Найти в Дзене

Маркетплейсы обяжут устанавливать цены независимо от способа оплаты?

В конце ноября в новостных лентах появилось сообщение, что глава ЦБ Эльвира Набиуллина направила письмо министру экономического развития Максиму Решетникову. В письме говорится про необходимость запрета маркетплейсам устанавливать разные цены в зависимости от способа оплаты и не продавать на своих площадках продукты своих банков. Сейчас покупателям при оплате Оzon картой, платежами из WB банка, Яндекс Пэй доступны дополнительные скидки. Они могут достигать 10-12% от цены. По мнению главы ЦБ, недопустимо продавать товары по разным ценам. Эльвира Набиуллина хочет отрегулировать работу маркетплейсов и ввести единые цены для всех потребителей независимо от того, как он оплачивает. Также на сайтах маркетплейсов активно продвигаются продукты дочерних банков. Это тоже вызывает массу вопросов, а представители банков считают такую конкуренцию недобросовестной. Критику Набиуллиной поддерживает Герман Греф. Он тоже раскритиковал скидки, которые доступны, если пользуешься картами маркетплейсов. П
Оглавление

В конце ноября в новостных лентах появилось сообщение, что глава ЦБ Эльвира Набиуллина направила письмо министру экономического развития Максиму Решетникову. В письме говорится про необходимость запрета маркетплейсам устанавливать разные цены в зависимости от способа оплаты и не продавать на своих площадках продукты своих банков.

Завязка истории

Сейчас покупателям при оплате Оzon картой, платежами из WB банка, Яндекс Пэй доступны дополнительные скидки. Они могут достигать 10-12% от цены. По мнению главы ЦБ, недопустимо продавать товары по разным ценам. Эльвира Набиуллина хочет отрегулировать работу маркетплейсов и ввести единые цены для всех потребителей независимо от того, как он оплачивает. Также на сайтах маркетплейсов активно продвигаются продукты дочерних банков. Это тоже вызывает массу вопросов, а представители банков считают такую конкуренцию недобросовестной.

-2
-3

Критику Набиуллиной поддерживает Герман Греф. Он тоже раскритиковал скидки, которые доступны, если пользуешься картами маркетплейсов. По его словам, это нечестная конкуренция, ведь на цену не должен влиять способ оплаты. Греф считает, что «эти скидки вообще-то за наш с вами счет». По его мнению, из-за скидок маркетплейсы недоплатили 1,5 трлн рублей налоговых отчислений в 2025 году.

Инициативу Набиуллиной поддерживают представители различных банков, которые тоже хотят предоставлять скидки по своим картам и честно конкурировать за клиента. Но сейчас далеко не всегда могут это делать. Ведь собственные банки находятся в более выгодных условиях. Это обеспечивает им приток клиентов и капитала.

-4

По словам Эльвиры Набиуллиной, конкуренция должна быть честной и справедливой.

«То, что выглядит на поверхности как конфликт маркетплейсов и банков, это отражение изменения характера конкуренции, причем системное».

По ее словам, участники рынка и правительство обсуждают то, какой должна быть добросовестная справедливая конкуренция.

«Но в чем у меня позиция однозначно определилась: я считаю, что цена не должна быть разной в зависимости от того, какой способ оплаты выбирается»,

— заявила Эльвира Сахипзадовна. По ее мнению, при выборе товара для потребителя первостепенное значение имеет цена. А маркетплейсы пытаются манипулировать ценой через способы оплаты. При этом государству «очень тяжело отследить, чтобы не было злоупотреблений». Это нарушает конкурентную среду. Ведь потребитель, чтобы купить дешевле, вынужден пользоваться навязанными услугами: открывать карту, подключать кошелек и так далее. А должен быть выбор.

-5

Также главу ЦБ беспокоит тот факт, что даже если различные банки вступят в программу лояльности, то непонятно, как при оплате распределят тех, кто будет в первых строчках. Ведь это тоже создает определенные условия для манипуляций маркетплейсами.

«Придется идти шаг за шагом и создавать условия для добросовестной конкуренции для разных участников».

Начать предлагает с запрета использования разных цен в зависимости от того, какое средство платежа используется. Она подчеркнула что не против скидок от маркетплейсов, но это должно быть в едином формате. А не только по карте банка, который принадлежит платформе, но и по картам других банков.

Тема введения единых цен на маркетплейсах обсуждается и в Госдуме.

Как сообщает РИА Новости, в Минэкономразвития письмо Набиуллиной получили и оно сейчас в стадии проработки. Очевидно, что в ближайшее время что-то прояснится.

Тем временем, Татьяна Ким считает, что отмена скидок по WB банку может привести к разгону инфляции.

Как это отразилось на акциях Ozon и Яндекс?

-6

В конце ноября после новости о предложении ЦБ ограничить скидки, акции Ozon подешевели. Удешевление достигло 5,28 %, когда акции торговались по 3663 рублей. Для кого-то это была удачная точка входа.

В один из дней стоимость акции Ozon на Мосбирже в момент закрытия снизилась на 4,22% и стоила 3704 рублей. Сейчас акции снова подорожали. 9 декабря при закрытии Мосбиржи акция Ozon стоила 4067,5 рублей.

Несмотря на небольшое падение, к примеру, компания БКС присвоила акциям Оzon рейтинг 10 из 10. Оценивают как сильный актив и интересную акцию для покупки. Обвал акций Ozon не случился, лишь на 5% процентов просели . Хаоса не было, когда спешно избавлялись. Ситуация быстро стабилизировалась.

На акциях Яндекс ситуация практически никак не отразилось.

Для тех, кто хочет зарабатывать на бирже, предлагается курс 👉Грааль настоящего трейдинга. Если хочешь заняться активным трейдингом и готов взять на себя дополнительные риски, чтобы заработать неприлично много.

Александр, сотрудник пункта выдачи Ozon рассказывает:

-7

«Я думаю, речь идет не об отмене скидок при оплате по карте Ozon, а о введении некоторых ограничений. Понятно, что Ozon продвигает свои банковские продукты на своей площадке. Им это выгодно. Думаю, что они пойдут на сделку с участниками рынка и банковской сферы. Возможно, заключат какой-то договор. Это больше возмущены сторонние банки, через ЦБ они хотят защитить свои интересы.

Пункты выдачи этот спор не коснется вообще никак. Это не структурное подразделение Ozon, а малый бизнес. Наш оборот зависит от количества выкупленных заказов. Нам чем больше товаров привозят, тем лучше. Чем больше выкупают заказы, тем выше прибыль у пункта выдачи».

Как купить выгодно?

-8

Потребители активно приобретают товары на маркетплейсах, поскольку нередко там цены дешевле, чем в фирменных магазинах. Это просто и удобно, ведь не нужно никуда идти и даже не вставая с дивана можно многое приобрести. Согласно опросам, некоторые люди тратят в среднем по 3-4 часа в неделю на посещение сайтов маркетплейсов. Многим нравится сам процесс посещения «виртуальных магазинов» и они там зависают чаще, чем в соцсетях.  Если верить статистике, примерно раз в неделю каждый третий россиянин посещает пункты выдачи.

Все хотят приобрести товары по более низким ценам. Поэтому покупателям оплата такими способами дает дополнительные преимущества и выглядит привлекательнее.

Но есть и те, кого вводит в заблуждение такая программа лояльности от онлайн-площадок. Ведь изначально видишь одну цену, мозг это запоминает, а в итоге нужно платить больше на 7-12%, если нет карты Ozon или WB кошелька. То есть покупателя вынуждают пользоваться картами и кошельками.

Также благодаря дочерним банкам на маркетплейсах можно приобретать товары в кредит и рассрочку.

-9

Рассказывает подписчица Ольга: «Маркетплейсами пользуюсь давно. Но у меня нет ни кошелька, ни карты озон. Поэтому я, видимо, переплачиваю. На Яндексе почти ничего не покупаю, мне он не очень нравится, да и пунктов намного меньше. На Ozon покупаю в основном книги, чай, товары для животных. На WB одежду и обувь. В месяц на маркетплейсах трачу в среднем 15-20 тысяч рублей. Получается, что около 10% переплачиваю. Как-то обидно, если у меня карта СБЕР или ВТБ, то почему я должна платить за то же самое больше? К примеру, WB банком не оплачиваю, поскольку у меня возникли сложности, аккаунт оформлен на старый номер телефона».

Как выгодно купить на маркетплейсе:

-10

Чтобы сэкономить, нужно отслеживать скидки и акции, использовать кодовые слова и промокоды, сравнить предложения от разных магазинов. Также не лишним будет обсуждать со знакомыми скидки и акции.

У трех лидеров рынка WB, Оzon и Яндекс Маркет цены разные, по их карте дешевле. Но разные способы стимулирования покупателей.

Яндекс Маркет

Как отмечают покупатели, у одного человека, но в разных аккаунтах могут различаться цены и персональные предложения. Как правило, Яндекс предлагает воспользоваться кодовым словом при покупке от определенной суммы. К примеру, можно получить скидку 10% в корзине или 500 рублей. Баннер с кодовым словом обычно находится в аккаунте.

Оzon

Данный маркетплейс любит дарить баллы, которыми можно оплатить до 25% от цены товара. Баллы бывают нескольких  видов. Баллы Оzon начисляются при покупке некоторых товаров, это заранее видно. Второй вид баллов от продавцов на их ассортимент: при покупке, просто начисляют или в карточке некоторых магазинов можно получить баллы. Также дают баллы за отзывы на некоторые товары. На Ozon есть возможность приобретения товаров за 1 рубль, звезды копятся при оплате Ozon картой.

WB

На Wildberries нет баллов за отзывы. В течение дня цены могут меняться: многие пользователи любят отложить товар в избранное и ждать когда подешевеет. Также клуб WB дает определенные привилегии и больше выгоды: дополнительные скидки, розыгрыши призов, подарки  и многое другое.

Итог

-11

Пока данная ситуация выглядит, как спор банков между собой. В любом случае, к компромиссу придется прийти. Покупателям не стоит переживать: для них найдут какие-то способы альтернативные стимулирования и привилегии на своих платформах. Например, баллы за отзывы, купоны, промокоды и так далее. Хотя что-то из этого уже и есть. Но может не так выгодно как было. Понятно, что от таких решений страдает покупатель и хотят отобрать возможность покупать со скидкой. И по сути со скидкой цена адекватная, так как в ущерб никто не будет торговать.

Для онлайн-магазинов, естественно, выгодно, чтобы пользовались их продуктами. В спорах маркетплейсов и банков крайним может оказаться потребитель. На него могут переложить какие-то издержки. Ведь были времена, когда были платные возвраты, платные доставки, пакеты за деньги. Могут к этому вернуться.