Найти в Дзене
Братья и сестры птицы

Птицы между наукой и фантазией: орнитология Улиссе Альдрованди

Почему вдруг я показываю вам такую седую древность? А это я готовлю презентацию про историю орнитологии и погружаюсь в тему с головой. Попутно и с читателями Дзена делюсь некоторыми открытиями — сегодня это иллюстрации в птиц в книге одного итальянского ученого. Улиссе Альдрованди (1522–1605) — итальянский учёный эпохи Возрождения, человек, который искренне хотел собрать всё знание о природе, доступное в его время. Он писал о растениях, животных, насекомых — и, конечно, о птицах. Его труд Ornithologia стал одной из первых больших книг, целиком посвящённых пернатым. Иллюстрации в этих книгах Альдрованди рисовал не сам. Над ними работали профессиональные гравёры, но именно он решал, каких птиц показывать, в каком виде и с какими подробностями. Для него рисунки были не украшением, а способом «показать» природу читателю — в эпоху, когда фотографии ещё не существовало. Самое интересное в его орнитологии — то, что рядом с вполне реальными птицами там встречаются и вымышленные или сомнительны

Почему вдруг я показываю вам такую седую древность? А это я готовлю презентацию про историю орнитологии и погружаюсь в тему с головой. Попутно и с читателями Дзена делюсь некоторыми открытиями — сегодня это иллюстрации в птиц в книге одного итальянского ученого.

Улиссе Альдрованди (1522–1605) — итальянский учёный эпохи Возрождения, человек, который искренне хотел собрать всё знание о природе, доступное в его время. Он писал о растениях, животных, насекомых — и, конечно, о птицах. Его труд Ornithologia стал одной из первых больших книг, целиком посвящённых пернатым.

Иллюстрации в этих книгах Альдрованди рисовал не сам. Над ними работали профессиональные гравёры, но именно он решал, каких птиц показывать, в каком виде и с какими подробностями. Для него рисунки были не украшением, а способом «показать» природу читателю — в эпоху, когда фотографии ещё не существовало.

-2

Самое интересное в его орнитологии — то, что рядом с вполне реальными птицами там встречаются и вымышленные или сомнительные. Альдрованди включал их не по ошибке. Он честно собирал всё, что считалось знаниями: рассказы путешественников, античные тексты, средневековые легенды. Если о какой-то птице писали уважаемые авторы прошлого — она попадала в книгу, даже если никто из современников её не видел.

-3

Поэтому в Ornithologia соседствуют лебеди, орлы и павлины — и птицы, которые сегодня кажутся фантастическими. Эти изображения хорошо показывают, как в XVI веке наука ещё не отделилась от мифа, а искусство помогало удержать и то, и другое в одном пространстве книги.

-4
Отсюда https://nevsepic.com.ua/
Отсюда https://nevsepic.com.ua/

Именно за это Альдрованди сегодня так интересен: его птицы — не только объекты природы, но и отражение человеческого воображения своей эпохи.

Отсюда https://nevsepic.com.ua/
Отсюда https://nevsepic.com.ua/
Отсюда https://nevsepic.com.ua/
Отсюда https://nevsepic.com.ua/
Отсюда https://nevsepic.com.ua/
Отсюда https://nevsepic.com.ua/

Иллюстрации в книгах Альдрованди изначально печатались как чёрно-белые гравюры. Цвет в них появлялся позже — некоторые экземпляры раскрашивали вручную, уже после печати. Поэтому сегодня мы видим и строгие чёрно-белые изображения, и яркие цветные версии одних и тех же птиц — это не разные рисунки, а разные копии конкретных книг.

Птицы
1138 интересуются