Найти в Дзене

🔥 Абсурд, который помог выжить. Феномен Палеха.

Хочешь жить, умей вертеться! Как ни странно, наша история сегодня именно об этом. Древняя русская иконопись дожила до революции 1917 года благодаря старообрядцам и их иконописным мастерам. Не буду углубляться в детали, но именно старообрядцы сохранили византийский стиль письма. Иконы европейского типа, похожие на картины, они не признавали. Иконы в стародавние времена были товаром повседневного спроса. Существовали центры их написания, где испокон веков население не занималось никакой другой деятельностью, а только писало иконы. Одним из таких центров, известных с 17 века (а фактически сложившимся и ранее) был Палех. В Палехе все население - с детства и до старости занималось написанием икон. ...Здесь пишут образа во всех домах, и не пишет их только мельник и то потому, что сделался мельником; ремесел помимо иконописи не знают никаких, нет у них ни кузнеца, ни швеца, ни сапожника... Так писал о Палехе один из этнографов конца 19 века. В таких замкнутых поселениях иконописцев складывал
Баженов Павел Дмитриевич. На страже границ СССР. 1934 год
Баженов Павел Дмитриевич. На страже границ СССР. 1934 год

Хочешь жить, умей вертеться! Как ни странно, наша история сегодня именно об этом.

Древняя русская иконопись дожила до революции 1917 года благодаря старообрядцам и их иконописным мастерам. Не буду углубляться в детали, но именно старообрядцы сохранили византийский стиль письма. Иконы европейского типа, похожие на картины, они не признавали.

Иконы в стародавние времена были товаром повседневного спроса. Существовали центры их написания, где испокон веков население не занималось никакой другой деятельностью, а только писало иконы.

Одним из таких центров, известных с 17 века (а фактически сложившимся и ранее) был Палех.

окантовка шкатулки. 1926 год
окантовка шкатулки. 1926 год

В Палехе все население - с детства и до старости занималось написанием икон.

...Здесь пишут образа во всех домах, и не пишет их только мельник и то потому, что сделался мельником; ремесел помимо иконописи не знают никаких, нет у них ни кузнеца, ни швеца, ни сапожника...

Так писал о Палехе один из этнографов конца 19 века.

В таких замкнутых поселениях иконописцев складывались определенные, узнаваемые школы иконописи.

Основа была общая, характерная для всех - византийское и древнерусское письмо, но в каждой местности оно принимало свои особенные формы - при этом не отрываясь от канонов.

В Палехе сложилась иконопись с уклоном в миниатюру. Здесь тщательно выписывались детали. Так же была характерна декоративность композиций, светлые, яркие, праздничные цвета, красиво и тщательно выписанные пейзажи.

Это не значит, что местные художники писали только иконы. Их, в частности, широко привлекали к реставрационным работам древних палат и храмов.

Мастерство художников веками передавалось в семьях от отцов к сыновьям. До второй половины 18 века иконы писались анонимно. Но к началу 19 века уже выделяются династии иконописцев, которые помечают свою продукцию.

Село было богатым и процветающим в силу востребованности красивой продукции мастеров.

пример сложных цветовых переходов в дореволюционной палехской миниатюрной росписи
пример сложных цветовых переходов в дореволюционной палехской миниатюрной росписи

Еще надо заметить, что мастера имели внутренние специализации (например, одни писали только лики, другие - только фигуры, третьи - только пейзажи), а сами производимые в Палехе иконы были как массовые, которые возами отправляли на ярмарки, так и сделанные на заказ, дорогие, с высшими писками художественного мастерства.

пример росписи, в данном случае ободка шкатулки - но то уже советское время, 1935 год. Просто показать, что при разделении труда каждый мастер мог создавать шедевры в рамках своего участка работы
пример росписи, в данном случае ободка шкатулки - но то уже советское время, 1935 год. Просто показать, что при разделении труда каждый мастер мог создавать шедевры в рамках своего участка работы

В общем - нюансов было много, но нам важна общая картина.

***

Запоминаем основное:

  • Палех был древнем центром иконописи,
  • местная иконописная школа придерживалась древних византийских канонов
  • при этом местная живопись имела уклон в сторону декоративности и миниатюрного, тонкого письма.

***

Дмитрий Николаевич Буторин. Красный кавалерист. 1926 г. Пепельница
Дмитрий Николаевич Буторин. Красный кавалерист. 1926 г. Пепельница

Но вот произошла революция 1917 года, к власти пришли большевики, объявили религии бой, и иконописное мастерство оказалось под угрозой полного уничтожения. Пережив, заметим, многие сложные века.

И здесь проявилась гибкость мастеров. Которые сумели и традиции сохранить и адаптироваться к новым условиям.

Иконы были больше никому не нужны и опасны. И некоторое время мастера метались в поисках новых предметов массового спроса, которыми можно было их заменить.

Расписывали разную мелочь, типа деревянных солонок. Пытались расписывать матрешки. Лицами Ленина и Троцкого - на злобу дня)). Но идея не прижилась. Матрешки тогда были не сувенирами, а детскими игрушками. И такие лица у игрушек востребованности не получили.

Экспериментировали с материалами - писали на металле (например, подносы), или даже расписывали для трудящихся ковры на мешковине...

Но все это были лишь метания и эксперименты.

Прорыв произошел, когда мастера отказались от росписи деревянных изделий и перешли на шкатулки из папье-маше. Разного размера и предназначения. Автором идеи был один из самых известных мастеров - Иван Иванович Голиков (1886-1937 гг.)

-6

Такие шкатулки были дешевле деревянных, имели большее разнообразие форм, и легко расписывались. Потом их покрывали лаком - и нате-получите произведение искусства. Яркое, красивое, смутно напоминающее родные иконы из прошлой жизни, но в духе нового времени:

 Иван Михайлович Баканов. Пионеры. 1925 г.
Иван Михайлович Баканов. Пионеры. 1925 г.

В 1924 году в Палехе была организована Артель древней живописи, в которую вошли бывшие иконописцы. Там они начали творить новопридуманную красоту, приводя в восхищение не только отечественных ценителей традиционного народного творчества, но и буржуев на разных международных выставках.

И немаловажное значение для выживания и успеха палехского письма имело создание агитационных произведений, восхваляющих советскую власть и ее достижения.

 И.Першин. 1931 г. Ковер-самолет. Фрагмент росписи
И.Першин. 1931 г. Ковер-самолет. Фрагмент росписи

Я считаю, это отдельная эквилибристика - скрестить советскую пропаганду с византийской иконописной традицией, но дело пошло, и мастерство художников Палеха благодаря такой приспосабливаемости, пережило советский строй (чтобы почти загнуться в современных условиях).

 Иван Михайлович Баканов. Изба-читальня. 1925 г.
Иван Михайлович Баканов. Изба-читальня. 1925 г.

Конечно, писались не только агитки. Тем было много - новых, которые ранее в искусстве иконописцев не встречались. Например - иллюстрировались былины, или произведения русских классиков литературы, или жизнь самих этих классиков (особенно любим был Пушкин).

Но я сейчас хочу вам показать только агитационные образцы. Как направление, которое вряд ли уже повторится.

Шедевры, я считаю.

П.Д. Баженов. СССР - оплот мира; фашизм - это война. 1935 год.
П.Д. Баженов. СССР - оплот мира; фашизм - это война. 1935 год.

Заметьте, и традиции сохранены, и новые элементы введены так талантливо, что не кажутся чужеродными, глаз не режут.

Вот, например - по примеру житийной иконы - биография дедушки Ленина на крышке от шкатулки:

-11

А вот то, что было рутиной в каждой деревне - дети охраняют урожай. Но здесь не просто дети - пионеры!:

Александр Васильевич Котухин. Охрана урожая пионерами. 1935 г.
Александр Васильевич Котухин. Охрана урожая пионерами. 1935 г.

Я предлагаю вам посмотреть небольшой набор агитационных произведений мастеров Палеха, созданных в 1920-1940 годах.

Надо заметить, что так оригинально приспособили под новые условия традиционные русские промыслы не одни только иконописцы Палеха. Это была довольно распространенная практика. Кто не приспособился - тот не выжил.

Но на базе Палехского традиционного иконописного мастерства было создано, если так можно сказать - новое уникальное художественное ремесло. Новое искусство. Шкатулки с росписью в древнерусском стиле.

Сегодня мы с вами смотрим именно Палех, а не судьбу всех народных промыслов в советский период.

***

Коминтерн. 1927 год. Шедевр
Коминтерн. 1927 год. Шедевр

Еще злободневное:

1927 год. сельский сход с предложениями идти по ленинскому пути
1927 год. сельский сход с предложениями идти по ленинскому пути
трактор из 1935 года
трактор из 1935 года

Новые развлечения. Это не шкатулка. Это роспись коробки с шашками:

-16

Ткачиха из 1926 года...

-17

Военная тематика. 1943 год. Народные мстители. Как понимаю, это не крышка шкатулки, а просто самодостаточная пластина:

-18

Далее - прекрасные произведения, посвященные Победе.

Неимоверная красота написанная в 1945 году:

-19

Еще победное. 1946 год:

-20

Тоже 1946 год - прославление советского воина, победившего фашизм:

-21

Шедевр 1949 года с мельчайше расписанными достижениями страны под мудрым руководством товарища Сталина. Шкатулка была создана целой группой мастеров:

-22

***

Тенденция агитационно-злободневной тематики в работах палехских художников сохранялась весь период существования СССР. Вот шкатулка с космонавтами из 1975 года.

-23

Еще космонавты. Не знаю, откуда. Как понимаю, это фото из какого-то иллюстрированного издания:

-24

Снова космонавты - на этапе тренировок. 1980 год:

-25

А здесь вообще спорт. 1979 год. Пик славы советского хоккея:

-26

Вот такая красота!

И главное - это просто чудо, что стилистика древнерусской живописи сохранилась живой, благодаря вот такому оригинальному ее применению!

Ну а в наши дни палехские мастера опять обратились к религиозной тематике. Как понимаю, там тоже есть ряд сложностей и проблем, связанных и с финансированием, и с изменением (упрощением) техники письма, и с использованием новых красок, но это уже другая тема.

Главное - древнее русское иконописное мастерство живо. И для того, чтобы выжить, оно было вынуждено принимать совершенно необычные формы.

***

Дорогие читатели.

Напоминаю вам о том, что материалы канала я ищу сама, пишу сама, и работаю над ними полноценно, без всяких ухищрений. Я стараюсь подыскивать для вас интересные темы. Я не мучаю вас рекламой. Я не предлагаю вам купить неизвестные закрытые материалы.

Но в обмен мне нужна ваша поддержка для продолжения работы.

Поддержать ведение канала можно ЗДЕСЬ.

Разъяснения по донатам - здесь.

Всем здоровья, удачи и благополучия!