Найти в Дзене
Юридическая консультация

Банк потребовал с пенсионерки 200 тыс. руб. по несуществующему кредиту. Три суда сказали - пусть платит. Пенсия же есть

Пенсионерке с пенсией 15 тыс. руб. банк выставил долг более 200 тыс. руб. по кредиту, который она не брала. Деньги были оформлены через интернет-банк и сняты мошенниками. Как всё произошло. Весной 2020 года мошенники позвонили женщине, представившись сотрудниками банка, и сообщили о якобы поданных на её имя заявках на кредиты. Когда она заявила, что эти операции не совершала, злоумышленники попросили продиктовать коды из СМС якобы для отмены заявок. Пенсионерка доверилась и назвала коды. На основании этих кодов банк дистанционно оформил договор страхования и открыл кредитный счёт более чем на 200 тыс. руб. под почти 19% годовых. Деньги были оперативно переведены мошенниками на чужие счета. В начале пострадавшая обратилась в банк, но ей там заявили, что долг придётся вернуть. С пенсии. Тогда пожилая женщина подала иск о признании кредитного договора недействительным. Суд первой инстанции, апелляция и кассация последовательно отказали, указав, что клиент не должен передавать третьим л

Пенсионерке с пенсией 15 тыс. руб. банк выставил долг более 200 тыс. руб. по кредиту, который она не брала. Деньги были оформлены через интернет-банк и сняты мошенниками.

Как всё произошло. Весной 2020 года мошенники позвонили женщине, представившись сотрудниками банка, и сообщили о якобы поданных на её имя заявках на кредиты. Когда она заявила, что эти операции не совершала, злоумышленники попросили продиктовать коды из СМС якобы для отмены заявок. Пенсионерка доверилась и назвала коды.

На основании этих кодов банк дистанционно оформил договор страхования и открыл кредитный счёт более чем на 200 тыс. руб. под почти 19% годовых.

Деньги были оперативно переведены мошенниками на чужие счета. В начале пострадавшая обратилась в банк, но ей там заявили, что долг придётся вернуть. С пенсии.

Тогда пожилая женщина подала иск о признании кредитного договора недействительным. Суд первой инстанции, апелляция и кассация последовательно отказали, указав, что клиент не должен передавать третьим лицам СМС-коды. По словам истицы, судьи говорили ей, что «долг придётся отдавать с пенсии, Вы сами в этом виноваты».

И тогда пострадавшая гражданка обратилась в Верховный суд РФ. И более профессиональные судьи Верховного суда (дело № 5-КГ22-121-К2) удовлетворил жалобу и отметили, что оформление и перевод средств проводились банком лишь на основании четырёхзначных СМС-кодов, при этом текст сообщений мог быть в латинице или транслите, а фактической подписи клиента под договором не было. Суд указал, что договор фактически не заключался, и отправил дело на новое рассмотрение, отменив решения нижестоящих судов. Отправил тем же судьям, что изначально не пожалели пенсионерку.

А вот при новом рассмотрении Савёловский районный суд г. Москвы (дело № 02-0453/2024) полностью удовлетворил требования женщины: кредитный договор признан недействительным, с банка взыскана компенсация морального вреда в размере 25 тыс. руб., а сама пенсионерка освобождена от обязательств по займу. А куда было деваться судье - с вынестоящими и более компетентными судьями ведь не поспоришь!

История вызывает вопрос - почему изначально суды не пришли к такому вполне разумному выводу, и почему пенсионерке пришлось добиваться справедливости столько времени.