Найти в Дзене
ABW

Музей Alfa Romeo – наш красивый репортаж

Сбылась моя мечта побывать в музее Alfa Romeo. Все подробности – в этом репортаже. Марка Alfa Romeo всегда славилась новаторскими идеями и необычным дизайном, но с 2021 года права на Alfa Romeo перешли автоконцерну Stellantis, основные цели которого – разработка, производство и продажа автомобилей 14 брендов с учетом объединенных конкурентных технологических преимуществ. Современные машины стали более унифицированными, более безопасными и экономичными, строиться на востребованных потребителями платформах и… различаться преимущественно внешним видом кузова и шильдиками на капотах. Технологии и удобства вытеснили из салона и внешнего облика душу автомобиля. История Alfa Romeo началась в Неаполе, где француз Александр Даррак совместно с итальянскими инвесторами создал в 1906 году филиал своего парижского предприятия для лицензионного производства двух моделей авто с одноцилиндровыми двигателями мощностью 8, 10 и 14 л.с. Филиал получил название Societa Anonima Italiana Darracq (SAID). Но в
Оглавление

Сбылась моя мечта побывать в музее Alfa Romeo. Все подробности – в этом репортаже.

Марка Alfa Romeo всегда славилась новаторскими идеями и необычным дизайном, но с 2021 года права на Alfa Romeo перешли автоконцерну Stellantis, основные цели которого – разработка, производство и продажа автомобилей 14 брендов с учетом объединенных конкурентных технологических преимуществ. Современные машины стали более унифицированными, более безопасными и экономичными, строиться на востребованных потребителями платформах и… различаться преимущественно внешним видом кузова и шильдиками на капотах. Технологии и удобства вытеснили из салона и внешнего облика душу автомобиля.

-2

Alfa Romeo: экскурс в историю марки

История Alfa Romeo началась в Неаполе, где француз Александр Даррак совместно с итальянскими инвесторами создал в 1906 году филиал своего парижского предприятия для лицензионного производства двух моделей авто с одноцилиндровыми двигателями мощностью 8, 10 и 14 л.с. Филиал получил название Societa Anonima Italiana Darracq (SAID). Но в 1909 году, когда продажи этих машин сильно упали и предприятие оказалось на грани банкротства, один из инвесторов, миланский аристократ Кавалер Уго Стелла возглавил SAID. Уго предпринял ряд мер, направленных на оптимизацию производства. Оборудование и производственные линии переместили в местечко Портелло под Миланом, а фирма получила новое название: A.L.F.A. (Anonima Lombarda Fabbrica Automobili). И в 1910 году на площади 6700 кв. м стали выпускать новые, созданные конструктором Джузеппе Мерози, автомобили под маркой ALFA.

Во время Первой мировой войны компания перешла под руководство предпринимателя из Неаполя Никола Ромео, который перепрофилировал производство на военные нужды. Завод стал выпускать авиационные двигатели, компрессоры и генераторы. Заработав на войне немалый капитал, Ромео инвестировал прибыль в приобретение железнодорожных заводов в Сароно, Риме и Неаполе. Все предприятия стали собственностью группы A.L.F.A. В 1919 году завод решил возобновить производство гражданских автомобилей из пылящихся на складе с 1915 года комплектов. А в 1920 году из цеха вышла новая модель автомобиля Torpedo 20/30 HP и название компании окончательно поменяли на Alfa Romeo.

Когда я вижу Alfa Romeo, то снимаю шляпу.
Генри Форд

С 1932 года компанию взяло под свое крыло государство, а точнее – Институт промышленной реконструкции (L’Istituto per la Ricostruzione Industriale – IRI). Открываются торговые представительства в Англии, Франции, Бельгии, Австрии, Швеции, Испании, Венгрии и Чехословакии. Модернизируется производство, осваивается серийный выпуск грузовых автомобилей и автобусов. Да, отечественному потребителю Alfa Romeo больше известна как автомобильный производитель, но в различные годы компания выпускала коммерческий транспорт, железнодорожные локомотивы, трамваи, компрессоры, генераторы, электрические плиты, яхты и авиационные двигатели.

В течение всей своей истории Alfa Romeo успешно выступала в автоспорте, включая гонки серии Гран-при, «Формулы-1», «Индикар», «Туринг» и ралли. Между прочим, Alfa Romeo в 1950 году выиграла первый чемпионат мира по автогонкам в классе «Формула-1».

Популярность марки Alfa Romeo привела к значительному росту продаж. Золотой эрой считаются 1970-е. К концу десятилетия объемы продаж выросли до более 200 тысяч экземпляров в год. Но потом происходит спад спроса из-за нескольких неудачных моделей и жалоб потребителей на качество сборки. Марка переходит в руки концерна Fiat. Концерн инвестирует в возрождение марки и стремится сохранить спортивный характер и итальянский стиль Alfa Romeo, разрабатывая новые модели с учетом традиций. В начале 2000-х марка нацеливается на премиум-класс. Это приносит определенные плоды. Продажи растут, но и конкуренция со стороны японских и южнокорейских автопроизводителей тоже.

Сегодня Alfa Romeo принадлежит Stellantis. Итальянская марка добилась финансового оздоровления, впервые после долгого перерыва в 2023 году став прибыльной. И все благодаря росту цен на ее автомобили, снижения затрат и выпуску модели Tonale. Но продажи Alfa Romeo в США остаются низкими, а в 2025 году Stellantis сократила модельный ряд Giulia/Stelvio для дальнейшей оптимизации, делая ставку на электрификацию, что ставит под вопрос долгосрочное будущее бренда, несмотря на возвращение легендарных версий Quadrifoglio.

Завод под Миланом давно закрылся, на территории предприятия остался только музей.

-6

Как возник музей

Идея создать музей итальянской марки впервые появилась после окончания Второй мировой войны. Реализацию идеи все откладывали, но коллекцию машин и документы потихоньку собирали. В «сытые» 1970-е главный конструктор Alfa Romeo Орацио Сатта Пулиге спохватился: марка стала всемирно известной, а музея нет. И 18 декабря 1976 года, когда г-н Пулиге умер, была открыта первая экспозиция, насчитывающая несколько сотен экземпляров различных экспонатов. Музей был расположен в Арезе под Миланом. И чтобы туда попасть, нужно было записываться заранее, чтобы пройти на территорию завода через охрану. Музей закрылся в 2009 году вместе с заводом Alfa Romeo.

После реконструкции обновленный музей, который частично стал располагаться в здании заводоуправления Alfa Romeo, открыл свои двери широкой публике в 2015 году. Экспозиция была сокращена до примерно 70 экспонатов. 24 июня 2025 года марка Alfa Romeo отпраздновала свое 115-летие.

Автомобили Alfa Romeo – наилучшее воплощение понятия качества Made in Italy.
Джорджио Армани

Заводская территория постепенно застраивается. В Арезе открылся гигантский торговый центр Il Centro с торговой площадью 120 тысяч кв. м. Вокруг строится коммерческая и жилая недвижимость, но музей выстоял. Сюда приезжают со всего света. Ажиотажа нет, но парковка перед музеем Alfa Romeo не пустует, билеты продаются, между этажами ходят люди, которые хотят увидеть великие творения итальянских конструкторов и дизайнеров и прикоснуться к ним, отдать должное их мастерству и воплощенным идеям.

Внутри храма

Уже при в ходе в музей ощущаешь былое величие марки. В фойе расположились касса, магазин с фирменной символикой и экспозиция первого этажа. С первых шагов посетитель погружается в атмосферу легендарного бренда: исторические автомобили, знаковые модели, спортивные версии, шедевры дизайна от автомобильных кутюрье. В музее достаточно тихо, кроме демонстрационного зала, где по кругу крутят документальный фильм об истории ДНК марки Alfa Romeo. Посещение музея – настоящее путешествие в мир итальянской автомобильной истории, вселенную красивых машин и людей, создававших эти совершенные творения инженерной и конструкторской мысли.

Приобретение автомобиля Alfa Romeo – это портал, через который должны пройти все водители, если они на самом деле хотят знать, чем автомобиль отличается от тостера или стиральной машины…. Нельзя считаться настоящим фанатом автомобилей, если у тебя не было Alfa Romeo. Это божественные машины.
Джереми Кларксон

Описывать всю экспозицию не имеет смыла. Лучше увидеть все собственными глазами. Но позволю себе отметить несколько экспонатов.

Модель Alfa Romeo 6C 1500 Sport 1928 года

-9

Гоночный автомобиль, созданный инженером Витторио Яно с кузовом от итальянского ателье Carrozzeria и в сотрудничестве с мастерами из британского James Young, обладающий рядным 6-цилиндровым двигателем с наддувом (76 л.с. при 4800 об/мин) и максимальной скоростью в 140 км/ч. Четыре колеса были подвешены на полуэллиптических рессорах с жесткими осями спереди и сзади на стальную раму, воплощающую функциональную простоту инженерных решений 1920-х годов. Колеса Ridge Whitwirth останавливались механическими барабанными тормозами с тяговым приводом. Модель отличалась точностью рулевого управления и отлично держала дорогу. На счету модели множество побед, включая знаменитую гонку Mille Miglia. Именно тогда марка Alfa Romeo стала для покупателей синонимом скорости.

Самолет I-ASSI Ambrosini S.1001 Grifo 1947 года с двигателем Alfa Romeo 110 Ter

Легкий многоцелевой четырехместный самолет, оснащенный двигателем Alfa Romeo 110 Ter мощностью 130 л.с. С его помощью пилоты Леонардо Бонси и Мейнр Луолди установили новый мировой рекорд для машин этого класса по продолжительности полета, пролетев без посадки 4650 км. Затем эти же пилоты осуществили перелет из Даккара через океан в Латинскую Америку. Через 17 часов самолет с бортовым номером I-ASSI приземлился в Парнаибе. За этим последовал триумфальный тур через Бразилию, Уругвай и Аргентину, в ходе которого пилоты собрали 500 млн лир от итальянских общин этих стран на укрепление послевоенной экономики Италии. Самолет I-ASSI был передан в музей, где и находится до сих пор.

Alfa Romeo 1900 C52 Disco Volante 1952 года

«Летающая тарелка» – концепт-кар, выпущенный в 1952 году. Концепт построен на основе Alfa Romeo 1900 совместно с Carrozzeria Touring. Машина получила большие свесы по обе стороны от кабины, а крылья у нее получились округлыми и нависали над колесами. Горизонтальная линия вдоль всего кузова проходила под наклоном, поэтому задняя часть машины была выше, чем передняя. Некоторые элементы дизайна Disco Volante можно увидеть на созданном позже английском Jaguar D-Type (1954).

Для будущего пятикратного чемпиона мира «Формулы-1» Хуана Мануэля Фанхио была выпущена специальная версия автомобиля с более мощным 3,5-литровым мотором на 246 л.с. для установления рекордов скорости. Но в экспозиции музея представлена другая модель с 2,0-литровым двигателем. Машина принимала участие в различных международных гонках на выносливость, но большой славы не снискала и ограничилась вторым местом в Mille Miglia (за рулем был Хуан Мануэль Фанхио) и одной победой в местной гонке. Коллекционерами машина, представленная в музее, оценивается примерно в €2 млн.

Alfa Romeo Giulietta Spider 1955 года

-12

Знаменитый итальянский спортивный родстер, созданный на платформе Giulietta. Эта модель стала символом послевоенного возрождения Alfa Romeo и эталоном стиля. Инициатором создания Spider выступил американский импортер Alfa Romeo Макс Хоффман, предложивший итальянцам разработать открытую версию автомобиля для рынка США. Alfa Romeo заказала прототипы у ателье Bertone и Pininfarina, но выбрала для серийного производства вариант Pininfarina. Премьера состоялась в 1956 году на Туринском автосалоне. Всего в мире было выпущено 17 096 экземпляров Giulietta Spider. И он по сей день остается желанным коллекционным автомобилем, олицетворяющим изящество и спортивный дух Италии.

«Жужелица» Alfa Romeo Carabo 1968 года

-13

Модель, разработанная Марчелло Гандини из студии Bertone, оказала в последствии наибольшее влияние на дизайн суперкаров 1970-х гг. Эта машина стала первой из серии концептов, построенных различными кузовными ателье на шасси знаменитой Alfa Romeo 33 Stradale. Название Carabo происходит от окраски, похожей на ярко-зеленый цвет жука. Автомобиль был впервые показан на Парижском автосалоне 1968 года. Клиновидная форма кузова была создана для улучшения аэродинамики и устранения подъема передней части на высоких скоростях. Благодаря расположению двигателя посередине высота машины была ниже 1 м. Двери с помощью шарниров открывались вверх по принципу ножниц. Вместо заднего стекла двигатель закрывали черные жалюзи.

Alfa Romeo Tipo 33/2 Coupe Speciale 1969 года

-14

Уникальный прототип, созданный в единичном экземпляре для показа на Женевском автосалоне 1969 года. Демонстрирует возможности Alfa Romeo в области дизайна и спортивных технологий. Автомобиль построен на базе гоночного шасси Tipo 33, которое использовалось в спортивных прототипах для гонок на выносливость («24 часа Ле-Мана») с кузовом от Pininfarina, представляющем собой концептуальное видение дорожного автомобиля будущего. Двери типа «крыло чайки» на гидравлическом приводе, всплывающие фары и полностью застекленная крыша. Оснащен 2-литровым двигателем V8 гоночной версии Tipo 33/2.

Alfa Romeo Tipo 179F, болид «Формулы-1» 1981 года

-15

Автомобиль, построенный по принципу «автомобиля-крыла» и с алюминиевым монококом, использовался командой Marlboro Team Alfa Romeo в сезонах 1979–1981 гг. Оснащен 3,0-литровым двигателем Alfa Romeo 1260 V12. В 1981 году появилась версия Alfa Romeo 179 с переработанным кузовом и обновленной подвеской – 179C. В экспозиции представлен болид, использовавшийся на тестах под номером 22. Под таким номером выступал итальянец Бруно Джакомелли. Он завоевал подиум в Гран-при Сизарс-пэласа 1981 года (Лас-Вегас), придя на финиш третьим. Это лучшее достижение марки Alfa Romeo после возвращения в большие призы после долгого перерыва.

Послевкусие

После посещения музейной экспозиции не забудьте зайти в кафе Alfa Romeo и перекусить с чашечкой кофе за столиком на открытой площадке под лучами теплого итальянского солнца.

Мои спутники, которые перед поездкой так не хотели терять время «в каком-то музее», наперебой и с восторгом делились друг с другом впечатлениями об увиденном. Я тихо молчал, улыбался солнцу и своим мыслям. Музей Alfa Romeo хранит в себе не только коллекцию автомобилей. Все здание наполнено памятью и приятными воспоминаниями, оно буквально пропитано запахом благородного машинного масла, стилем и духом итальянской марки. Внутри все сделано с большой любовью и почтением. Каждый болтик, каждая деталь, каждая заклепка…

Для фанатов марки Alfa Romeo посещение музея – обязательный пункт программы во время путешествия по Италии. Для ценителей автомобильной истории, дизайна, инженерии и конструкторской мысли – это источник силы, родник идей, импульс для творчества.

Мы покинули храм Alfa Romeo и направились к парковке, где нас ждал прокатный Hyundai Tucson нового поколения. Казалось, что даже он склонил капот перед величием итальянской марки. Мы уехали с парковки в сторону заката, в зеркалах заднего вида еще немного помаячили контуры здания и арки бывшего автомобильного завода. Стало немного грустно. В музее осталась душа Alfa Romeo, живая история.

]]>