Для огромного числа слушателей, чья юность пришлась на середину 1980-х, первые аккорды «Белой ночи» — способ мысленно перенестись в прошлое. Этот невероятно цепкий мотив запоминается с первого прослушивания и остаётся в памяти навсегда. Но за внешней лёгкостью хита скрывается история таланта авторов и исполнителей, точного расчёта и перестроечной эйфории, когда советская эстрада сделала отчаянный рывок в современность.
- Доступна премиум-подписка! За символическую плату 199 рублей вы можете поддержать канал и получить доступ к эксклюзивному контенту.
На дворе стоял 1986 год. На советских дискотеках появилось нечто необычное — песни новой группы «Форум», которые разлетелись по стране в формате магнитиздата, на кассетах. В декабре того же года коллектив впервые появляется в телеэфире в программе «Музыкальный ринг». Электронное звучание «Форума» поражало воображение новизной и свежестью, непривычными для тогдашней эстрады.
Такой мгновенный успех удивил и самих музыкантов, и их музыкального руководителя — солидного композитора Александра Морозова: «Сначала была просто магнитофонная запись. Удивительно, что через буквально 3-4 месяца весь Советский Союз уже слушал "Форум". Непонятно откуда, ведь ни по радио, ни по телевидению эти песни ещё не звучали...»
Таковы были реалии нового времени. Пугачёва, Ротару, Лещенко — эти имена настолько звучали из каждого радиоприёмника и мелькали на ТВ, что порядком приелись. Молодёжь жаждала современного звучания, способного конкурировать с западными хитами. Создание молодёжной группы нового формата было лишь вопросом времени.
Миссия была возложена на композитора, лауреата премии Ленинского комсомола Александра Морозова, который одним из первых почувствовал, что нежно что-то менять: «Время было такое: середина 1980-х, уже совершенно другая музыка и зарубежная звучала: A-ha, многие другие…»
Ключевой фигурой в технической реализации проекта стал талантливый бас-гитарист и аранжировщик Александр Назаров, который освоил новейшую электронную технику. Именно он взял на себя функции аранжировщика «Форума».
Летом 1984 года Морозов пригласил Назарова к себе на дачу в эстонскую Усть-Нарву. Тот привёз с собой последние западные записи, чтобы ввести композитора в курс дела. Работа закипела: за месяц на одном дыхании было написано более десятка песен — будущий фундамент репертуара группы.
Солиста на тот момент ещё не было. Морозов и Назаров начали наведываться на концерты Ленинградского рок-клуба, выискивая харизматичного вокалиста. Их выбор пал на Виктора Салтыкова, который до этого блистал в группе «Мануфактура». Предложение было сделано, осенью 1984 был записан первый альбом «Форума».
Виктор Салтыков и внешне, и вокалом напоминал Лимэла — фронтмена британской группы Kajagoogoo, царившего в хит-парадах той поры. Расчёт оправдался: узнаваемый, ни на кого не похожий голос в сочетании с электронным звучанием сделали своё дело.
Ударным номером дебютного альбома «Форума» была выбрана песня «Белая ночь» с лёгким регги-оттенком в духе The Police. Изначально на знакомую мелодию куплетов были положены другие слова: «Ты говоришь, что в сердце твоём ни капли любви ко мне не осталось…». Эта композиция называлась «Ты пожалеешь», и у неё был совершенно иной припев.
Тексты для «Форума» писал филолог, журналист и преподаватель Сергей Романов. Ему удалось перевести в стихи романтические юношеские чувства, которые обостряются в ночное время. Герой «Белой ночи» грезит, но в реальности его любимая далеко от него...
Вдохновлённый питерскими белыми ночами, Сергей Романов писал, скорее всего, о лете. Но эта композиция может ассоциироваться и с зимней, холодной и чистой меланхолией.
По степени культовости «Белая ночь» может сравниться, пожалуй, и с легендарным «альянсовским» хитом «На заре». Шлягер «Форума» вышел за рамки 1980-х, и вот уже представители нового поколения пишут в комментариях, что во время прослушивания испытывают ностальгию по времени, в котором даже не жили.
И заслуженные, и молодые музыканты «расшифровывают» «Белую ночь» по-своему. В проекте Антона Беляева LAB за старый хит взялся рэпер Slava Marlow и группа Therr Maitz — с хором, масштабной обработкой и джазовой выучкой.
На шоу «Суперстар!» классику перепела бывшая супруга Виктора Салтыкова — Ирина Салтыкова. Сам вокалист оригинала отнёсся к этому каверу философски: «Ну спела — как могла, так спела. Я не буду ее как-то восхвалять или опускать. Это правила проекта. Ну и все эти хитрые ходочки режиссёров — это их игры».
Южнокорейский бойз-бэнд W24, выступая на «Фандом Фесте» в Москве, сделал грамотный ход, презентовав публике «Белую ночь». Один из солистов команды изучал русский язык в университете, поэтому с текстом он справился достойно.
Год назад в рамках шоу «VK под шубой» свою интерпретацию представили Найк Борзов и Александр Ясюкевич (он же — тринадцать карат). Участники дуэта признались, что искали компромиссный трек с «холодной» тематикой, значимый для всех возрастов.
Ясюкевич заявил: «Я понял, насколько круто она сделана музыкально. В то время не было возможностей по обработке звука, а тембр Виктора Салтыкова — это просто гениально». Найк Борзов, хоть и исполнял всю жизнь другую музыку, с оригиналом наверняка знаком ещё с «кассетной» эпохи: «В советское время в России было много классных песен, которые сейчас немножко подзабыты уже. Я считаю, эксперименты с материалом — не проблема. Главное, не злоупотреблять и вкладывать смысл».
Для слушателей постарше «Белая ночь» — вспоминания о беспечной юности, более спокойной и счастливой жизни, романах и первых отношениях. Но талантливая вещь, даже упакованная в современный звук, не имеет срока годности. А потому с лёгкостью достучится и до юных слушателей, которые тоже задаются вопросом: «Ну почему это только во сне?»
Спасибо за подписку, лайк и комментарий! Отдельная благодарность тем, кто присылает донаты. Ваша поддержка очень ценна!