Испания, как и вся остальная Европа, отчаянно нуждалась в товарах из Азии, и Изабелла I (королева Кастилии) должна была бы с большим энтузиазмом отнестись к проекту Колумба, особенно учитывая поражение в морском сражении при Генуе от Португальского флота, по результатам которого был подписан Алкасовашский договор, закрепляющий за Португалией исключительные права на плавание, завоевания и торговлю в Атлантическом океане южнее Канарских островов.
Фактически это значило, что с 1474 года испанские корабли не смели плавать по единственному известному на тот момент маршруту в Азию вдоль берегов Африки, и следовательно Испания лишалась возможности закупать так ценимые в то время шелк и специи на Востоке. Говоря сегодняшним языком, Испания становилась аутсайдером международной торговли.
Однако проект Колумба был дважды (в 1486 и в 1491 году) отвергнут под разными предлогами.
На самом деле, причина была одна и называется она Реконкиста - праведная война по освобождению испанских земель от неверных. Только с захватом испанцами Гранады 2 января 1492 года прекратил существование Гранадский эмират, а вместе с ним арабское присутствия на Иберийском полуострове и конец Реконкисты. После этой победы объединение всё ещё во многом автономных христианских королевств двух супругов – Изабеллы и Фердинанда II Арагонского, стали называть Испанией.
А уже 31 марта 1492 года Изабелла вместе с мужем издала Альгамбрский эдикт, также известный как Гранадский эдикт (исп. Edicto de Granada) или Эдикт об изгнании, который предписывал всем евреям Испании в трёхмесячный срок либо креститься, либо покинуть пределы страны, а оставшиеся после этого срока объявлялись вне закона.
К чему такая спешка, особенно учитывая то, что среди арабов и евреев было много обеспеченных торговцев и их отъезд мог существенно подорвать экономику полуострова?
Ответ прост:
Весь христианский мир ждал в 1492 году Конца Света.
Ни о какой торговле после Страшного Суда думать не приходилось. Вопросы веры Изабелла, как и большинство христианских правителей, ставила выше экономических интересов.
Изабеллу вместе с Фердинандом в их спешке с Реконкистой и Эдиктом об изгнании можно понять. Кто не без греха, но, наверняка, почти каждую ночь им виделось в кошмарах наступление Судного Дня, и как они выходят встречать спускающегося с небес Христа. Он осматривает вверенные христианским королям земли, а тут такой беспорядок: мало того, что по христианским улицам арабы разгуливают, так ещё и полным-полно некрещенных евреев.
Как пережить такой стыд и позор?
В срок евреев выселить не удалось, и окончательный срок был продлён до полуночи 2 августа 1492 года. На следующее утро Христофор Колумб (итал. Cristoforo Colombo, исп. Cristobal Colon, лат. Christophorus Columbus) вывел корабли из гавани испанского города Палос-де-ла-Фронтера.
Ещё одна важная деталь. 7000 лет от сотворения мира заканчивались не 31 декабря, как сейчас. В Испании начали считать началом года 1 января лишь с 1556 года (по юлианскому календарю), а до этого новый год наступал, как почти во всех христианских державах, 1 сентября (по византийскому календарю). Так что до конца времен счёт шел уже практически на дни, и экспедиция отплыла буквально накануне ожидаемого всем христианским миром Страшного Суда. Если быть точным, то за 29 дней.
Согласно легенде, Изабелла изменила своё отношение к проекту Колумба только после того, как до неё дошло, что с открытием нового морского пути можно нанести удар в тыл Османской Империи, и в перспективе освободить Палестину, утерянную во времена Крестовых походов.
Идея освобождения Гроба Господня будто бы настолько захватила сердце Изабеллы, что она решила не давать этого шанса ни Португалии, ни Франции, которые также были посвящены в планы Колумба, воскликнув: «Я заложу свои драгоценности!»
Во-первых, никаких драгоценностей она в итоге не заложила. Более того в подписанном 17 апреля 1492 года документе Колумбу лишь жаловался дворянский титул и, в случае удачи, обещан титул Адмирала Мирового Океана и вице-короля всех земель, которые откроет, но деньги на снаряжение экспедиции Колумбу предстоит искать самостоятельно: восьмую часть расходов должен нести сам Колумб, у которого вообще не было ни гроша; а остальное как-то собрать за счёт недополученных налоговых платежей Кастильской короне.
Во-вторых, планировать освобождение Гроба Господня накануне того, как сам Христос спустится на землю – это нонсенс. Можно считать тогдашних правителей наивными, но предполагать, что Изабелла не способна понимать простейших вещей в вопросах веры — это уже перебор.
Скорее всего эта идея с ударом с Востока зародилась у Изабеллы уже после триумфального возвращения Колумба из первой экспедиции, когда нужно было искать финансирование на вторую экспедицию, в которую отправлялось уже не три корабля и сотня человек, а целая флотилия из 17 судов и по разным оценкам более двух тысяч экипажа. Но об этом лучше спросить у более информированных историков.
Так кто же финансировал экспедицию?
Изабелла не дала ни песо, Фердинанд – тоже. Известно, что Мартин Алонсо Пинсон (исп. Martín Alonso Pinzón; 1441 — 1493 гг.) — испанский судовладелец, предоставил один из кораблей — «Пинту», который он снарядил за свой счёт; денег на второй корабль «Нинью», капитаном которого был его родной брат, он дал Христофору Колумбу в долг, чтобы тот мог сделать свой вклад по договору.
Остальные деньги, под поручительство того же Пинсона, выдали в зачёт своих налоговых платежей короне марраны (крещёные евреи), которых представляли в этой сделке раввин и королевский казначей Авраам Сениор (Коронель) и его зять Майера Меломед.
Не знаю, какие мотивы были у марранов, кроме желания спать спокойно после того, как заплатили налоги, но вся последующая недолгая судьба Пинсона показывает, как ему отчаянно хотелось занять в истории место Колумба.
Неудачная попытка Алонсо Пинсона опередить Колумба.
На обратном пути близ Азорских островов Пинсон оторвался от экспедиции и устремился в Испанию, надеясь первым предстать перед Изабеллой и Фердинандом. Опередить Колумба ему помешал ураган. 15 марта 1493 года корабль Колумба «Нинья» встречали в Палосе, а корабль Пинсона «Пинта» опоздал буквально на несколько часов. В аудиенции Пинсону отказали, а спустя несколько месяцев он скоропостижно скончался.
Выходит, если бы не ураган, то Колумб мог бы прийти в Испанию вторым и не исключено, что все лавры тогда достались Мартину Алонсо Пинсону. Будь фортуна на его стороне и он первым попал на аудиенцию королевы, то его версия событий могла быть воспринята за истину, и уже Колумба не пустили бы на порог.
В любом случае, Америку открыли на деньги давно забытого судовладельца обуреваемого настолько сильным чувством собственного достоинства, что унижение этого достоинства свела мужчину в рассвете сил в могилу.
Долгие годы Колумбу отказывали короли, герцоги и купцы. Без помощи Пинсона, возможно, он так никогда бы и не смог отправится в путь. Даже Изабелла, вопреки легенде, не помогла деньгами, а налоги могли быть никогда и не собраны, поскольку марраны до этого успешно уходили от их оплаты и выдали эти деньги на экспедицию Колумба лишь под поручительство Пинсона, а не Изабеллы.
По сути, Мартин Алонсо Пинсон подталкиваемый собственными амбициями, способствовал открытию Нового Света и старту колониальной политики Европы, позволившей ей так обогатится, чтобы на рубеже ХХ века захватить практически весь мир, за исключением России.
Вряд ли кто-то будет спорить, что открытие Америки изменило историю. Движущей силой этого исторического события был давно забытый Мартин Алонсо Пинсон.
Если подумать, этому человеку должны были бы ставить статуи на всех центральный площадях в Старом и Новом Свете, поскольку из его личного кармана было оплачено общее благо многих последующих поколений европейцев далеко за пределами его родной Испании.
А на этом на сегодня всё. Благодарю, что удалось дочитать.
Смело оставляйте комментарии. Автор хорошо относится к заслуженной критике, еще лучше к незаслуженной похвале.
Читайте еще на канале: