Найти в Дзене

"Битва за битвой": абсурдный блокбастер от гения авторского кино

В мире, где границы между жанрами всё больше стираются, режиссёр Пол Томас Андерсон совершил смелую вылазку на территорию большого экрана. Его новый фильм "Битва за битвой" - это не просто громкий блокбастер. Это масштабный, дорогой (бюджет составил от 130 до 175 миллионов долларов) и дерзкий эксперимент, который моментально расколол аудиторию и критиков. Одни увидели в нём виртуозную сатиру на современную Америку, другие - затянутую пародию, где форма важнее содержания. Так что же на самом деле скрывается за звёздным составом и безумными погонями? В основе сюжета - история бывшего революционера, который вынужден вернуться к боевому прошлому, чтобы спасти свою дочь. В начале 2000-х герой Леонардо Ди Каприо по прозвищу "Пэт из гетто" и его возлюбленная Перфидия (Тейяна Тейлор) состоят в радикальной группировке "Франс-75". Их жизнь - это налёты, акции протеста и конфронтация с системой, в лице которой выступает офицер Стивен Локджо (Шон Пенн). После предательства Перфидии, которая, спас
Оглавление

В мире, где границы между жанрами всё больше стираются, режиссёр Пол Томас Андерсон совершил смелую вылазку на территорию большого экрана. Его новый фильм "Битва за битвой" - это не просто громкий блокбастер. Это масштабный, дорогой (бюджет составил от 130 до 175 миллионов долларов) и дерзкий эксперимент, который моментально расколол аудиторию и критиков.

Одни увидели в нём виртуозную сатиру на современную Америку, другие - затянутую пародию, где форма важнее содержания. Так что же на самом деле скрывается за звёздным составом и безумными погонями?

О чём фильм?

В основе сюжета - история бывшего революционера, который вынужден вернуться к боевому прошлому, чтобы спасти свою дочь. В начале 2000-х герой Леонардо Ди Каприо по прозвищу "Пэт из гетто" и его возлюбленная Перфидия (Тейяна Тейлор) состоят в радикальной группировке "Франс-75". Их жизнь - это налёты, акции протеста и конфронтация с системой, в лице которой выступает офицер Стивен Локджо (Шон Пенн).

После предательства Перфидии, которая, спасаясь от тюрьмы, сдаёт товарищей, группировку разгромливают. Пэт с маленькой дочерью Уиллой (Чейз Инфинити) скрываются под новыми именами Боб и Уилла Фергюсон.

-2

Действие переносится на 16 лет вперёд. Боб превратился в опустившегося параноика, злоупотребляющего алкоголем и наркотиками, но отчаянно любящего свою выросшую дочь. Его покой нарушает тот самый Локджо, ставший полковником и стремящийся скрыть своё прошлое. Начинается безумная погоня, в ходе которой Уилле предстоит узнать шокирующую правду о своей матери, а Бобу - вновь, хоть и крайне неуклюже, сражаться за жизнь своей семьи.

Главные создатели и звёздный состав

За кадром стоит Пол Томас Андерсон - не только режиссёр, но и автор сценария, вдохновлённого романом постмодерниста Томаса Пинчона "Вайнленд". В интервью Леонардо Ди Каприо признавался, что Андерсон вынашивал эту историю 15-20 лет, и она носит для него глубоко личный характер.

Центральные роли исполнили:

  • Леонардо Ди Каприо в роли Боба Фергюсона, бывшего "Пэта из гетто". Его герой - это антипод привычного голливудского героя: неловкий, растерянный и большую часть фильма проводящий в потрёпанном халате.
  • Шон Пенн в роли полковника Стивена Локджо. Его персонаж - воплощение милитаристской жестокости и скрытых комплексов, создающий мощную угрозу.
  • Чейз Инфинити в своей дебютной роли Уиллы Фергюсон - подростка, который оказывается в эпицентре конфликта и вынужден быстро взрослеть.
  • Бенисио дель Торо в роли сенсея Серхио, наставника Уиллы по карате и лидера общины нелегальных иммигрантов. Интересно, что ради его участия съёмки фильма были приостановлены на три месяца.
  • Тейяна Тейлор в роли Перфидии, харизматичной и безжалостной лидерши "Франс-75", чьё предательство запускает все последующие события.
-3

Так в чём же "битва"? Плюсы и минусы фильма

Фильм Андерсона - это сложный гибрид, где достоинства и недостатки часто оказываются двумя сторонами одной медали.

Сильные стороны:

Беспрецедентный визуальный стиль. Андерсон снял фильм в почти забытом формате VistaVision, который не использовался для основных съёмок с 1960-х годов. Это придаёт изображению невероятную детализацию, глубину и почти тактильную теплоту, превращая каждый кадр в живописное полотно. Автомобильная погоня, по мнению многих критиков, может войти в учебники киноискусства.

Игра с жанрами и ожиданиями. Это не классический боевик. Андерсон мастерски обманывает зрителя, каждый раз, когда тот ожидает героического поступка. Главный герой не спасает день в финале, а погоня может закончиться комичным падением с крыши. Это умная, чёрная комедия, упакованная в обёртку экшн-аттракциона.

Блестящая актёрская игра. Ди Каприо демонстрирует редкую для себя уязвимость и растерянность. Пенн создаёт пугающе убедительный образ фанатика. А Дель Торо, по словам Ди Каприо, настолько вжился в роль, что изменил своим присутствием весь фильм.

Острая, двойственная сатира. Фильм не делает однозначных политических заявлений. Он одинаково язвительно высмеивает и левых радикалов, чья борьба давно превратилась в пустой ритуал, и правых ультранационалистов, помешанных на "чистоте крови" (в фильме они представлены тайным клубом "Рождественские искатели приключений"). Андерсон показывает абсурд любой бескомпромиссной идеологии.

-4

Слабые стороны:

Затянутость и перегруженность. Хронометраж в 162 минуты даёт о себе знать. Середина фильма, с её многочисленными поворотами и второстепенными сюжетами, может утомить зрителя, ожидающего динамики классического боевика.

Поверхностность на фоне масштаба. За яркой, почти карикатурной подачей политических типажей иногда теряется глубина. Некоторые критики отмечают, что за экшеном и гэгами прячется нехватка настоящей эмоциональной связи с персонажами, особенно женскими.

Неровный тон. Фильм балансирует на грани между жестоким триллером, абсурдной комедией и семейной драмой. Этот баланс не всегда удаётся удержать, из-за чего некоторые серьёзные моменты могут восприниматься как пародийные, и наоборот.

Элитарность формата. Решение снять фильм в VistaVision, хотя и является художественным подвигом, оказалось и своего рода вызовом для проката. Как отметил Ди Каприо, проекторов для этого формата в мире остались единицы, что сделало "идеальный" просмотр доступным лишь немногим.

-5

Заключение: для кого эта "битва"?

"Битва за битвой" - это неоднозначный, но безусловно значимый фильм. Пол Томас Андерсон не сдался, а провёл дерзкую ревизию голливудской формулы, доказав, что большое кино может быть одновременно интеллектуальным и зрелищным.

Стоит смотреть, если вы цените авторский почерк, готовы к длинному и нелинейному повествованию и хотите увидеть блестящую игру актёров в неожиданных для себя амплуа. Это фильм-аттракцион для думающих зрителей.

Возможно, стоит пропустить, если вы ищете лёгкий, динамичный боевик с ясной моралью и классическим героем, или если вас раздражает, когда режиссёр намеренно играет против ожиданий зрителя.

В итоге, "Битва за битвой" остаётся громким высказыванием одного из главных режиссёров нашего времени. Даже если не все его ходы оказались победоносными, сам факт этой рискованной "битвы" за оригинальность в эпоху франшиз заслуживает уважения и внимательного просмотра.