Найти в Дзене
Графиня Географиня

Париж, 1895: паровоз, который не смог остановиться

Осенним днем 1895 года произошло то, что казалось невозможным. Катастрофа, которая не умещалась в обычное понимание аварии. Она развернулась не на перегоне, а в самом сердце города — на вокзале, на глазах у десятков людей. Поезд не сошел с рельсов. Он не остановился, протаранив тупиковый упор. Сохраняя скорость, он ворвался на перрон. Прорезал зал ожидания. Пробил стену. И тогда произошло невообразимое: состав рухнул с высоты второго этажа на улицу, словно сорвавшись с края света. Как машинист мог не заметить приближения к конечной станции? Почему тормоза оказались бессильны? Эта история больше похожа на сценарий фильма, чем на сухую хронику происшествий. Но она реальна. Каждый элемент, от скорости в 50 км/ч до обрушившейся стены, подтвержден фактами. Железные дороги к концу XIX века уже стали привычной частью жизни. Паровозы больше не пугали людей, а пассажирские поезда смело вытесняли старинные экипажи. Это был самый современный и комфортный способ путешествия. Утром 22 октября 1895
Оглавление

Осенним днем 1895 года произошло то, что казалось невозможным. Катастрофа, которая не умещалась в обычное понимание аварии. Она развернулась не на перегоне, а в самом сердце города — на вокзале, на глазах у десятков людей.

Поезд не сошел с рельсов. Он не остановился, протаранив тупиковый упор. Сохраняя скорость, он ворвался на перрон. Прорезал зал ожидания. Пробил стену. И тогда произошло невообразимое: состав рухнул с высоты второго этажа на улицу, словно сорвавшись с края света.

Как машинист мог не заметить приближения к конечной станции? Почему тормоза оказались бессильны? Эта история больше похожа на сценарий фильма, чем на сухую хронику происшествий. Но она реальна. Каждый элемент, от скорости в 50 км/ч до обрушившейся стены, подтвержден фактами.

-2

Парижский экспресс, который не остановился

Железные дороги к концу XIX века уже стали привычной частью жизни. Паровозы больше не пугали людей, а пассажирские поезда смело вытесняли старинные экипажи. Это был самый современный и комфортный способ путешествия.

Вокзал Монпарнас до проишествия
Вокзал Монпарнас до проишествия

Утром 22 октября 1895 года с курорта Гранвиль отошел состав под номером 56. Его ждал Париж, всего 3,5 часа пути. В 12-ти вагонах, среди которых были багажные, почтовые и пассажирские, разместились 130 человек. Управлял поездом опытный машинист Гийом Мари Пелерен, за его плечами было 20 лет работы.

-4

Поезд вышел из Гранвиля с небольшим опозданием. Хотя строгого графика тогда не придерживались, эта задержка слегка задела профессиональную гордость машиниста. 10 минут казались ему пустяком, который легко наверстать. На последнем участке пути Пелерен приказал кочегару усилить топку, а сам взялся за рычаги, прибавляя ходу.

Спуск в Париж

Машинист нагнал задержку, но забыл о самом важном. Путь к Парижу шел под уклон. Поезд мог разогнаться и без помощи кочегара.

-5

Когда до вокзала Монпарнас оставалось всего десять минут, пора было начинать торможение. Но Пелерен этого не сделал. Опасную скорость заметил начальник поезда Альбер Мариэтт. Он решился на отчаянный шаг и дернул стоп кран. Однако тормоза не сработали. Накануне их по приказу руководства отключили от системы всего состава.

-6

Остановить поезд можно было лишь локомотивными тормозами, но только на малой скорости. А состав уже летел со скоростью 80 км/ч.

Прозрение пришло к машинисту слишком поздно, лишь за пять километров до конечной точки. В ход пошли ручной и вспомогательный тормоза. Но их усилия были тщетны. Машина, набравшая невероятный ход, как огромный снаряд мчалась прямо на перрон вокзала.

-7

Стена, которая не устояла

Машинисту удалось сбросить скорость, но лишь до 50 км/ч. Сегодня эта цифра кажется небольшой, но в позапрошлом веке ее хватило для катастрофы.

Ровно в 4 часа дня состав ворвался на станцию. Он с легкостью снес массивный тупиковый упор и оказался на перроне. Поезд пронесся через здание вокзала Монпарнас, преодолев около 30 метров. Затем он ударился в толстую внешнюю стену, толщина которой составляла 60 сантиметров. Стена не выдержала. Локомотив пробил ее и рухнул с высоты 9-ти метров на мостовую улицы Ренн.

-8

Чудом, в этот час на вокзале почти не было людей. Ни один человек не пострадал от самого состава в его стремительном движении по залу. Машинист и кочегар отделались лишь травмами. Пассажиры в вагонах даже не успели осознать происходящее.

Но катастрофа все же забрала одну жизнь. На киоск продавщицы газет, сорокапятилетней Мари Огюстен Агилар, обрушилась та самая разбитая стена. Она стала единственной погибшей в этот день.

Эпилог, ставший легендой

Железная дорога взяла на себя все затраты на похороны, а двое маленьких детей погибшей получили пожизненную пенсию. Суд нашел виновных. Машинист Пелерен и начальник поезда Мариэтт предстали перед правосудием. Если вина первого была очевидна, то второму вменили невыполнение долга — он не проверил тормоза перед отправлением. Пелерен получил два месяца тюрьмы и штраф, его спутник отделался лишь штрафом.

Четыре дня огромный паровоз, подобно раненому зверю, оставался на месте падения, не поддаваясь усилиям спасателей. Эти дни навсегда запечатлела фотография. Благодаря ей мы можем разглядеть каждую деталь той невероятной сцены.

Прошли годы, и история перестала быть просто хроникой происшествия. Она превратилась в источник вдохновения. Вспомните фильм «Хранитель времени» Мартина Скорсезе. Ярчайший кошмар героя, где поезд прорывается сквозь стену вокзала, — не фантазия гения. Это отголосок реального события, которое когда-то потрясло Париж.