В Музее Москвы открылась новая выставка «Зарисовки забытой Москвы», на ней собрали жанровые фотографии из музейных фондов, запечатлевшие жизнь города и горожан конца XIX — начала ХХ века. На снимках увидите прототипы современных фудкортов, «московскую Венецию» и быт горожан. Сокуратор выставки Денис Ромодин рассказывает об уникальных фотографиях выставки.
1-я Тверская-Ямская улица, вид от Триумфальной площади
Москва, фотография «Шерер, Набгольц и К°», 1887
На фотографии видны рельсы конки, двухэтажная застройка улицы, а также следы свежего благоустройства: в 1880-е годы вдоль многих улиц стали высаживать деревья, обновили озеленение скверов и бульваров. Здесь же запечатлели и новые телеграфно-телефонные столбы и опоры линии электропередачи.
Укладка трамвайных путей на Триумфальной площади и двухэтажный вагон конки, 1900-е
Строительство трамвайных линий в столице стало важным событием в конце XIX — начале ХХ века. Конно-железные дороги постепенно вытеснял электрический трамвай. Укладка новых путей, начавшаяся в 1897 году, на время превратила московские улицы в настоящее бедствие для извозчиков и пешеходов. В 1900-е их укладывали на Триумфальной площади, Тверской улице и Арбате.
К примеру, летом 1904 года московские газеты отмечали невысокие темпы укладки трамвайных путей на Тверской улице и жаловались на отсутствие фонарей и временных переходов через строящиеся пути. А перед строящимся зданием Ярославского вокзала была снята брусчатка, что вызывало неудобство у пассажиров. Трамвай пришел на смену медленной конке. Так, про конную железную дорогу на Лубянской площади москвичи шутили: «Конка, конка, догони цыпленка!»
Водовоз наполняет бочку из водоразборного павильона, 1900-е
Два одинаковых водоразборных павильона располагались на Калужской и Серпуховской площадях, к ним стремились водовозы со всего города. Сами павильоны были украшены львиными масками с водопроводными кранами, для удобства использования к ним приделывали шланги. Небогатые горожане вынуждены были носить воду сами.
Сухаревский рынок, 1900-е
В XIX веке по воскресным дням площадь по обе стороны Сухаревой башни превращалась в огромный многолюдный рынок, где продавали все что угодно, включая краденые вещи. С 1915 года на Сухаревке появились навесы-павильоны, а вдоль ограды Странноприимного дома — капитальные строения с лавками. Но в 1925 году рынок снесли, а на освободившемся месте разбили сквер. Снесена через пять лет была и сама Сухарева башня.
Извозчики на Воскресенской площади, 1902
Владимир Ворошнин
Ломовой извоз, который занимался перевозкой тяжелых грузов, получил распространение с середины XIX века. К 1895 году в Москве насчитывалось 15 882 извозчика-ломовика. Желающие заниматься извозом ежегодно в декабре «брали билет», уплачивая пошлину. Владельцу билета давали жестяные значки с номером. Они крепились на воротник у плеча или нагрудную часть кафтана, а также на козлы и саму повозку.
На извозчике, 1920-е
Городские извозчичьи дрожки назывались пролетными, и вскоре их название сократили до «пролетки». Городской транспорт России прошлых веков был в руках извозчиков, и делились они на дешевых «ванек», деревенских мужиков, и резвых и престижных «лихачей», которые работали на себя за более высокую плату.
В дореволюционной Москве «пролетки» были очень популярным и дешевым транспортом. Их второе рождение произошло во времена НЭПа, в 1920-е годы: в эксплуатации они обходились дешевле таксомоторов.
Торговля едой, конец XIX — начало XX века
Места, где продавали уличную еду, были отдаленно похожи на современные фудкорты, там для быстрого перекуса готовили пироги и калачи. Так как не у всех были деньги и время пойти в трактир, ремесленники, мастеровые полноценно ели на рынках — щи, кашу, гороховый кисель, тушеную картошку, требуху и запеченные в золе яйца.
Еду привозили в закутанных в тряпки глиняных чугунах, поставленных на маленькие тележки. Самым удивительным блюдом была «московская бульонка» — похлебка из овощных и мясных остатков, которые собирали по трактирным и ресторанным кухням. Порции для покупателей раскладывали в деревянные или глиняные миски.
Биржа труда на Хитровской площади, 1904–1905
Во второй половине XIX века на Хитровской площади появилась биржа труда для приехавших в город на заработки крестьян, сезонных рабочих и даже безработной интеллигенции. Для этих целей в 1880-е был построен металлический навес, который просуществовал почти 40 лет. Не нашедшие работу часто становились постоянными обитателями этого неблагополучного района.
Чистопрудный бульвар. Дети и няни, 1900–1915
Общественных детских площадок на бульварах, в парках и садах в то время не было. Как правило, все ограничивалось качелями в садах частных домовладений. Популярными местами для прогулок с детьми были московские бульвары. На фотографии дети играют с лопатками и ведрами в песке, которым посыпали дорожки и площадку.
Болотная площадь во время наводнения, 1908
Во время крупнейшего в XX веке московского наводнения, которое произошло в апреле 1908 года, Москва-река поднялась на 8,9 метра, и вода затопила около 16 квадратных километров города. Под воду ушли первые этажи зданий, весь остров в Садовниках и части Замоскворечья. В это время горожане брали лодки напрокат и катались по «московской Венеции» среди затопленных зданий, садов, площадей.