Найти в Дзене

«Вход в ВСМ»: почему именно у Волковской решается судьба скоростного маршрута Москва—Петербург

Пока все обсуждают будущие 2 часа 15 минут между двумя столицами, в Петербурге уже делают то, без чего высокоскоростная магистраль просто не сможет «въехать» в город нормально: строят и готовят самый сложный узел на коротком участке — вход ВСМ и перестройку пригородной схемы, чтобы разгрузить Московский вокзал под скоростное движение. С ходом работ на «нулевом» этапе первой в стране ВСМ Москва—Санкт-Петербург ознакомились: Это легко объяснить: «входы» в Москву и Петербург — самые нервные точки всей магистрали. Плотная застройка, коммуникации, трафик и работа «впритык» к действующим путям. Здесь нельзя просто «перекрыть и построить» — нужно встраиваться в технологические «окна» в расписании поездов. «Нулевой этап» — это по сути подготовка городского и пригородного узла под ВСМ: подходы к Петербургу и все то, что должно заработать синхронно, чтобы скоростные поезда пришли в центр без пробок на путях. По данным «Нацпроектстроя», этот этап идет по территории Санкт-Петербурга и Ленинградск
Оглавление
Художественный нейро-арт коллаж
Художественный нейро-арт коллаж

Пока все обсуждают будущие 2 часа 15 минут между двумя столицами, в Петербурге уже делают то, без чего высокоскоростная магистраль просто не сможет «въехать» в город нормально: строят и готовят самый сложный узел на коротком участке — вход ВСМ и перестройку пригородной схемы, чтобы разгрузить Московский вокзал под скоростное движение.

Кто и зачем приехал на стройплощадку «нулевого этапа»

С ходом работ на «нулевом» этапе первой в стране ВСМ Москва—Санкт-Петербург ознакомились:

  • вице-премьер Виталий Савельев,
  • министр транспорта Андрей Никитин (назначен министром в июле 2025 года), (mintrans.gov.ru)
  • губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов,
  • глава РЖД Олег Белозёров,
  • генеральный директор холдинга «Нацпроектстрой» Алексей Крапивин.
📷 1.1:
📷 1.1:

Это легко объяснить: «входы» в Москву и Петербург — самые нервные точки всей магистрали. Плотная застройка, коммуникации, трафик и работа «впритык» к действующим путям. Здесь нельзя просто «перекрыть и построить» — нужно встраиваться в технологические «окна» в расписании поездов.

Для чего нужен «нулевой этап» и почему он важнее, чем кажется

«Нулевой этап» — это по сути подготовка городского и пригородного узла под ВСМ: подходы к Петербургу и все то, что должно заработать синхронно, чтобы скоростные поезда пришли в центр без пробок на путях.

По данным «Нацпроектстроя», этот этап идет по территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области и имеет протяженность 13 км.

Именно здесь «закладывается» главное: перенастройка пригородных потоков и инфраструктура, которая позволит реконструировать Московский вокзал и параллельно не обрушить пригородное сообщение.

Разъезд на входе в Петербург: зачем строят подпорные стены и меняют земляное полотно

Делегация посетила участок будущей железнодорожной развязки на входе в город. Смысл проекта — перевести часть пригородных поездов на станцию Волковская, чтобы разгрузить Московский вокзал под высокоскоростное сообщение.

Сейчас на площадке выполняют подготовительные работы:

  • готовятся к возведению подпорных стен,
  • выполняют замену земляного полотна,
  • демонтируют нежилые строения в зоне работ.

Важно: это не «косметика». Подпорные стены и новое земляное полотно — база для того, чтобы на ограниченной городской территории безопасно «уложить» будущую схему путей, удержать откосы, защитить инфраструктуру и обеспечить стабильность под нагрузками.

Волковская станет пассажирской: как меняют логику пригородного движения

Один из ключевых поворотов всей истории — станция Волковская, которая сегодня видится как «рабочая» железнодорожная точка, должна стать новой пассажирской.

По данным ТАСС, разъезд позволит временно переключить пригородные электрички Московского и Волховстроевского направлений на Волковскую и освободить Московский вокзал на период реконструкции.

А отраслевые петербургские источники уточняют, что на Волковской планируется пассажирская инфраструктура: трехэтажное здание вокзала с лифтами и эскалаторами, а также четыре платформы с навесами.

Да, в профессиональной среде идея переноса части электричек с Московского вокзала на Волковскую обсуждается не без скепсиса — и это тоже показатель масштаба перемен: проект буквально перепрошивает привычную транспортную картину центра Петербурга.

Московский вокзал и новый терминал ВСМ: куда будет «приземляться» высокоскоростной поток

Одновременно с «техническим» входом в город развивается и «пассажирская» часть: в Петербурге готовят новый терминал ВСМ вблизи Московского вокзала.

По информации РБК, терминал планируют разместить рядом с Московским вокзалом и в одном здании с вестибюлем строящейся станции метро «Лиговский проспект-2».

Логика понятна: ВСМ — это поток пассажиров, который нельзя «выпустить на улицу» без пересадки в метро, наземный транспорт и городской каркас. Поэтому проект и пытаются собрать в единый узел.

Нулевой этап в цифрах: что именно построят и сколько людей работает

По данным «Нацпроектстроя», на «нулевом» этапе предстоит:

  • возвести 13 мостов и эстакад,
  • подготовить территорию под два главных пути,
  • реконструировать Московский вокзал,
  • построить пригородную станцию Волковская,
  • остановочный пункт «Сортировочный»,
  • ТПУ «Южный».

В работах на нулевом этапе задействованы 1247 человек и 143 единицы техники.

А если смотреть шире по всей магистрали, масштабы совсем другие: в публичных сообщениях по проекту фигурируют оценки порядка 14 тысяч человек и около 5 тысяч единиц техники на объектах ВСМ.

Что известно о всей ВСМ Москва—Петербург: маршрут, скорость, интервалы

Ключевые параметры проекта официально раскрывались в материалах Минтранса:

  • магистраль пройдет по территории 6 субъектов РФ (Москва, Санкт-Петербург, Московская, Тверская, Новгородская и Ленинградская области),
  • протяженность — 679 км,
  • допустимая скорость поездов — до 400 км/ч,
  • расчетное время в пути Москва - Петербург — 2 часа 15 минут,
  • заявленная частота движения — до 15 минут.

Также в официальных сообщениях приводились ориентиры по промежуточным связям: Москва-Тверь порядка 40 минут, Петербург-Великий Новгород порядка 30 минут (цифры публиковались как оценочные).

Деньги и модель проекта: концессия на десятилетия и денежный приток «за 2 трлн»

ВСМ строится по концессионной модели. По данным Минтранса, концессионное соглашение заключили Росжелдор и ООО «ВСМ Две Столицы», срок соглашения — 40 лет.

Там же указывается, что концессия включает создание и эксплуатацию инфраструктуры, а также закупку и эксплуатацию высокоскоростных поездов.

Отдельно в 2024 году Минтранс сообщал, что проект включили в перечень самоокупаемых, что позволяет привлечь до 300 млрд рублей из ФНБ на возвратной основе, а общий объем инвестиций оценивается более чем в 2 трлн рублей.

Почему «входы в города» — самое сложное место всей магистрали

Цитата Алексея Крапивина (в пересказе пресс-службы) звучит крайне честно: несмотря на малую протяженность, подходы к Москве и Петербургу — одни из самых сложных участков из-за застройки, коммуникаций и необходимости работать рядом с действующими путями, вписывая операции в «окна».

И это объясняет, почему на «нулевой этап» смотрят отдельно. Если на «поле» можно строить большими фронтами, то в городе каждый метр — это долгие беседы, перенос сетей, временные схемы, безопасность движения и точное планирование.

Что дальше: сроки, испытания и эффект для пассажиров

Ориентир по завершению первой ВСМ в официальных материалах — 2028 год.

По данным ТАСС, Виталий Савельев отмечал важность «петербургской точки» и говорил о необходимости «бесшовной» стыковки, а также упоминал испытания на этапах 6 и 7 (Москва и Тверь) в 2027 году.

Ожидаемый эффект — не только сбережение времени, но и перераспределение пассажиров: в материалах Минтранса звучала оценка, что около 3 млн пассажиров могут перейти с авиационного сообщения на ВСМ.

Итог

ВСМ Москва—Петербург часто описывают цифрами скорости и времени. Но реальная «магия» проекта сейчас — в инженерной и организационной работе на коротких, но критических городских участках.

И если Волковская действительно возьмет на себя часть пригородных потоков, а Московский вокзал получит пространство для высокоскоростного сообщения, то 2:15 перестанут быть красивой презентацией и станут рутинной реальностью.

А вы как относитесь к идее перевода части электричек на Волковскую: это грамотная разгрузка центра или потенциальная головная боль для пассажиров?

-----------------------------------------------------------------------------------

Ваши неугомонные журналисты из «РМТМ»©.

Источники (основные)

  • Пресс-релиз «Нацпроектстроя» о выезде делегации и параметрах нулевого этапа (npsgk.ru)
  • Минтранс РФ: концессионное соглашение по ВСМ Москва—Санкт-Петербург (mintrans.gov.ru)
  • Минтранс РФ: проект включен в перечень самоокупаемых, параметры финансирования (mintrans.gov.ru)
  • ТАСС: старт работ по развязке на входе ВСМ в Петербург (Волковская) (TACC)
  • РБК: терминал ВСМ у Московского вокзала и связка с «Лиговским проспектом-2» (РБК)
  • NSP.ru: детали по будущей пассажирской Волковской (здание/платформы) (nsp.ru)
  • Минтранс РФ: параметры движения (15 минут), скорости, климатические требования (mintrans.gov.ru)

Благодарим за предоставленные фото-видео и текстовые материалы наши источники!

Спасибо! Надеемся, было интересно!

Мы ведём уникальные транспортные хроники! Большой палец вверх и порадуйте себя подпиской!

Постскриптум:

Тем, кому интересна тема ВСМ, рекомендуем подборку: МЦД/ЖД

В нашем Телеграм канале еще больше информации!