Найти в Дзене
Елизавета Красная

Паломнический маршрут по Нижнему Новгороду на 1-2 дня

Нижний Новгород редко воспринимают как паломнический город и совершенно напрасно. Здесь духовная история не отделена от городской, монастыри и храмы буквально вписаны в рельеф, в торговые пути, в судьбы купцов, князей и простых горожан. Паломнический маршрут по Нижнему – отличная идея для путешествия на выходные. Ниже — рассказ о трех монастырях Нижнего Новгорода, которые принято считать одними из самых ранних и значимых в его истории. Считается одним из самых древних монастырей Нижнего Новгорода и напрямую связан с основанием города. Его закладка относится к 1221 году – тому же времени, когда князь Юрий Всеволодович, великий князь владимирский, основал Нижний Новгород как пограничную крепость Владимиро-Суздальской земли. Монастырь был освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Первые постройки были, разумеется, деревянными и неоднократно страдали от пожаров и разорений. В XIII–XIV веках монастырь пережил тяжелый период, связанный с монголо-татарским нашествием и последующими

Нижний Новгород редко воспринимают как паломнический город и совершенно напрасно. Здесь духовная история не отделена от городской, монастыри и храмы буквально вписаны в рельеф, в торговые пути, в судьбы купцов, князей и простых горожан. Паломнический маршрут по Нижнему – отличная идея для путешествия на выходные.

Ниже — рассказ о трех монастырях Нижнего Новгорода, которые принято считать одними из самых ранних и значимых в его истории.

Благовещенский мужской монастырь

Считается одним из самых древних монастырей Нижнего Новгорода и напрямую связан с основанием города. Его закладка относится к 1221 году – тому же времени, когда князь Юрий Всеволодович, великий князь владимирский, основал Нижний Новгород как пограничную крепость Владимиро-Суздальской земли.

Монастырь был освящен в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Первые постройки были, разумеется, деревянными и неоднократно страдали от пожаров и разорений.

В XIII–XIV веках монастырь пережил тяжелый период, связанный с монголо-татарским нашествием и последующими набегами. В летописях упоминается его разорение, после которого монастырская жизнь на время замирает. Возрождение начинается позже – уже в эпоху укрепления Московского государства.

-2

Каменное строительство в Благовещенском монастыре начинается в XVII веке. Тогда формируется ансамбль, который дошел до наших дней. Центральным сооружением становится Благовещенский собор, построенный в традициях русского храмового зодчества: строгий, монументальный, без излишней декоративности. Такая архитектура отражала древний монашеский идеал, сосредоточенность на молитве и аскезу.

-3

После закрытия в советский период монастырь, как и многие религиозные учреждения, был утрачен как духовный центр. Возрождение началось в конце XX века, и сегодня Благовещенский монастырь вновь действует, сохраняя статус одного из самых древних монастырей.

Основание еще одного древнейшего культового центра Нижнего Новгорода, Вознесенского Печерского мужского монастыря, относится к XIV веку и связан с именем преподобного Дионисия Печерского, монаха Киево-Печерской лавры, впоследствии архиепископа Суздальского и Нижегородского. Название «Печерский» связано с первыми кельями, устроенными в естественных пещерах и земляных углублениях – по образцу Киево-Печерской традиции. Это был монастырь строгого подвижничества.

-4

С самого начала Вознесенский Печерский монастырь стал важным духовным и интеллектуальным центром. Здесь велась активная книжная и летописная работа. С именем монастыря связывают создание одного из значимых памятников древнерусской письменности – Лаврентьевской летописи (1377), переписанной монахом Лаврентием по заказу князя Дмитрия Константиновича Суздальско-Нижегородского. Этот факт делает Печерский монастырь не только религиозным, но и культурным узлом общерусского значения.

-5

Строгановская церковь Нижнего Новгорода – это особый, почти парадный финал паломнического маршрута. Если монастыри говорят языком уединения и аскезы, то здесь вера выражена через архитектуру, цвет и декоративное изобилие. Это храм связан с именем одного из самых влиятельных купеческих родов России – Строгановых.

-6

Строительство церкви Рождества Пресвятой Богородицы, чаще называемой «Строгановской» церковью, началось в 1696г по инициативе Григория Дмитриевича Строганова, представителя знаменитого рода. И завершилось уже в начале XVIII века (освящение состоялось в 1719 году). Храм был возведен в нижней части города, недалеко от торговых путей и пристаней, что подчёркивало связь купеческого благочестия с экономической жизнью города.

Архитектурно церковь относится к так называемому строгановскому стилю – редкому направлению русского зодчества конца XVII – начала XVIII века. Этот стиль соединяет традиционную пятиглавую композицию с элементами московского барокко: сложный рельеф фасадов, резной белокаменный декор, насыщенная цветовая гамма, обилие деталей. Храм буквально читается как текст.

-7

Важно подчеркнуть: строгановские церкви не были приходскими в обычном смысле. Они создавались как родовые храмы, где архитектура становилась продолжением фамильной истории. В этом проявляется принципиально иной тип религиозности – не монашеский и не государственный, а купеческий, частный.

В паломническом маршруте Строгановская церковь становится важным смысловым акцентом, показывая, что вера в русском городе могла быть разной. И тихой, и уединенной, и созерцательной, но также яркой, демонстративной и встроенной в социальную и экономическую жизнь эпохи. Это завершение маршрута, в котором духовная история города раскрывается во всей своей многослойности.