Найти в Дзене
МореАрти

Арт-оценка: Леонардо да Винчи «Спаситель мира»

Если вам кажется, что все гениальные аферы остались в тридцатых годах прошлого века, вы глубоко заблуждаетесь. Они просто приобрели лоск и международный масштаб. Ярчайший пример — одиссея картины «Спаситель мира», приписываемой Леонардо да Винчи. Это не просто история искусства, а готовый сценарий для романа о великом комбинаторе, который затмил бы самого Остапа Бендера. Всё началось более чем скромно. В 1958 году никому не ведомый холст с изображением Христа продали на аукционе всего за 45 фунтов. Картина, покрытая слоями поздних записей, почивала в забвении, как велосипед в подвале управдома. Всё изменилось в 2005 году, когда группа проницательных дилеров купила её уже за $10 000. Далее последовала грандиозная реставрация. С картины, как с советского чиновника, сняли всё лишнее — слои старого лака и грубых правок. И явился миру образ: лик с гипнотическим взглядом, выполненный в знаменитой технике «сфумато», и загадочная хрустальная сфера в руке, через которую, вопреки законам физики

Если вам кажется, что все гениальные аферы остались в тридцатых годах прошлого века, вы глубоко заблуждаетесь. Они просто приобрели лоск и международный масштаб. Ярчайший пример — одиссея картины «Спаситель мира», приписываемой Леонардо да Винчи. Это не просто история искусства, а готовый сценарий для романа о великом комбинаторе, который затмил бы самого Остапа Бендера.

Всё началось более чем скромно. В 1958 году никому не ведомый холст с изображением Христа продали на аукционе всего за 45 фунтов. Картина, покрытая слоями поздних записей, почивала в забвении, как велосипед в подвале управдома.

Всё изменилось в 2005 году, когда группа проницательных дилеров купила её уже за $10 000. Далее последовала грандиозная реставрация. С картины, как с советского чиновника, сняли всё лишнее — слои старого лака и грубых правок. И явился миру образ: лик с гипнотическим взглядом, выполненный в знаменитой технике «сфумато», и загадочная хрустальная сфера в руке, через которую, вопреки законам физики, чётко видны складки одежды. Эксперты заспорили: гений или ученик? Но для рынка важно было главное — легенда.

И легенду раскрутили по полной программе. В 2013 году картина сменила владельца уже за $127.5 млн. А кульминацией стал аукцион Christie’s в 2017-м. Под крики «Леонардо! Последний! Недопинговый!» цена взлетела до сюрреалистических $450.3 млн. Покупатель — Лувр Абу-Даби. Казалось, точка поставлена.

Но финал вышел чисто булгаковский. Купленный на весь мир шедевр… бесследно исчез. Его нет в музее, его не видят зрители. «Спаситель мира» стал самым дорогим призраком в истории, идеальным активом в бронированном сейфе. Великий флорентиец, несомненно, оценил бы этот финал — его творение окончательно превратилось в иллюзию, но какую денежную!

Леонардо да Винчи. «Спаситель мира» (Salvator Mundi). Около 1499–1510 гг. Высокое возрождение (ренессанс). Дерево (орех), масло, 66 × 47 см. Лувр Абу-Даби (частное собрание).
Леонардо да Винчи. «Спаситель мира» (Salvator Mundi). Около 1499–1510 гг. Высокое возрождение (ренессанс). Дерево (орех), масло, 66 × 47 см. Лувр Абу-Даби (частное собрание).

1958 год

Продажа на Sotheby’s (Лондон) за £45 (около $125).

Продана как работа «Миланской школы», возможно, Больтраффио. Владельцы не подозревали об её истинном авторстве.

2005 год

Приобретение консорциумом дилеров (во главе с Р.Саймоном и А.Парриш) примерно за $10,000.

Куплена на небольшом аукционе в США как копия. После оценки состояния начаты исследования.

2011-2013 годы

Реставрация, экспертиза и публичное признание. Выставка в Национальной галерее (Лондон) и Метрополитен-музее (Нью-Йорк).

Картина представлена миру как работа Леонардо. Её стоимость уже оценивается в $200 млн.

2013 год

Частная продажа консорциумом дилеров швейцарскому арт-дилеру Ив Бувье за $75-80 млн.

Бувье почти сразу перепродает её российскому коллекционеру Дмитрию Рыболовлеву за $127,5 млн. Эта сделка позже станет предметом судебного разбирательства.

2017 год

Продажа на аукционе Christie’s (Нью-Йорк) за $450 312 500 (с комиссией).

Беспрецедентная медийная кампания, сравнение с иконами поп-культуры. Анонимный покупатель (позже выяснилось — от имени принца Бадр бин Абдаллах, министра Саудовской Аравии) для Лувра Абу-Даби.

Настоящее время

Фактическое местонахождение неизвестно.

После отмены выставки в Лувре Абу-Даби картина не выставлялась публично. По неподтвержденным данным, может находиться на хранении или на яхте наследного принца Саудовской Аравии Мухаммеда бин Салмана.