Интрига в мини-сериале "Яблочный двор" (оригинальный перевод "Яблоневый сад" по названию одной из улиц Лондона) завязывается с момента, когда в размеренную семейную жизнь сотрудницы научного центра Ивонн вторгается таинственный мужчина по имени Марк. Он начинает знакомство с ней после её выступления на конференции, осыпает комплиментами, при этом о себе говорит мало. Ивонн узнаёт лишь то, что он состоит на секретной службе у правительства и женат. Марк проводит ей экскурсию по Вестминстерскому дворцу, в одном из безлюдных уголков которого они решаются на авантюрный секс.
У Марка есть особое сексуальное предпочтение - секс с риском быть кем-то застигнутым. Соитие в общественных местах придаёт остроты их отношениям.
Ивонн толкает в этот омут страсти охлаждение в отношениях с супругом, семейная скука. К тому же она подозревает мужа в измене с молодой практиканткой. С ним женщина чувствует себя непривлекательной, неинтересной.
Марк же, напротив, пробуждает в ней жизнь, яркие эмоции, даёт понять, что она самая желанная для него.
Новый ухажер играет с ней в шпионов, и Ивонн в какой-то момент сама начинает чувствовать себя шпионкой. Его секретность и пылкие речи будоражат фантазию женщины. Она охотно включается в эту игру: мимолетные встречи в кафе, секс в туалете или в уединенных уголках города, тайная переписка и "влажные" фантазии в разлуке...
Марк придумал для них новую жизнь и новые роли.
Для секса на улице он выбирает места без риска попасть под прицел камер видеонаблюдения. Но однажды Ивонн замечает камеру, направленную как раз в их сторону. Марк же уверяет её, что это муляж.
После свидания с ним женщина идёт на корпоратив, где её насилует коллега по работе, а потом начинает преследовать. Не в силах рассказать об этом мужу, Ивонн решает довериться Марку. Мужчина проявляет сопереживание, чуткость. Кажется, в этот момент он чувствует, что между ними не просто интрижка, что она дорога ему. Он хочет, чтобы Ивонн видела в нём сильного мужчину, заступника, восхищалась. Марк спрашивает, что он может сделать для неё в этой ситуации, и женщина говорит: "Убей его!". Слова прозвучали как бы в шутку, и позже Ивонн просит Марка лишь немного припугнуть насильника, чтобы тот от неё отстал.
Она довозит его на своей машине до дома коллеги-насильника, Марк заходит в дом, и через некоторое время возвращается в крови.
Позже Ивонн узнает от полицейских, что её любовник убил насильника. Она и Марк становятся фигурантами дела о "непредумышленном убийстве".
Женщина не сознается мужу, что их с Марком связывают сексуальные отношения, пока не всплывает запись с той камеры, которая ставит под сомнение все её прошлые показания и повышает риск отправиться из зала суда прямиком в тюрьму.
Символ яблока в названии сериала выступает аллегорией падения героини в собственных глазах, глазах семьи и жгучего стыда.
Как выяснилось позже, Марк специально солгал ей тогда про камеру, потому что хотел, чтобы об их истории узнали и, вероятно, убийство стало частью придуманной им фабулы романа, который он писал про себя наяву.
Поведение Марка можно назвать мифоманией - он создал для Ивонн образ себя как шпиона и вовлек её в придуманный им же сценарий, частью которого стало убийство, чтобы дополнить его образ не только как таинсивенного любовника, но и защитника любимой женщины. Он жил, по факту, в придуманном им же мире, не принимая серую реальность, в которой был лишь сотрудником службы безопасности и вёл регистрацию записей с камер видеонаблюдения.
На сегодняшний день нет такого диагноза как мифомания.
Автором термина "мифомания" является французский психиатр и невролог Эрнест Дюпре, изучавший психопатии и реактивные психозы.
В книге отечественного психиатра П. Б. Ганнушкина "Клиника психопатий" говорится о псевдологии как одном из диагностических критериев истерической психопатии (устаревшее определение расстройства личности). Как пишет Ганнушкин, ссылаясь на наблюдения Эмиля Крепелина, "главные особенности психики истериков: 1. стремление обратить на себя внимание окружающих; 2. отсутствие объективной правды по отношению к самим себе и к другим".
Сегодня упоминание о псевдологии или склонности ко лжи можно встретить среди диагностических критериев психопатии как антисоциального расстройства личности.
Перед экспертами на суде стоит задача определить, насколько вменяем был подсудимый в момент жестокого убийства, есть ли у него расстройство личности.
Попытки повесить на него ярлык психопата не увенчались успехом, поскольку подсудимый был в целом хорошо адаптирован, коллеги характеризовали его как эмоционально стабильного, отзывчивого. А психопатия или антисоциальное расстройство личности подразумевает моральный дефект (отсутствие сопереживания, стыда, вины, эмоциональную нестабильность, плохие отношения с окружающими и т.д.).
Была выдвинута идея о высокофункциональной психопатии, но такого диагноза нет в международном справочнике болезней.
Единственной патологической особенностью подсудимого психиатр счел тот факт, что он недостаточно разделяет свои фантазии и реальность. Такая черта свойственна и истерикам. Из-за этого неразделения, продолжая игру, Марк всерьёз воспринял слова Ивонн про убийство и решил доиграть партию благородного рыцаря до конца.
Как писал Ганнушкин, люди этого типа личности имеют возбудимую, богатую, незрелую фантазию. При этом, их привязанности непрочны, поскольку в постоянстве есть доля рутины, и нарциссические мечты разбиваются о неприглядную действительность.
По наблюдениям Крепелина, люди этого склада могут лгать так художественно, мастерски, сами увлекаясь своей ложью, что почти забывают, что это ложь.
Одни лгут невинно, как дети, чувствуя себя актёрами в авторском спектакле, а другие хотят извлечь выгоду из своей лжи (к этой категории относятся аферисты).
Про ложь с целью наживы всё понятно. А если мотив не в наживе, тогда зачем мифоман это создаёт?
Таков, по-видимому, компенсаторный механизм его психики при непринятии себя и своей жизни такими, какие они есть, и тогда ложь выступает не только способом предстать перед другими значительным, поразить воображение, но и способом самоутешения.
Чем всё закончилось вы можете узнать, посмотрев сериал.
В очередной раз обратила внимание на то, как многим женщинам хочется верить в сказку, что появится рыцарь плаща и шпаги и изменит их жизнь к лучшему, как они готовы играть в предлагаемую игру, отключая критическое мышление. И да, у Ивонн был запрос именно на такие отношения. О возможных последствиях она даже не догадывалась.
А как вы думаете, для чего мифоману придуманные истории о себе и образ, который он создаёт на публику?