Найти в Дзене
51 Меридиан

Солнечное излучение, уже привело к задержке тысяч рейсов. Дальше только хуже

30 ноября рейсе JetBlue, следовавшем из Мексики в Нью-Джерси внезапно потерял высоту. Проверка показала, что произошло - несанкционированное и ограниченное снижение тангажа. Оказался неисправным блок ELAC. Виной тому стало интенсивное солнечное излучение. Электроника самолетов уязвима для заряженных частиц, поступающих с Солнца в атмосферу Земли, что может привести к потере управления самолетом и, в худшем случае, к его разрушению в воздухе. Для решения проблемы, было решено заменить бортовые компьютеры управления рулем высоты и элеронами — блоки, отвечающие за управление тангажем и креном самолета. Когда высокоэнергетическая частица излучения «проходит через микрочип, она может изменить крошечный бит — наименьшую единицу цифровой информации в микрочипе, хранящуюся как 0 или 1. Это создает сбой, известный как однократное нарушение, который может заставить электронную систему вести себя неожиданным образом. Поскольку пассажирские самолеты в некоторой степени защищены атмосферой Земли, о

30 ноября рейсе JetBlue, следовавшем из Мексики в Нью-Джерси внезапно потерял высоту. Проверка показала, что произошло - несанкционированное и ограниченное снижение тангажа.

Оказался неисправным блок ELAC. Виной тому стало интенсивное солнечное излучение.
Электроника самолетов уязвима для заряженных частиц, поступающих с Солнца в атмосферу Земли, что может привести к потере управления самолетом и, в худшем случае, к его разрушению в воздухе.

Для решения проблемы, было решено заменить бортовые компьютеры управления рулем высоты и элеронами — блоки, отвечающие за управление тангажем и креном самолета.

-2
  • Участившееся космическое излучение, сегодня несет реальную опасность космического излучения для повреждения компьютерных данных при прохождении через микрочипы.
  • Электроника самолётов особенно восприимчива к солнечному излучению, поскольку на большой высоте атмосферная защита слабее, чем на земле. Это означает, что излучению легче проходить через микрочипы на борту самолёта — например, через микросхемы системы ELAC.

Когда высокоэнергетическая частица излучения «проходит через микрочип, она может изменить крошечный бит — наименьшую единицу цифровой информации в микрочипе, хранящуюся как 0 или 1.

Это создает сбой, известный как однократное нарушение, который может заставить электронную систему вести себя неожиданным образом.

-3
  • Риск радиационного повреждения резко возрастает с высотой, как космические аппараты, так и летательные аппараты полагаются на многоуровневую защиту, чтобы предотвратить катастрофу в результате единичного сбоя.

Поскольку пассажирские самолеты в некоторой степени защищены атмосферой Земли, они меньше полагаются на физическую защиту и больше — на программные стратегии и резервирование.

На современных авиалайнерах, это реализовано в виде нескольких независимых бортовых компьютеров управления полетом: Двух компьютеров управления элеронами и рулем высоты (ELAC) и трех компьютеров управления рулем высоты и спойлерами (SEC).

Эти блоки постоянно сверяют расчеты друг с другом. Если один компьютер генерирует команду, которая не согласуется с другими, система предназначена для ее отмены и игнорирования ошибочных данных, обеспечивая сохранение контроля над самолетом (аналогично тройному модульному резервированию).

Даже при наличии этих мер предосторожности аварии всё ещё могут произойти.
Электромагнитная энергия, высвобождаемая во время этих бурь, может искажать сигналы спутников, снижая точность глобальных систем позиционирования (GPS) и нарушая телекоммуникации.

На земле эти магнитные сдвиги могут вызывать скачки напряжения в линиях электропередачи, потенциально перегружая сети.

Магнитные полюса звезды меняют полярность, что сопровождается всплеском активности на поверхности. Это видно астрономам по увеличению количества солнечных пятен — темных, более холодных участков, которые отмечают области с интенсивными магнитными полями и часто являются источником солнечных извержений.

Активность солнечных пятен в текущем цикле, Солнечном цикле 25, немного превзошла ожидания, вызвав больше видимых полярных сияний, но также создав более турбулентную космическую погоду для спутников и авиации.