Пока все обсуждают будущие 2 часа 15 минут между двумя столицами, в Петербурге уже делают то, без чего высокоскоростная магистраль просто не сможет «въехать» в город нормально: строят и готовят самый сложный узел на коротком участке — вход ВСМ и перестройку пригородной схемы, чтобы разгрузить Московский вокзал под скоростное движение.
Кто и зачем приехал на стройплощадку «нулевого этапа»
С ходом работ на «нулевом» этапе первой в стране ВСМ Москва—Санкт-Петербург ознакомились:
- вице-премьер Виталий Савельев,
- губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов,
- глава РЖД Олег Белозёров,
- генеральный директор холдинга «Нацпроектстрой» Алексей Крапивин.
Это легко объяснить: «входы» в Москву и Петербург — самые нервные точки всей магистрали. Плотная застройка, коммуникации, трафик и работа «впритык» к действующим путям. Здесь нельзя просто «перекрыть и построить» — нужно встраиваться в технологические «окна» в расписании поездов.
Для чего нужен «нулевой этап» и почему он важнее, чем кажется
«Нулевой этап» — это по сути подготовка городского и пригородного узла под ВСМ: подходы к Петербургу и все то, что должно заработать синхронно, чтобы скоростные поезда пришли в центр без пробок на путях.
По данным «Нацпроектстроя», этот этап идет по территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области и имеет протяженность 13 км.
Именно здесь «закладывается» главное: перенастройка пригородных потоков и инфраструктура, которая позволит реконструировать Московский вокзал и параллельно не обрушить пригородное сообщение.
Разъезд на входе в Петербург: зачем строят подпорные стены и меняют земляное полотно
Делегация посетила участок будущей железнодорожной развязки на входе в город. Смысл проекта — перевести часть пригородных поездов на станцию Волковская, чтобы разгрузить Московский вокзал под высокоскоростное сообщение.
Сейчас на площадке выполняют подготовительные работы:
- готовятся к возведению подпорных стен,
- выполняют замену земляного полотна,
- демонтируют нежилые строения в зоне работ.
Важно: это не «косметика». Подпорные стены и новое земляное полотно — база для того, чтобы на ограниченной городской территории безопасно «уложить» будущую схему путей, удержать откосы, защитить инфраструктуру и обеспечить стабильность под нагрузками.
Волковская станет пассажирской: как меняют логику пригородного движения
Один из ключевых поворотов всей истории — станция Волковская, которая сегодня видится как «рабочая» железнодорожная точка, должна стать новой пассажирской.
По данным ТАСС, разъезд позволит временно переключить пригородные электрички Московского и Волховстроевского направлений на Волковскую и освободить Московский вокзал на период реконструкции.
А отраслевые петербургские источники уточняют, что на Волковской планируется пассажирская инфраструктура: трехэтажное здание вокзала с лифтами и эскалаторами, а также четыре платформы с навесами.
Да, в профессиональной среде идея переноса части электричек с Московского вокзала на Волковскую обсуждается не без скепсиса — и это тоже показатель масштаба перемен: проект буквально перепрошивает привычную транспортную картину центра Петербурга.
Московский вокзал и новый терминал ВСМ: куда будет «приземляться» высокоскоростной поток
Одновременно с «техническим» входом в город развивается и «пассажирская» часть: в Петербурге готовят новый терминал ВСМ вблизи Московского вокзала.
По информации РБК, терминал планируют разместить рядом с Московским вокзалом и в одном здании с вестибюлем строящейся станции метро «Лиговский проспект-2».
Логика понятна: ВСМ — это поток пассажиров, который нельзя «выпустить на улицу» без пересадки в метро, наземный транспорт и городской каркас. Поэтому проект и пытаются собрать в единый узел.
Нулевой этап в цифрах: что именно построят и сколько людей работает
По данным «Нацпроектстроя», на «нулевом» этапе предстоит:
- возвести 13 мостов и эстакад,
- подготовить территорию под два главных пути,
- реконструировать Московский вокзал,
- построить пригородную станцию Волковская,
- остановочный пункт «Сортировочный»,
- ТПУ «Южный».
В работах на нулевом этапе задействованы 1247 человек и 143 единицы техники.
А если смотреть шире по всей магистрали, масштабы совсем другие: в публичных сообщениях по проекту фигурируют оценки порядка 14 тысяч человек и около 5 тысяч единиц техники на объектах ВСМ.
Что известно о всей ВСМ Москва—Петербург: маршрут, скорость, интервалы
Ключевые параметры проекта официально раскрывались в материалах Минтранса:
- магистраль пройдет по территории 6 субъектов РФ (Москва, Санкт-Петербург, Московская, Тверская, Новгородская и Ленинградская области),
- протяженность — 679 км,
- допустимая скорость поездов — до 400 км/ч,
- расчетное время в пути Москва - Петербург — 2 часа 15 минут,
- заявленная частота движения — до 15 минут.
Также в официальных сообщениях приводились ориентиры по промежуточным связям: Москва-Тверь порядка 40 минут, Петербург-Великий Новгород порядка 30 минут (цифры публиковались как оценочные).
Деньги и модель проекта: концессия на десятилетия и денежный приток «за 2 трлн»
ВСМ строится по концессионной модели. По данным Минтранса, концессионное соглашение заключили Росжелдор и ООО «ВСМ Две Столицы», срок соглашения — 40 лет.
Там же указывается, что концессия включает создание и эксплуатацию инфраструктуры, а также закупку и эксплуатацию высокоскоростных поездов.
Отдельно в 2024 году Минтранс сообщал, что проект включили в перечень самоокупаемых, что позволяет привлечь до 300 млрд рублей из ФНБ на возвратной основе, а общий объем инвестиций оценивается более чем в 2 трлн рублей.
Почему «входы в города» — самое сложное место всей магистрали
Цитата Алексея Крапивина (в пересказе пресс-службы) звучит крайне честно: несмотря на малую протяженность, подходы к Москве и Петербургу — одни из самых сложных участков из-за застройки, коммуникаций и необходимости работать рядом с действующими путями, вписывая операции в «окна».
И это объясняет, почему на «нулевой этап» смотрят отдельно. Если на «поле» можно строить большими фронтами, то в городе каждый метр — это долгие беседы, перенос сетей, временные схемы, безопасность движения и точное планирование.
Что дальше: сроки, испытания и эффект для пассажиров
Ориентир по завершению первой ВСМ в официальных материалах — 2028 год.
По данным ТАСС, Виталий Савельев отмечал важность «петербургской точки» и говорил о необходимости «бесшовной» стыковки, а также упоминал испытания на этапах 6 и 7 (Москва и Тверь) в 2027 году.
Ожидаемый эффект — не только сбережение времени, но и перераспределение пассажиров: в материалах Минтранса звучала оценка, что около 3 млн пассажиров могут перейти с авиационного сообщения на ВСМ.
Итог
ВСМ Москва—Петербург часто описывают цифрами скорости и времени. Но реальная «магия» проекта сейчас — в инженерной и организационной работе на коротких, но критических городских участках.
И если Волковская действительно возьмет на себя часть пригородных потоков, а Московский вокзал получит пространство для высокоскоростного сообщения, то 2:15 перестанут быть красивой презентацией и станут рутинной реальностью.
А вы как относитесь к идее перевода части электричек на Волковскую: это грамотная разгрузка центра или потенциальная головная боль для пассажиров?
-----------------------------------------------------------------------------------
Ваши неугомонные журналисты из «РМТМ»©.
Источники (основные)
Благодарим за предоставленные фото-видео и текстовые материалы наши источники!
Спасибо! Надеемся, было интересно!
Мы ведём уникальные транспортные хроники! Большой палец вверх и порадуйте себя подпиской!