Найти в Дзене
МореАрти

Арт-оценка: Виллем де Кунинг «Обмен»

Картина «Обмен» Виллема де Кунинга — это не просто образец абстрактного экспрессионизма. Это символ эпохи, когда энергичные мазки маслом могут стоить столько же, сколько небольшой остров или парк частных самолетов. Созданный в 1955 году, этот холст прошел славный путь от дерзкого художественного жеста до идеального, ликвидного актива в портфеле современного мецената, который, возможно, так и не понял, где тут верх, а где низ. Гений или «и я так могу»? Перед нами масштабное полотно (200.7 x 175.3 см), которое выглядит так, будто на него упала, извиваясь, вся палитра художника, а затем по ней проехался асфальтовый каток в припадке вдохновения. Автор щедро использовал масло, эмаль и, говорят, даже пастель, создавая густые, пастозные напластования белого, желтого, синего и черного. Критики называют это «динамичной композицией» и «диалогом формы и цвета». Неискушенный зритель может назвать это «красивой мазней». Секрет в том, что де Кунинг, как настоящий виртуоз, мастерски контролировал это

Картина «Обмен» Виллема де Кунинга — это не просто образец абстрактного экспрессионизма. Это символ эпохи, когда энергичные мазки маслом могут стоить столько же, сколько небольшой остров или парк частных самолетов. Созданный в 1955 году, этот холст прошел славный путь от дерзкого художественного жеста до идеального, ликвидного актива в портфеле современного мецената, который, возможно, так и не понял, где тут верх, а где низ.

Гений или «и я так могу»?

Перед нами масштабное полотно (200.7 x 175.3 см), которое выглядит так, будто на него упала, извиваясь, вся палитра художника, а затем по ней проехался асфальтовый каток в припадке вдохновения. Автор щедро использовал масло, эмаль и, говорят, даже пастель, создавая густые, пастозные напластования белого, желтого, синего и черного. Критики называют это «динамичной композицией» и «диалогом формы и цвета». Неискушенный зритель может назвать это «красивой мазней». Секрет в том, что де Кунинг, как настоящий виртуоз, мастерски контролировал этот, на первый взгляд, абсолютный хаос. Каждый мазок, каждый соскоб краски мастихином — часть тщательно продуманной бури. Название «Обмен» можно трактовать и как иронию: здесь обменяли тонны краски на тонны будущих денег.

Виллем де Кунинг. «Обмен». 1955 г. Абстрактный экспрессионизм. Холст, масло. 175,3 × 200,7 см. Частная коллекция Кеннета Гриффина. Чикагский институт искусств.
Виллем де Кунинг. «Обмен». 1955 г. Абстрактный экспрессионизм. Холст, масло. 175,3 × 200,7 см. Частная коллекция Кеннета Гриффина. Чикагский институт искусств.

История владения картиной — это наглядное пособие по тому, как гений превращается в цифры с восемью нулями.

1955 год.

Написание и первая продажа галерее Сидни Дженис.

Скромное начало жизни будущего финансового гиганта. Продана за сумму, которой сегодня хватит разве что на хороший ужин в ресторане для её нынешних владельцев.

1989 год.

Приобретение медиа-магнатом Дэвидом Геффеном. Сумма: ~$20 млн.

Картина официально получила статус «невероятно дорогой». Коллекционеры начали смотреть на эти кляксы с новым, денежным уважением.

2015 год.

Частная продажа тому же Геффену, но уже хедж-фонд-менеджеру Кеннету Гриффину. Сумма: $300 млн.

Апофеоз. Цена, от которой даже у других миллиардеров челюсть отвисает. За 26 лет картина подорожала на $280 млн. Возможно, это лучшие дивиденды в истории, принесенные бесформенными сине-желтыми пятнами. Сделка подтвердила простую истину: в современном искусстве цена — главная часть концепции.

2016 — Настоящее время

Картина покоится в частной коллекции.

Шедевр, рожденный в ярости и творческом горении, теперь выполняет важнейшую миссию: тихо и солидно хранит стоимость в темноте климатизированного хранилища, изредка появляясь на свет для приватных показов. Идеальный «обмен» духа на капитал.

Таким образом, «Обмен» де Кунинга сегодня — это блестящий успех сразу в двух дисциплинах. В искусствоведении она остается важнейшей работой Нью-Йоркской школы, символом свободы и жеста. А в финансовом разделе она является эталонным активом, «голубой фишкой» арт-рынка, чья стоимость растет быстрее, чем понимание её смысла у рядового обывателя. История этой картины доказывает: чтобы заработать $300 миллионов, иногда достаточно не создать нечто прекрасное в классическом понимании, а создать абсолютно уникальный, узнаваемый и, главное, единственный в своем роде объект желания для сверхбогатых. И кто знает, может, в этом и заключается самая гениальная абстракция.