Зимнее солнцестояние. Кажется, что тьма будет длиться вечно. Но именно в эту ночь древние люди по всему миру зажигали костры и устраивали шумные праздники. Почему? Они верили, что в этот момент рождаются или возвращаются могущественные силы света. Давайте познакомимся с богами и духами, чьё появление прочно связано с этим переломным моментом года.
Митра
Начнём мы с не слишком известного сейчас, но важного и древнего божества — Митры. Этот персонаж — изначально древнеиранского происхождения, но его перемещениям позавидовали бы многие знаменитые путешественники.
Корни почитания Митры уходят в индийскую мифологию, где он считался богом договора, согласия, солнца и справедливости. Из Индии этот бог пришёл на территории Малой Азии, и в зороастрийской традиции Ирана Митра (Мифра) уже был могущественным божеством-покровителем, не только связанным со светом и охраняющим истину, но и карающим за нарушение правил.
Эта ранняя ипостась Митры — суровый страж космического порядка и божественный свидетель — стала фундаментом для его будущей трансформации в эллинистическом мире.
Митраизм
Мы достаточно неплохо знакомы с античными богами — Зевсом/Юпитером, Афродитой/Венерой, Аресом/Марсом и многими другими. Однако о таком культе, как митраизм, знают немногие. А это именно пришествие индоиранского Митры в латиноговорящие провинции Римской империи и в сам Рим.
Здесь Митра предстал в совершенно новом образе — Митра Инвиктус (Mithras Invictus), то есть «Непобедимый Митра». Его культ распространился по всей империи как религия воинов, торговцев и чиновников: это был сугубо мужской культ.
Митра был бог-спаситель, побеждающий тьму и дарующий последователям надежду на загробное спасение, и связь его с зимним солнцестоянием не случайна. Он представлял идеальный мифологический ответ на самый тёмный день года: рождение или возрождение бога-солнца, который своим подвигом гарантирует возвращение света и продолжение жизненного цикла.
Прибыв на римскую почву, Митра совпал в своих проявлениях с другим богом — с Непобедимым Солнцем. Нет, не олицетворением солнца — а с богом, которого римляне натурально называли «Непобедимое Солнце».
Sol invictus
Солярные и лунарные культы характерны для первобытных обществ. Римляне в плане общественного развития к началу первого тысячелетия нашей эры продвинулись далеко вперёд: откуда же у них возник культ Непобедимого Солнца?
Официальный римский бог Sol Invictus возник не сам по себе, из тёмных народных поверий. Его в 274 году нашей эры законодательно закрепил император Аврелиан. Этот правитель восстановил единство Римской империи и имел титулы «Парфянский Величайший», «Готский Величайший», «Карпийский Величайший» и многие другие «величайшие» прозвания.
Появление главного солнечного божества поэтому здесь совсем не удивительно — оно напрямую ассоциировалось с централизованной властью императора. Сам Аврелиан после провозглашения культа стал и вовсе носить корону с исходящими солнечными лучами.
День рождения Солнца
После введения официального культа Непобедимого Солнца коллегия жрецов определила главный праздник: День рождения Sol Invictus. И выпал этот день на зимнее солнцестояние. Точнее, на конкретный день возле этого астрономического явления — на 25 декабря.
До сих пор ведутся дискуссии, связан ли выбор даты Рождества Христова с намерением вытеснить языческий праздник Непобедимого Солнца христианским. Согласно множеству учёных-теологов, это вполне возможно.
Например, в XIX веке немецкий филолог Герман Узенер утверждал в работе «Das Weihnachtsfest» («Рождество», 1889), что Церковь в начале первого тысячелетия нашей эры, наблюдая не снижающуюся популярность языческих праздников, была вынуждена дать этим пиршествам христианскую реинтерпретацию.
А кто в христианской ещё мог претендовать на роль солнечного бога, кроме Иисуса Христа?...
Персонификации праздника
Митра и Непобедимое Солнце — редкие мифологические персонажи, у которых существовал отдельный день рождения. Чаще всего боги просто ассоциировались с определённым временем — и тех, за кем закрепляли зимнее солнцестояние, было множество.
Это неудивительно: ведь для людей, живущих земледелием, начинающееся прибавление дня было одним из главных явлений природы. Конец тёмного времени предвещал будущую весну и тепло.
Дионис
Древние римляне ещё до времён митраизма отмечали в конце декабря сатурналии — карнавальный праздник, посвящённый богу Сатурну. У древних греков же долю зимнего безумия курировал Дионис.
Античные источники — например, географ Павсаний в своём труде «Описание Эллады» — указывают, что Малые или Сельские Дионисии справлялись в месяце посидеоне, то есть во второй половине декабря и начале января. Это как раз период солнцестояния.
Основным поводом для Малых дионисий было время окончания сбора винограда и праздник молодого вина. Но это был скорее буйный фестиваль возрождения жизненных сил природы. Шествия, переодевания, исполнение песен в честь Диониса — всё это было ритуальным взбадриванием земли и людей.
Дионис, бог экстаза и преодоления границ, в это время года символизировал ту самую неистребимую жизненную силу, что таится в глубине зимней тьмы. Кстати, песни, которые пели на дионисиях, назывались дифирамбами — так как Дионис имел прозвище «Дифирамб», то есть «дважды рождённый».
Сейчас дифирамбами мы называем крайне возвышенные поэтические строки.
Коляда
Здесь мы встречаем не столько бога с подробной биографией, сколько саму персонификацию праздника. Коляда — это не конкретный бог, а образ зимнего солнцеворота, приходящий на землю.
Его «приход» отмечали в дни, когда ночь начинала отступать, с песнями-колядками, ряженьем и обходом домов. Это был дух времени, символ поворота к весне и новому годовому циклу. Вместе с приходом христианской культуры обряды на Коляду стали частью сложного святочного празднования, а колядки сейчас мы знаем как песенки, которые исполняют во время хождения из дома в дом.
В отличие от Митры или Диониса, Коляда не имел храмов и сложных мифов, но был живой и весёлой частью народного календаря. Эта фигура ярко показывает, как сам момент астрономического события мог обрести в народной традиции имя, лицо и ритуалы встречи.
Бальдр
Скандинавский бог света и весны, Бальдр, напрямую не связан с рождением в зимнее солнцестояние. Его трагический миф предлагает более изящную и мрачную параллель с годовым циклом солнца.
Смерть Бальдра от руки слепого Хёда, спровоцированная кознями Локи, происходит, что символично, летом. А его ожидаемое возвращение из царства мёртвых Хельхейма должно случиться уже после Рагнарёка, гибели богов.
Таким образом, убывание света после летнего солнцестояния можно метафорически читать как «смерть Бальдра», а надежду на его далёкое возвращение — как надежду на возвращение вечного света. Его образ не отмечает сам день зимнего солнцеворота, но воплощает в себе всю драму цикла угасания и будущего возрождения.
Йоль и его сущности
Само празднование Йоля, древнего германо-скандинавского праздника зимнего солнцеворота, было наполнено символическими образами. Знаменитое Йольское полено, которое сжигали, воплощало в себе уходящий год и тьму, а его пепел хранили как оберег.
А такие персонажи, как Йольский кот (Jólakötturinn) в Исландии, грозивший лентяям, или Йольский козёл (швед. Julbock), изначально связанный с культом плодородия и, возможно, с богом Тором, были не столько объектами поклонения, сколько духами-покровителями или хранителями самого праздника.
Они задавали правила поведения на священное время и воплощали дух изобилия, которое должно было прийти с новым солнцем.
Люди веками наполняли самые тёмные дни года светом мифов и теплом общих ритуалов. Эти истории — не просто сказки, а отпечаток нашей человеческой способности находить надежду в самой долгой ночи. А что останется после нас?
Какие ваши семейные истории, маленькие зимние традиции или рецепт особенного праздничного печенья будут согревать память ваших правнуков? Сохраните эту живую нить — загрузите фотографии, запишите голоса близких и расскажите их истории в Цифровой капсуле времени. Переходите по ссылке и начните создавать ваш семейный портал уже сегодня!