Найти в Дзене

Всегда ли жертва — жертва? Случаи, где правда не так очевидна.

Забавно, но пока я сам не столкнулся с психопатией лицом к лицу в собственных отношениях, я видел мир, как, наверное, 99,9% людей — в чёрно-белых тонах. Помните громкие скандалы с именами вроде Харви Вайнштейна? Как и все, я смотрел новости и мысленно выносил приговор: «Насильники. Абьюзеры. Так вам и надо. Горите в аду. Вообще не жалко.». Мне казалось, что схема очевидна: могущественный мужчина с властью и безвольная жертва, вынужденная терпеть домогательства ради карьеры. Я верил в эту простую дихотомию, пока не понял, что бывают ситуации, где всё устроено принципиально иначе. Где под маской жертвы может скрываться не раненый человек, а холодный стратег. Этот текст — не оправдание реального насилия. Это попытка разобраться в той тревожной серой зоне, где публичная травма может быть не следствием, а инструментом. Инструментом в руках того, чья психика работает по иным, нечеловеческим законам. Для обычного человека секс — сложный сплав физиологии, эмоций и связи. Удовольствие — и цель,
Оглавление
Всегда включайте голову в подобных ситуациях. Не всегда жертва очевидна.
Всегда включайте голову в подобных ситуациях. Не всегда жертва очевидна.

Забавно, но пока я сам не столкнулся с психопатией лицом к лицу в собственных отношениях, я видел мир, как, наверное, 99,9% людей — в чёрно-белых тонах. Помните громкие скандалы с именами вроде Харви Вайнштейна? Как и все, я смотрел новости и мысленно выносил приговор: «Насильники. Абьюзеры. Так вам и надо. Горите в аду. Вообще не жалко.».

Мне казалось, что схема очевидна: могущественный мужчина с властью и безвольная жертва, вынужденная терпеть домогательства ради карьеры. Я верил в эту простую дихотомию, пока не понял, что бывают ситуации, где всё устроено принципиально иначе. Где под маской жертвы может скрываться не раненый человек, а холодный стратег.

Этот текст — не оправдание реального насилия. Это попытка разобраться в той тревожной серой зоне, где публичная травма может быть не следствием, а инструментом. Инструментом в руках того, чья психика работает по иным, нечеловеческим законам.

Глава 1. Секс без удовольствия: почему логика психопата не укладывается в наши рамки

Для обычного человека секс — сложный сплав физиологии, эмоций и связи. Удовольствие — и цель, и награда. У психопата эта комплексность отсутствует на аппаратном уровне.

Физиология — есть, эмоции — нет. Он может испытывать физиологическое возбуждение и разрядку. Но это не удовольствие, а снятие напряжения, подобно тому, как чешут зудящее место. Никакой эмоциональной или духовной составляющей в этом процессе для него не существует.

Эмпатия и взаимность — ноль. Наслаждение от того, чтобы доставить удовольствие партнёру, увидеть его отклик — это область, закрытая для психопата. Другой человек в момент близости для него — не партнёр, а объект, с которым производится действие. Получить от объекта эмоциональную реакцию может быть важно, но лишь как подтверждение контроля, а не как источник радости.

Итак, если не удовольствие, то что же движет психопатом?

Глава 2. Секс как стратегическая операция: холодная механика выгоды

Мотивация психопата всегда прагматична. Секс для него — не акт близости, а тактическая операция. Вот её основные задачи:

  1. Инструмент захвата контроля. Это самый быстрый способ создать иллюзию глубокой связи и привязать к себе объект на биологическом уровне. После интима нормальный человек чувствует близость и доверие. Психопат в этот момент фиксирует: «Объект подключён к системе. Можно управлять».
  2. Валюта для оплаты услуг. В связях с влиятельными лицами секс становится платой за вход. Это не эмоциональная сделка, а холодная транзакция. Своё тело психопат использует как разменную монету высшего номинала, чтобы купить статус, связи или покровительство.
  3. Сбор компромата и создание рычага. Каждая близость — это доказательство, которое можно предъявить. Психопат изначально идёт на контакт с мыслью: «Эта ситуация может стать активом в досье для будущего шантажа или публичного унижения».
  4. Подтверждение собственной власти. Обладать телом «значимого» человека — это трофей. Не для наслаждения, а для подтверждения своего мнимого всемогущества: «Я могу получить то, что для других недоступно».

Глава 3. Главный парадокс: «Травма», которой не было

Вот где классическое понимание «жертвы» разваливается окончательно. Если в ситуации, преподносимой как домогательство, одну из сторон представляет психопат-стратег, то вся картина меняется.

1. Отсутствие удовольствия — не следствие, а исходная позиция.
Неверно думать, что его «использовали» → он получил травму → поэтому теперь не получает удовольствия.
Правильная цепочка иная: он изначально не способен на эмоциональное наслаждение от секса → поэтому использует его только как инструмент → после завершения «операции» (получения выгоды или старта скандала) он просто перестаёт использовать этот инструмент с данным человеком.
Его последующая холодность в новых отношениях — это
не последствие травмы, а возврат к базовому состоянию. В его психике нечему было ломаться.

2. Спекуляции в СМИ — не прорыв боли, а тактическое усиление.
Для настоящей жертвы публичное обсуждение интимных деталей — пытка и глубокий стыд.
Для психопата-стратега огласка — это
ключевой показатель эффективности (KPI). Чем громче скандал, тем:

  • Сильнее разрушена репутация оппонента.
  • Выше цена отступных за молчание.
  • Больше общественного капитала и узнаваемости получает он сам.
  • Крепче создаётся образ «непогрешимой жертвы».

Поэтому дело всплывает не «через 10-20 лет, когда набрались смелости», а через 10-20 лет, когда созрели оптимальные условия для удара (появилась новая семья, громкий проект у «обидчика» или закончились деньги у «пострадавшего»).

3. Отсутствие стыда — решающий маркер.
Настоящая жертва часто годами носит в себе токсичный груз иррационального стыда и вины.
У психопата-стратега этого чувства
не существует в принципе. Он оценивает поступки только с точки зрения эффективности. Поэтому он может:

  • Детально и без тени смущения описывать интимные детали в суде. Для него это не личные переживания, а отчёт о проведённой операции.
  • Вести повествование логично, последовательно, без эмоциональных противоречий, свойственных настоящей травме.

Заключение: Время перестать быть пешкой в чужой игре

Мы обязаны защищать реальных жертв, чьи страдания неоспоримы. Но наше коллективное сострадание — мощнейшее оружие. И, как любое оружие, им могут завладеть те, кто использует его для атаки.

Пока мы, движимые благородным желанием защитить слабого, безоговорочно верим любой слёзной истории, мы рискуем не помочь жертве, а профинансировать и продвинуть бездушную систему, которая видит в нашей морали лишь удобный ресурс.

В эпоху, когда личная жизнь стала валютой, а репутация — мишенью, самое опасное насилие может оказаться не физическим принуждением, а виртуозным использованием общественных институтов и нашей веры в добро.

Поэтому, услышав громкую историю, стоит задать себе не только вопрос «Кто здесь жертва?», но и другой, более сложный: «Чья версия событий похожа на крик раненой души, а чья — на безупречный, выверенный до мелочей отчёт стратега, для которого наши эмоции — всего лишь ресурс в игре, где нет места ни совести, ни настоящему наслаждению?»

Ответ может оказаться куда страшнее и неудобнее, чем нам хочется верить. Но задавать этот вопрос — первый шаг к тому, чтобы перестать быть пешкой.