Найти в Дзене
АЛИ АЛБАНВИ

Сведения о родословной Кубинских ханов из сочинения ал-Алкадари [1890]

«В хронике „Гюлистан-и Ирам“ написано, что в 1048 году у хиджры, 1638 году хр. эры, Кайтакский правитель уцмий Рустам-хан, став сторонником Турецкой империи, предпринял шаги, направленные к тому, чтобы вывести дагестанцев из повиновения шаху Сафи. Недовольный за это уцмием, на зло ему, шах Сафи своею шахскою милостью вызвал к себе пребывавшего в Буйнаке шамхала Сурхай-Мирзу, сына шамхала Илдар-хана, сына шамхала Сурхай-хана, и утвердил его в правах, подобно тому, как в предшествовавшем году утвердил его русский царь Михаил Федорович. Брат этого шамхала, по имени Алхас-Мирза, отправился к шаху Сафи, поступил к нему на службу и даже принял там имя Сафи-кули, а от шаха получил титул Сафи-кули-хан. Этот Сафи-кули-хан несколько лет состоял правителем шахским в Эривани и в Ширване. Там же написано, что по смерти шаха Сафи в 1052 году хиджры, 1642 году хр. эры, власть перешла к десятилетнему его сыну ‘Аббасу Второму. Этот шах, процарствовав двадцать четыре года, умер, и Сафавидское царство пе

«В хронике „Гюлистан-и Ирам“ написано, что в 1048 году у хиджры, 1638 году хр. эры, Кайтакский правитель уцмий Рустам-хан, став сторонником Турецкой империи, предпринял шаги, направленные к тому, чтобы вывести дагестанцев из повиновения шаху Сафи. Недовольный за это уцмием, на зло ему, шах Сафи своею шахскою милостью вызвал к себе пребывавшего в Буйнаке шамхала Сурхай-Мирзу, сына шамхала Илдар-хана, сына шамхала Сурхай-хана, и утвердил его в правах, подобно тому, как в предшествовавшем году утвердил его русский царь Михаил Федорович. Брат этого шамхала, по имени Алхас-Мирза, отправился к шаху Сафи, поступил к нему на службу и даже принял там имя Сафи-кули, а от шаха получил титул Сафи-кули-хан. Этот Сафи-кули-хан несколько лет состоял правителем шахским в Эривани и в Ширване. Там же написано, что по смерти шаха Сафи в 1052 году хиджры, 1642 году хр. эры, власть перешла к десятилетнему его сыну ‘Аббасу Второму. Этот шах, процарствовав двадцать четыре года, умер, и Сафавидское царство перешло к его сыну Сафи-Мирза-шаху. Вскоре имя этого шаха было изменено, и ему присвоено имя шах Сулайман.

Из грамот этого Сулайман-шаха, сохранившихся до сих пор в Дагестане у шамхалов, уцмиев и других старейшин, видно, что в его эпоху и в эпоху его отца из шахского казначейства выдавалось денежное содержание дагестанскому Шамхалу, его сыновьям, Аварскому хану Умма-хану, сыновьям Илдар-хана, сыновьям Гирей-хана и прочим правителям. Им также присвоены были в Ширване раятские селения, причём постоянно проявлялись в надлежащей мере с их стороны лояльность, а со стороны шахов права власти [стр. 51.]. Там же написано, что со середины одиннадцатого века хиджры [17 в. хр. эры] среди сыновей Кайтакских уцмиев возник раскол, и они разбились на две группы: одна из них жила в сел. Маджалис, а другая в Енги-кент, причём всякий из них, к кому, как к старшему по возрасту, должна была перейти власть уцмия, становился уцмием и лично со своей семьей выезжал и поселялся в селении Башли, где и выполнял функции по управлению.

В то время между этими двумя группами вспыхнула война; группа, проживавшая в Енги-кент, победила и перебила группу, жившую в Маджалисе. Но из этой побежденной группы один мальчик по имени ал-Хусайн-хан [Гусейн-хан] был хитростью спасён от смерти одним из его молочных братьев [у Бакиханова это «один из его приближенных по имени Айда-бек». прим. А.А.], который повёз его к тогдашнему шамхалу [Тарковскому]. Мальчик этот, достигши там совершеннолетия, отправился оттуда в Сальянское владение и поселился там в местности Рудбар в доме местного кади ахунда Малла Мухаммада [у Бакиханова «у тамошнего кади». — прим. А.А.]. Потом он женился на дочери этого ахунда по имени Хадиджа-бегим, затем отправился в Исфахан, и там также женился на дочери одного из владетелей рода Каджар по имени Зухра-ханум. Там он поступил на шахскую службу, прославился своей храбростью и благородством и получил от шаха ханство во владениях Сальянском и Кубинском. ал-Хусайн-хан [Гусейн-хан] переехал с семьей в Кубинский уезд, построил крепость в селении Худат и поселился там. По иранскому обыкновению он здесь развёл сад. От жены каджарки у него родился сын, названный Ахмад-ханом [Ахмед-ханом], и он избрал шиитское исповедание.

В 1100 году хиджры, 1688 хр. эры этот ал-Хусайн-хан [Гусейн-хан], собрав войско из Кубинских, Сальянских и прочих жителей, отправился в селение Башлы, изгнал оттуда занимавшего там должность уцмия по имени ‘Али-Султан, поселился на месте Уцмия и взял в свое управление как Кубинское и Сальянское владения, так и Кайтакское владение. Но ‘Али-Султан уцмий бежал оттуда к шамхалу, сообщил и остальным старейшинам Дагестану о происшедшем, собрал у них до тридцати тысяч войска, завоевал Башлы и занял свой прежний уцмийскии трон, а ал-Хусайн-хан [Гусейн-хан] бежал оттуда в Кубинский уезд и там умер. Из рода этого ал-Хусайн-хана [Гусейн-хан] происходит известный Фатх-‘Али-хан [Кубинский].

В 1105 году хиджры [1694] шах Сулайман умер, и шахом стал его сын Султан-Хусайн. В 1107 [1696] году умер вышеупомянутый уцмий ‘Али-Султан и уцмием стал его сын ‘Амир-Хамза. От шаха Султан-Хусайна была выдана уцмию ‘Амир-Хамза утверждающая грамота. Потом, когда ‘Амир-Хамза в течение около десяти лет состоял уцмием [стр. 52.], сын вышеупомянутого ал-Хусайн-хана — Ахмад-хан отправился из Кубинского уезда с войском в Кайтак и завоевал Башлы. Уцмий ‘Амир-Хамза бежал оттуда в верхние магалы; а Ахмад-хан [Кубинский] завладел его троном. Таким образом уцмий ‘Амир-Хамза, будучи бессилен вновь завоевать свой трон, умер в отлучке. Но у этого уцмия Ахмад-хана [Кубинского] появился другой враг по имени Ахмад-хан из их Кайтакской ветви, а именно: Ахмад-хан, сын уцмия Уллубия. Он какою-то хитростью натравил одного слугу самого Ахмад-хана [Кубинского] сына ал-Хусайн-хана, заставил убить его в собственном доме, и власть уцмия осталась в руках Ахмад-хана, сына Уллубия. У этого убитого Ахмад-хана [Кубинского] остался сын по имени Султан-Ахмад-хан.

В 1123 году хиджры [1711] шахом Султан-Хусайном было дано упомянутому уцмию Ахмад-хану, сыну Уллубия, кроме доходов с Кайтакского владения, увеличение жалования со ста туманов до двухсот туманов. Тогдашний персидский туман равен теперешним — трём рублям русских денег [стр. 53.]. Этот Сурхай и уцмий Ахмад-хан Кайтакский создали в населении Дагестана возмущение против Кызылбашской державы и сговорились организовать убийство и уничтожение в Нухинском, Ширванском и Кубинском уездах, поставленных шахом Султан-Хусайном ханов и их служащих. Такого рода решения свои они сообщили старейшинам магалов Джар, Тала и Цахур, причём, в этом деле к их союзу примкнул один ученый, житель селения Девела Кубинского уезда, стоявший во главе местного медресе, некто ал-Хаджжи Да’уд-эфенди. Этот ученый приехал к уцмию Ахмад-хану [Кайтакскому] на свидание и по его совету отправился в Кубинский уезд и склонил население к заговору. Между прочим, уцмий Ахмад-хан послал в Кубинский уезд Кайтакское войско во главе с Муртуз-‘Али, сыном уцмия ‘Амир-Хамза, а с другой стороны Да’уд-хаджжи собрал в Кубинском уезде суннитов и оба отряда совместно завладели Шабранским магалом, разгромили его, истребляя попадавших в их руки кызылбашев, а также разрушили самый город и разграбили имущество населения.

После этой победы уцмий Ахмад-хан [Кайтакский] передал Кайтакское войско в распоряжение некоего ‘Али Джорука [‘Али ал-Хуруки. — прим. А.А.], который, соединился с местным отрядом, собранным Да’уд-хаджжи, завладел крепостью Худат. Здесь они убили Кубинского хана Султан-Ахмад-хана, сына Ахмад-хана и внука вышеупомянутого ал-Хусайн-хана, истребили его сторонников и членов семьи, и лишь его грудной ребенок мальчик по имени ал-Хусайн-‘Али был спрятан одним из надежных людей, отвезён в Самурский округ и там воспитан. Этот ал-Хусайн-Али впоследствии, когда русский царь Пётр Великий прибыл в Дербент, отправился к нему и получил от него утверждение в должности хана Кубинского уезда [стр. 54.].

После этого события уцмий Ахмад-хан [Кайтакский], собрав много народу из Кайтакского и Акушинского районов, отправился в Кубинский Мушкур и совместно с Да’уд-хаджжи занялся управлением. Вместе с тем из Кази-Кумуха прибыл в Кюринский округ Чолак Сурхай-хан с большим войском, собрал ещё войско из кюринцев, отправился в Кубинский уезд и соединился с уцмием Ахмад-ханом [Кайтакский], а жители магалов Цахур, Джар и Тала вторглись с той стороны в Нухинский уезд. Выступившего против них из Ширвана в поход кызылбашского хана, бейлербея ал-Хусайн-‘Али-хана и его отряд они перебили в Нухинском уезде.

Отослав имущество и обоз из селения Ахты по Мискинджинской дороге через Шахдаг в Кабала, шах сам по Хачмазский дороге с большими лишениями доехал до Куткашена в 1147 [1734] году в третий день месяца тешрина первого [1-го октября]. Когда Надир-шах вернулся на этот раз из Дагестана, кубинцы, ахтынцы и кюринцы, объединившись, напали в крепости Худат Кубинского уезда на ал-Хусайн-‘Али-хана, сына Султан-Ахмад-хана, который, будучи ханом по назначению шаха, проживал там. Они держали его в той крепости в осаде, пока он не был освобожден прибывшими в Худат шахским правителем Дербента, Дербентским обществом и шамхалом Хас-Булат-ханом, которые рассеяли лезгин, собравшихся против него [данный эпизод описан ранее и у Березина [1849 г.]: «По заведённому в Куба порядку, недовольные подданные призвали к себе на помощь лезгин, и осадили хана в его столице; но Шамхал [Тарковский. — прим. А.А.] Хас-Булат [Казсбулатъ], и правитель Дербента явились на защиту Куба и её хана и разбили мятежников, которые потеряли 300 человек убитыми и пленными». — прим. А.А.]. Когда Хас-Булат-хан в этом походе направился в Кубинский уезд, Аварский хан Умма-хан с небольшим отрядом явился и начал грабить селения шамхала. Тогда местное население сразилось с Умма-ханом около селения Параул, причём в этой битве Умма-хан был убит, а оставшийся от ряд его бежал в Аварию [стр. 65.].

Когда затем шах окружил Кара-Курайш, где заперся уцмий Ахмад-хан [Кайтакский], и разбил вокруг свои палатки, уцмий Ахмад-хан [Кайтакский] просил помилования [у Надир-шаха], и с почетными лицами отправил к шаху свою дочь просить прощения. В результате, шах простил ему вину, а его дочь с почётом выдал замуж за бывшего при нём хана Кубинского ал-Хусайн-‘Али-хана, сына Султан-Ахмад-хана. Это тот самый хан, который, будучи из рода уцмиев, был увезён ещё ребенком в Самурский округ, когда отец [Султан-Ахмад-хан] его был убит в крепости Худат [в 1720 году. — прим. А.А.]. Этим браком шах примирил его с уцмием [стр. 68] [У Бакиханова этот эпизод: «В укреплении Кала-Курайш, в местопребывании Уцмия его встретили почётные лица и отправили в его гарем дочь Уцмия, которую послал сам отец, прося у Надира пощады и прощения. Надир, приняв в уважение раскаяние, простил его, а дочь выдал за ал-Хусайн-‘Али-хана Кубинского. Через некоторое время она лишилась ума и была возвращена из Куба к своему племяннику, уцмию ‘Амир-Хамза». — прим. А.А.].

В Кубинском уезде, с резиденцией в цитадели Худат — прежний тамошний хан ал-Хусайн-хан, сын [убитого лезгинами в 1720 году. — прим. А.А.] Султан-Ахмад-хана, которого Надир-шах женил на дочери уцмия Ахмад-хана. Он по происхождению также из рода уцмия [стр. 76]».

Подготовил с примечаниями: ‘Али Албанви

Примечания

  • №1. Труд ал-Хасана ал-Алкадари — «Асари Дагестан» [«Исторические сведения о Дагестане»] был завершён учёным в 1890 году, набран в Петербурге в 1894 [или 1895] году, но опубликован лишь в 1903 г. с разрешения царской цензуры [от августа 1902 г.]. В 1929 году издан на русском языке в переводе с тюркского издания.
  • №2. Приводимая родословная Кубинских ханов ал-Хасаном ал-Алкадари, равно и как у его первоисточника А.-К. Бакиханова полна весьма противоречивых сведений. Согласно большинству источников уцмий Ахмад-хан передал Кайтакское войско в распоряжение некого «‘Али-Джорука», который, соединившись с местным отрядом Да’уд-хаджжи ал-Мушкури, взял крепость Худат — резиденцию Кубинского хана. Здесь они убили Кубинского хана Султан-Ахмад-хана. Но его близким сподвижникам удалось спасти его сына ал-Хусайн-‘Али-хана и увезти его. Впоследствии Хусайн-‘Али-хан при помощи Петра I и Надир-шаха смог вернуть себе владения отца и овладел даже Сальяном. У ал-Алкадари этот эпизод выглядит несколько иначе: «После этой победы уцмий Ахмад-хан [Кайтакский] передал Кайтакское войско в распоряжение некоего ‘Али Джорука, который, соединился с местным отрядом, собранным Да’уд-хаджжи, завладел крепостью Худат. Здесь они убили Кубинского хана Султан-Ахмад-хана, сына Ахмад-хана и внука вышеупомянутого ал-Хусайн-хана, истребили его сторонников и членов семьи, и лишь его грудной ребенок мальчик по имени ал-Хусайн-‘Али был спрятан одним из надежных людей, отвезён в Самурский округ и там воспитан. Этот ал-Хусайн-‘Али впоследствии, когда русский царь Пётр Великий прибыл в Дербент, отправился к нему и получил от него утверждение в должности хана Кубинского уезда». Таким образом в сочинении ал-Алкадари отцом убитого Кубинского хана назван не «ал-Хусайн-хан» а некий «Ахмад-хан» сын «ал-Хусайн-хана».
  • №3. Ал-Хасан ал-Алкадари в своём сочинении неоднократно подчеркивает, что спасённый и воспитанный до своего совершеннолетия лезгинами «ал-Хусайн-хан, сын Султан-Ахмад-хана, которого Надир-шах женил на дочери уцмия Ахмад-хана», был «по происхождению также из рода уцмия».
  • №4. Ал-Хасан ал-Алкадари не сообщает нам имя отца мальчика «из этой побежденной [Маджалисской] группы …по имени ал-Хусайн-хан [который] был хитростью спасён от смерти одним из его молочных братьев, который повёз его к тогдашнему шамхалу». Там же ал-Алкадари пишет, что «ал-Хусайн-хан [Гусейн-хан] бежал оттуда в Кубинский уезд, и там умер». Имя отца упомянутого мальчика, и точный год погребения самого Маджалисского беглеца ал-Хусайн-хана можно прочитать на обнаруженной эпитафии в 1910 году в селе Беюк-Худат в Бакинской губернии [обнародовано в 2025 году], где читаем: «Это могила удостоившегося милосердия и всепрощения [Божьего] имеющего нужду в милости Бога Гусейн-Али-Хана сына Султан-Ахмед-Хана Худдадского. Да сделает Господь приятной им землю, и сделает рай их местопребыванием. 1106 года». 1106 г. х. / продлился с 21-го августа 1694 по 10-го августа 1095 г. по милади [см. «Тюркская мусульманская эпиграфика в Российской империи. Материалы исследований 1910 года», 2025 г.].

Литература

  • 1. Гасан Алкадари. Асари-Дагестан [Исторические сведения о Дагестане] / Гасан-Эфенди Алкадари; перевод и примечания Али Гас. Гасанова [Алкадари]. — Махачкала: издание Дагестанского науч.-исслед. ин-та, 1929. С. 51–53; 54–55; 65; 68; 76; 175 [Электронный ресурс] Режим доступа: https://rusneb.ru/catalog/000199_000009_008733632/, свободный. — Загл. с экрана [дата обращения: 20.12.2025]. — Яз. рус.
  • 2. Аббас-Кули-ага Бакиханов. Гюлистан-и Ирам / Редакция, комментарии, примечания и указатели академика АН АзССР З.М. Буниятова — Баку: «Элм». 1991. С. 121–123. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://vk.com/wall-33833481_7369, свободный. — Загл. с экрана [дата обращения: 20.12.2025]. — Яз. рус.
  • 3. Березин И.Н. Путешествие по Дагестану и Закавказью. 1849. С. 171–173. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/3QuPCf, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 19.12.2025). — Яз. рус.
  • 4. Тюркская мусульманская эпиграфика в Российской империи. Материалы исследований 1910 года. Том 2. Закавказье / Авт.-сост.: Х.М. Абдуллин (отв. ред.), А.Ш. Тагирзаде, Э.Э. Исмаилов, А.М. Гайнутдинов, С.Р. Хамидуллин, И.И. Гайнуллин. — Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2025. С. 3; 40.
  • 5. Исмаилов Э.Э., Тагирзаде А.Ш. Азербайджанский некрополь // Azərbaycan tarixi şəcərə cəmiyyətinin xəbərləri. Yeddinci buraxılış. — Bakı: «Adiloğlu», 2010. S. 140. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://inlnk.ru/za6KEw, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 21.12.2025). — Яз. рус.