древнерусском стиле.
Сегодня мы с вами смотрим именно Палех, а не судьбу всех народных промыслов в советский период.
***
Еще злободневное:
Новые развлечения. Это не шкатулка. Это роспись коробки с шашками:
Ткачиха из 1926 года...
Военная тематика. 1943 год. Народные мстители. Как понимаю, это не крышка шкатулки, а просто самодостаточная пластина:
Далее - прекрасные произведения, посвященные Победе.
Неимоверная красота написанная в 1945 году:
Еще победное. 1946 год:
Тоже 1946 год - прославление советского воина, победившего фашизм:
Шедевр 1949 года с мельчайше расписанными достижениями страны под мудрым руководством товарища Сталина. Шкатулка была создана целой группой мастеров:
***
Тенденция агитационно-злободневной тематики в работах палехских художников сохранялась весь период существования СССР. Вот шкатулка с космонавтами из 1975 года.
Еще космонавты. Не знаю, откуда. Как понимаю, это фото из какого-то иллюстрированного издания:
Снова космонавты - на этапе тренировок. 1980 год:
А здесь вообще спорт. 1979 год. Пик славы советского хоккея:
Вот такая красота!
И главное - это просто чудо, что стилистика древнерусской живописи сохранилась живой, благодаря вот такому оригинальному ее применению!
Ну а в наши дни палехские мастера опять обратились к религиозной тематике. Как понимаю, там тоже есть ряд сложностей и проблем, связанных и с финансированием, и с изменением (упрощением) техники письма, и с использованием новых красок, но это уже другая тема.
Главное - древнее русское иконописное мастерство живо. И для того, чтобы выжить, оно было вынуждено принимать совершенно необычные формы.
***
Дорогие читатели.
Напоминаю вам о том, что материалы канала я ищу сама, пишу сама, и работаю над ними полноценно, без всяких ухищрений. Я стараюсь подыскивать для вас интересные темы. Я не мучаю вас рекламой. Я не предлагаю вам купить неизвестные закрытые материалы.
Но в обмен мне нужна ваша поддержка для продолжения работы.
Поддержать ведение канала можно ЗДЕСЬ.
Разъяснения по донатам - здесь.
Всем здоровья, удачи и благополучия!