Водительское удостоверение наш гость получил много лет назад, но первым личным автомобилем обзавелся лишь в 2021 году. Им стала LADA Granta. Почему была выбрана эта машина, с какими проблемами пришлось столкнуться – в рассказе владельца:
– На какие-нибудь дряхлые иномарки или «Жигули» я нужную сумму наскреб бы, но зачем мне автомобиль, под которым больше лежишь, чем ездишь на нем. Сломался в дороге и опоздал на работу – нет, мне этого не надо. А нормальная машина – это новая, но для ее покупки нужны совсем другие деньги, с которыми было негусто.
К тому же долгое время я не видел сильной необходимости в личном автомобиле, хотя живу в Борисове, а работаю на БЕЛАЗе в Жодино. Обычно подвозили коллеги по работе, и, кстати, часто бывало, что руль доверяли мне. Если не получалось, ездил на общественном транспорте. Все по расписанию, а по времени не дольше, чем едут на работу многие минчане.
Но вот к 2021 году накопилась определенная сумма, которую, по сути, кроме как на покупку машины, потратить было не на что. А зачем мне деньги – лежат мертвым грузом… Солить их я что ли буду? В результате стал владельцем Granta.
Автомобиль купил новым в салоне дилера LADA . Как говорил, подержанную машину не хотел, а среди новых это был по деньгам самый подходящий для меня вариант. Никаких кредитов, долгов и лизингов. Заплатил в кассу, сколько надо, и свободным человеком вернулся домой на собственном автомобиле.
Главное, что волновало, – стойкость к коррозии и надежность. Как машину не назови – хоть «Жигули», хоть LADA – все равно это сделано в России. А как гниют российские автомобили и как они ломаются, ни для кого не секрет.
Когда покупал, сразу заказал полную антикоррозийную обработку кузова. Во всяком случае, пример «Жигулей», которые не сгнили до сих пор и еще ездят по нашим дорогам, подсказывал, что антикор российским автомобилям необходим – и чем раньше его сделать, тем лучше. Вместе с обработкой машина обошлась в 22 тысячи белорусских рублей. Если взять по тогдашнему курсу, это примерно $9 тысяч.
Что касается надежности, то получилось как нельзя лучше. Автомобиль у меня пятый год. Проехал я на нем с момента покупки 55 тысяч км. За это время поменял только передние тормозные колодки и суппорты.
Что с тормозами какой-то непорядок, я почувствовал по тому, как машина утром стала трогаться с места – будто что-то прилипло. Когда загнал Granta на СТО, специалисты посмотрели и сказали: кроме колодок, нужно поменять суппорт, потому что он закис, а еще лучше поменять оба.
Не знаю, может, суппорты – какая-то болезнь этих автомобилей, но специалистам виднее. Спорить, что один суппорт рабочий и менять его не надо, не стал. Купил два и колодки, отвез на сервис – поменяли. Было это, кстати, совсем недавно – нынешним летом.
И все, больше ничего не менялось, кроме масла в двигателе и фильтров. Аккумулятор до сих пор родной, в подвеске ничего не беспокоило, в рулевом управлении – тоже, даже лампочки в фарах еще не перегорали.
Правда, с фарами проблема однажды возникла. Свет не то, чтобы хороший, но достаточный. Отъездил 4 года нормально, а тут заехал на техосмотр и не прошел – завернули. Сказали: надо фары отрегулировать, сбились настройки. Сделаешь – приезжай снова. Обратился на ближайшую станцию техобслуживания. Долго они не возились. Подкатили прибор, на фарах что-то подкрутили – все. Тут же вернулся на техосмотр – посмотрели, вопросов нет.
И еще чуть не попал на замену лобового стекла. Однажды, когда ехал по трассе, в стекло прилетел камень. От удара появился скол. Большой – он и сейчас виден, наверное, с расстояния 2–3 метров. Честно говоря, пригорюнился: ну, думаю, теперь звездочка пойдет, а там придется стекло менять. Знакомый, который тогда со мной ехал, подсказал, что пока звезда не пошла, надо срочно обратиться к людям, которые занимаются ремонтом и заменой автомобильных стекол. Обратился – скол засверлили, залили каким-то клеем, и все. Звездочки нет, стекло не менялось.
С кузовом пока все хорошо. От камешков, понятно, не спасешься, но на краске сколов немного. Больше беды наделал пацан на велосипеде, который чуть не въехал в мою машину. Она стояла, а паренек по двору гонял. Видимо, понял, что затормозить не успевает, и упал. Но велосипед из-под него выскочил и в задний бампер все-таки врезался. Дети… Что с ними будешь делать?!
Двигатель бензиновый 1.6. Мотор российский, но современный – с впрыском топлива и электронным управлением. Заводится и летом, и зимой с полтыка. Масло не берет, ни разу не доливал. Как по мне, хороший двигатель.
Захотелось однажды проверить, с какой скоростью Granta может пойти. Разогнал до 160 км/ч и понял, что для нее это слишком быстро. Машина легкая, на такой скорости ее начало качать из стороны в сторону. Или нужно чем-то хорошо загружать, чтобы она устойчивее стала, или, что еще лучше, просто спокойно ездить со скоростью не выше 90–110.
Тогда никакой раскачки, да и расход топлива меньше будет. Сейчас компьютер показывает, что в среднем расходуется 6,6 литра на 100 километров. Врет компьютер или нет, не проверял. Может быть, и близко к истине показывает. Во всяком случае когда еду к родне за Новогрудок, а это от нас в одну сторону 260 км, и заливаю 20 литров бензина, то их я до конца не сжигаю. Что-то еще остается.
Три года, пока машина была на гарантии, ездил на обслуживание на сервис дилера. Цены у них, прямо скажу, космические по сравнению с ценами на СТО у нас в городе, куда езжу обслуживать теперь. Хочешь, покупай запчасти сам, хочешь – у них. Все беру у них, а масло они заливают из бочки. Плачу за 3,2 литра – столько входит в мотор. Покупать канистру и затем думать, что делать с остатком, не надо.
Опять же двигатель довольно шумный. Это я в тему, почему на Granta со скоростью свыше 100 лучше не ездить. Мотор и на 90–100 км/ч в салоне слышно, а уж как его слыхать, если поехать 130 и выше, это отдельный разговор.
В будни в основном езжу на работу из Борисова в Жодино и назад. Скооперировался со знакомым, с которым вместе работаем и по соседству живем. Раньше ездили на его автомобиле, теперь одну неделю едем на моем, другую – на его. Сейчас у него Renault Sandero. Особой разницы между Granta и Sandero не вижу. Только что посадка немного другая и комплектация богаче.
Работаю водителем погрузчика. Привык, что педали должны быть близко – под самыми ногами. В Granta регулировка сиденья позволяет подстроиться так, как мне привычно. До Новогрудка с женой едем три часа. Можем где-нибудь остановиться, если понадобится, а можем и за один присест заехать – не устаю.
Сзади, конечно, тесновато, но ведь машина маленькая. Правда, сам за собой я на заднее сиденье сажусь спокойно. Почти впритык, но коленями в переднюю спинку не упираюсь. Другое дело, что у меня рост 172. Плюс к этому переднее сиденье отрегулировано под меня – ближе к педалям. Думаю, что человеку, который выше, чем я, на заднем сиденье уютно не будет.
Объема багажного отделения мне хватает. Когда купили новые кровати, отвез их домой в этой машине. Чтобы втиснуть два матраса, пришлось сложить спинку заднего сиденья. Чуть-чуть по длине не вошли – выпирали, но увязал заднюю дверь и аккуратненько довез. А для нескольких сумок с продуктами места в багажнике с избытком.
Комплектация у Granta, конечно, бедная, как, наверное, и должна быть у автомобиля самой низкой ценовой категории. Напихай сюда опций – цена взлетела бы до небес. Вот и экономят. Но кондиционер есть, подогревы передних сидений и наружных зеркал, электростеклоподъемники в передних дверях имеются. Зато в задних дверях стекла надо опускать вручную. И очень жаль, что нет круиз-контроля, потому что по трассе я езжу больше, чем по городу.
Опять-таки зря сэкономили на открывании дверного замка кнопкой с брелока. Неужели это дорогая опция? Открывать замок ключом не всегда удобно. Кстати, уплотнители дверей в моей машине перед зимой обязательно надо обработать силиконом, потому что иначе они примерзают.
А вот то, что для запуска двигателя нужно выжать педаль сцепления, видимо, не опция, а какой-то прикол. Вроде бы в американских автомобилях с механической коробкой передач тоже так сделано, что не заведешь, пока не выжмешь сцепление, но я с таким никогда не сталкивался. И еще интересно, что, когда включаешь задний ход, сразу выключается музыка. Остановился, выключил заднюю передачу – музыка снова включается. Это для чего – чтобы парковаться на слух?
Про то, как машина ходит по бездорожью, ничего не скажу. Вообще-то я на ней езжу на охоту, но в дебри не лезу. Ставлю где-нибудь, а дальше пешком. В городе вопросов нет. Дорожный просвет большой – бордюры не страшны, кроме тех, которые поставили тяп-ляп, слишком высоко.
С другими автомобилями сравнивать Granta не буду, хотя ездил я не только на ней, но и на Volvo, Renault, ВАЗ-2107 и других машинах. Наверное, владельцы Mercedes или BMW найдут в Granta кучу недостатков, но только зачем им в сторону этой машины вообще смотреть. А я покупал ее, чтобы ездить на работу. И свою функцию она выполняет прекрасно. Опять же не ломается и на топливе не разоряет. А больше мне от нее ничего не надо.
]]>