- Смысл диска Гора
По «Египетской «Книге мертвых»
ЗАКЛИНАНИЯ
Судьи в Гелиополе. Заклинания слова умершего
III
Славься, бог Тот, кто сделал слово Осириса истинным против его врагов, сделай же ты и слово умершего (Осириса Ани) истинным против его недругов, вместе с великими вождями-татау, которые в божественной созидательной энергии Сехмет, в ночь «вещей ночи» в Сахми. Теперь, великие вожди-татау, которые в Сахме, — это Хру-ханти-ан-арити (Гор, первый над богами арит?) и бог Тот, который вместе с вождями-татау Нерутефа. Теперь «вещи ночного празднества» означает проростки на саркофаге Осириса.
IV
Славься, бог Тот, который сделал слово Осириса истинным против его недругов. Сделай же ты и слово умершего (Осириса, писаря Ани) истинным против его врагов, вместе с великими вождями-татау, которые суть в двойном городе (Пе-Депт) Буто, в ночь подъёма «Сенти» Гора и введение его в наследство владениями его отца Осириса. Теперь великие вожди-татау, которые в месте Депт, суть Гор, Исида, Имеет и Хапи. Теперь «воздвижение Сенти Гора» имеет отношение к словам, которые Сет произнес к своим последователям, говоря: «Установите Сенти».
V
Славься, бог Тот, который сделал слово Осириса истинным против его недругов. Сделай же ты и слово умершего (Осириса, писаря Ани) истинным, с миром, против его врагов. Вместе с великими вождями-татау, которые суть в землях Тауи-Рахти, в ночь, когда Исида покрыла (Осириса) и бодрствовала, чтобы оплакивать своего брата Осириса. Теперь великие вожди-татау, которые в Тауи-Рахти, суть Исида, Гор, Каста (Имcет), Анубис и Тот.
VI
Славься, бог Тот, который сделал слово Осириса истинным против его недругов, сделай же ты и слово умершего (Осириса, писаря Ани) истинным, с миром, против его врагов, вместе с великими вождями-татау, которые суть в Абидосе, в ночь бога Хакра, когда мертвые разделены, и духи осуждены, и когда процессия имеет место в Тините. Теперь великие вожди-татау, которые в Абидосе, суть Осирис, Исида и Упуат.
VII
Славься, бог Тот, который сделал слово Осириса истинным против его врагов, сделай же и слово умершего (Осириса, писаря и податного чиновника священных жертвоприношений, которые совершаются для всех богов, Ани) истинным против его врагов, вместе с вождями-татау, которые осматривают умерших в ночь совершения осмотра тех, кого надлежит уничтожить. Теперь великие вожди-татау, которые присутствуют при осмотре мертвых, суть Тот, Осирис, Анубис и Астес. Теперь осмотр (или подсчёт) тех, кого следует уничтожить, означает заключение в темницу тех из душ, что у сыновей мятежа.
VIII
Славься, бог Тот, который сделал слово Осириса истинным против его врагов, сделай же и слово умершего (Осириса, писаря Ани) истинным против его врагов, вместе с великими вождями-татау, которые присутствуют при копании земли и смешивании её с их кровью и делания слова Осириса истинным против его недругов. Относительно вождей-тата у, которые присутствуют при копании земли в Бусирисе: когда изверги Самайу бога Сета пришли туда, превратившись в животных, эти вожди-татау перерезали их в присутствии богов, которые были там, и они взяли их кровь и отнесли её к ним. Эти вещи были разрешены при испытании злых людей теми богами, которые обитали в Бусирисе.
Представление умершего богам. Хвалы и прославления
XV
Я, Осирис (писарь Ани), чье слово правдиво, заполнил для тебя Уто (Око Ра или Око Гора), когда оно подверглось уничтожению в день битвы Двух Бойцов.
Что это за битва?
Это была битва, которая имела место в день, когда Гор сразился с Сетом, в течение которой Сет бросил грязь в лицо Гора, а Гор раздавил мудья Сета. Наполнение глазницы (уду) Тот совершил своими собственными пальцами.
XVI
Я удаляю грозовое облако с неба, когда случается гроза с громом и молнией там (в небе).
Что это?
Эта гроза была неистовством Ра на грозовое облако, которое Сет выслал против Правого Ока Ра (Солнца).
Тот удалил то грозовое облако с Ока Ра и вернул Око его владельцу живым, здоровым, целым и невредимым и без какого бы то ни было ущерба на нём. Другие, впрочем, говорят, что грозовое облако было вызвано болезнью Ока Ра, которое плакало о своём товарище (Око-Луна); в этот момент Тот очистил (промыл) Правое Око Ра.
XXI
Я есмь Кот, который сразился близ дерева сикоморы в Гелиополе в ту ночь, когда были сокрушены враи Неб-эр-Тер.
Кто этот кот?
Этот кот-самец — сам бог Ра, и он был назван «May» из-за речи бога Сиа, который сказал относительно него: «Он подобен (мау) тому, что он сделал»; с тех пор имя Ра стало May. Другие, однако, говорят, что кот-самец — это бог Шу, который передал владения Геба Осирису.
Относительно битвы, которая имела место близ сикоморы в Гелиополе (эти слова имеют отсылку к убийству резне), детей восстания, когда праведное воздаяние было отмерено им за зло, которое они сотворили.
Относительно слов «ночная битва»: эти слова отсылают к завоеванию восточной части небес «детьми мятежа», откуда и произошла великая битва в небесах и на всей земле.
XXII
О, ты, кто в своем яйце (т. е. Ра), кто показывает из своего диска, кто поднимает на свой небосклон и сияет золотыми лучами в высотах небес, подобного которому нет ни одного среди богов, кто проплывает над пилонами бога Шу, кто посылает во все стороны языки пламени из твоих уст, кто освещает Обе Земли своим сиянием и блеском, избавь ты покойного (здесь: Небсени, господин присяги Осирису), от бога, лишенного зрения, и чьи брови подобны двум коромыслам Весов в ночь, когда выносятся приговоры загробного суда.
Кто этот незрячий бог?
Это Анаф, тот, кто подает свою руку.
Относительно незрячего бога некоторые говорят, что он Апоп, когда он поднимается с пером богини Маат на голове. Другие говорят, что это Гор, когда он поднимается о двух головах, из которых одна несет перо Маат, а другая — знак зла. Он воздает злом тому, кто творит злое, и правду с истиной тому, кто следует праведности и истине.
Другие говорят, что он Аруэрис (Гор-уэр), который обитает в Летополе.
Относительно слов «ночь, когда выносятся приговоры загробного суда», это — ночь сжигания обреченных, и бросания злыдней на плаху, и резня душ.
XXIII
Кто это, истребитель душ? Это Шасму, десятник Осириса.
XXIV
Избавь же ты покойного (писаря Небсени), чье слово истинно, от стражей, которые носят смертоубийственные ножи, которые обладают жестокими пальцами и которые перерезали бы всех, кто суть в последователях Осириса. Да не овладеют мной никогда те стражи, и да не попаду я никогда под их ножи!
Кто эти стражи?
Они Анубис и Гор, последний, будучи в образе Гора, лишенного зрения.
Другие, однако, говорят, что они владетельные князья Осириса, которые сводят на нет орудование их ножами. А другие говорят, что они суть вожди из палаты Шениу.
XXV
Да не одолеют меня никогда их ножи. Да не попаду я никогда под те ножи, где бы они ни причиняли жестокие пытки.
Ибо я знаю их имена, и я знаю существо, Матет, которое среди них в доме Осириса. Он выстреливает лучами света из его глаз, оставаясь сам по себе невидимым, и он обходит по кругу небеса, одетый в языки пламени, которые выходят из его уст, повелевая богом Хапи, но оставаясь сам по себе невидимым.
Да буду я силен на земле перед Ра, да прибуду я безопасно на прием к Осирису. О, вы, кто восседает над своими алтарями, пусть не будет нехватки в ваших приношениях мне, ибо я один из тех, кто следует за Неб-эртером, согласно писаниям Хепера (мудрец, которому приписывались поучения).
Гор сущий в Осирисе
Как мы помним, Око Гора было вырвано Сетом, и в результате суда оно было возвращено Гору. Причем Око Гора – это Уджат, явление Гора - сердца Птаха. В некоторых речениях Текстов пирамид оно проявляет даже самостоятельность (Pyr 594): когда было произнесено решение суда богов, тогда Око Уджат выпрыгнуло из рук Сета и упало на берег извилистой реки, дабы защитить себя от Сета. И там его находит Тхот и возвращает Гору. В других вариантах Тхот непосредственно это Око передает Гору. Есть еще мнение, что Око – это то же самое, что семя Гора, которое вышло из головы Сета неким золотым диском или золотым сиянием. Это одна и та же сущность – сущность творящей силы.
Уджат
Око дается Осирису, и после этого Осирис оживает. Осирис изображается как Око на престоле – это то самое Око, которое дает Гор. Значит, Осирис – не что иное, как образ разрушенной смертью и восстановленной жизни. В этом его единственная суть. Это возведенная вновь на престол жизнь – жизнь разрушенная и восстановленная. Поэтому для египтян важнейшая формула – это «Гор, сущий в Осирисе» (Гор-ими-Усир).
Гор, сущий в Осирисе, воскрешает Осириса. Характерно, что Осирис воскрешается Гором. Если Иисус воскрес сам, то Осирис воскрешается своим сыном Гором. И страдательный залог всегда подчеркивается. Жертвоприношения совершаются в пригробничном заупокойном храме, где находится изображение умершего и имя умершего. Когда египетский священник подходит к изображению умершего, он говорит: «О, Осирис имярек! Я пришел в поисках тебя! Я – Гор. Тебя ради касаюсь я уст твоих. Я, возлюбленный сын, для тебя отверзаю я уста твои». И далее символически открыв уста статуи, священник приносит любую жертву (рис.13-14 – отверзание уст).
Изображения планет в контексте «звездных таблиц» имеются на потолках многих гробниц царей и вельмож, на потолках заупокойных храмов. Зодиаки из птолемеевских храмов - Хатхор в Дендере, Хнума в Эсне, Мина в Коптосе, а также некоторые другие сохранили интересные планетарные тексты и изображения.
Себа реси эн пет - “Южная звезда неба” (Юпитер) почиталась как - “Хор-Тайна-Обеих-Земель-Спутник-Неба” или “Хор-Освещающий-Обе-Земли” и изображалась в виде человека с головой сокола, увенчанного звездой и стоящего в золотой ладье.
Себа иабти джа пет - “Восточная звезда, пересекающая небо” (Сатурн) именовалась также “Хор-Бык-Небес” и изображалась также как Себа реси эн пет или в виде человека с головой быка, держащего скипетр уас, символизировавший верховную власть.
Хор джесер - “Красный Хор” (Марс) имел эпитет “плывущий спиной вперед”, изображался в виде сокола с распростертыми крыльями, змеиной шеей и тремя змеиными головами; иногда в образе сокола в хеджет - белой короне Верхнего Египта.
Уджат, также око Гора или глаз Гора
Уаджет с богинями Нехбет и Уаджит
Да буду я летать, как ястреб, гоготать, как гусь, всегда лежать, как змея-богиня Нхаб-Ку.
Кто те, которые восседают над алтарями?
Те, кто восседает над алтарями, суть подобие Ока Ра и подобие Ока Гора.
Как звезды дети Гора
Дети Гора
Анубис отправил сыновей Гора, охранять Осириса и сопровождать его на Небеса. Четыре божества, превратившись в звезды, вознеслись на небо неся с собой погибшего Осириса. Они достигли владений самой Нут – богини неба. И стали называться – пребывающими под северным бедром неба. Их расположение находится рядом с Большой Медведицей. И не случайно. С ней связан сам Сет. Четыре сына Гора, находясь рядом с Большой Медведицей, выполняют роль защитников от зла, которое может причинить Сет. Несмотря на это, сыновья Гора также являются воинами, которые сражаются с Апопом и защищают Ра. Делают они это, совместно с Сетом.
XXVI
О, Ра-Атум, ты владыка Великого Дома Гелиополя, ты самодержец (жизнь, сила, здоровье да будут тебе) среди богов! Избавь покойного (писаря Небсени), чье
слово правдиво, от бога, чей лик подобен тому, что у се-рого пса, чьи брови подобны людским, кто кормится умершим, кто поджидает у изгиба Озера Огня, кто пожирает тела мертвых, и проглатывает сердца, и кто испражняется нечистотами, но кто сам по себе остается невидимым.
Кто этот бог с ликом серого пса?
Его имя «Извечный Пожиратель», и он обитает во владениях Огня у озера Унт.
Относительно владений Огня, то это тот Аат, который находится в Наарутефе, и неподалеку от палат Шениу. Грешник, который проходит через это место, падает вниз среди ножей Стражей.
Другие, однако, говорят, что это имя бога Матес и что он присматривает за вратами Запада;
другие говорят, что его имя Бабаи и что он сторожит у изгиба потока Запада, и еще другие говорят, что его имя Харисапаф.
XXVII
Приветствую тебя, владыка Ужаса, Вождь земель Севера и Юга, ты Господин Пустыни, который поистине хранит плаху кровопролития и который питается внутренностями людей!
Кто этот Владыка Ужаса?
Это Страж Изгиба потока Запада (Аменте).
XXVIII
Кто этот Страж?
Это сердце Осириса, которое и есть пожиратель всех павших от резни.
XXIX
Венец Уррт был дан ему, с довольством сердца, как Владыке города Хнес (Гераклеополя).
Кто это?
Он, кому была дана корона Уррт с довольством сердца как Владыке Хнеса,- Осирис. Его умоляли править среди богов в день единения земли с землей в присутствии Владыки Эртера.
XXX
Кто это?
Тот, кого просили править богами, есть Харсиес — Гор, сын Исиды, который был назначен править в пространстве его отца Осириса.
Что касается слов «день единения земли с землей», то они намекают на единение земли с землей в саркофаге Осириса, Душа, что живет в Хнесе, податель мяса (пищи) и питья, сокрушителя (всего) дурного и проводника к постоянным путям.
XXXI
Кто это?
Это — сам бог Ра.
XXXII
Ты избавь покойного (Осириса, писаря Ани), чье слово правдиво, от великого бога, который уносит прочь души, кто поедает сердца, кто кормится потрохами (отбросами), кто подстерегает в темноте, кто обитает в ладье Сокара. Те, кто живет в грехе, боятся его.
Кто это?
Это Сет, но другие говорят, что это Самамур, душа (Ба) бога Геба. Сокар или Птах-Сокар-Осирис и есть Ба Геба или Ба (астральная душа) и Сах (душа-тело) Осириса.
XXXIII
Славься, Хапр, в твоей ладье, две дружины богов в твоем теле. Ты избави покойного Осириса (писаря Ани), чье слово правдиво, от стражей, которые выносят приговор загробного суда, которые были назначены богом Нибартаром для защиты его, и закреплять ножные оковы на его врагах, и которые резней проливают кровь в комнатах пыток.
Невозможно избежать их пальцев. Пусть никогда они не нанесут мне ударов своими ножами, да не попаду я никогда беспомощным в их комнаты пыток.
Я никогда не делал вещей, которые ненавистны богам. Я есмь тот, кто чист в комнате Ночи (Мескете). И пироги с шафраном принесены ему в Танне.
Кто это?
Это Хапра в его ладье; это сам Ра.
Относительно стражей, которые выносят приговоры загробного суда, они суть Апис, Исида и Нефтида.
Относительно вещей, которые ненавистны богам: это деяния обмана и лжи. Тот, кто проходит через место очищения с комнатой Ночи,- это Анубис, который тверд металлическим ларем, который содержит внутренние части Осириса.
Тот, кому принесены пироги с шафраном в Танне,- это Осирис.
Другие, однако, говорят, что пироги с шафраном в Танне символизируют небеса и землю, а другие говорят, что они представляют бога Шу, вседержителя Двух Земель в Хнесе (Гераклеополе); другие, впрочем, говорят, что они (пироги) представляют Око Гора и что Танна — это место погребения Осириса.
XXXIV
Атум (Атем) построил твой дом, и двойной Львиный бог положил основания твоего обиталища. Внимай! снадобья принесены. Гор очищает Сета, и Сет обретает силу, Сет очищает (Гора), и Гор обретает силы.
Покойный (Осирис, писарь Ани), чье слово правди-во перед Осирисом, пришел в эту землю, и он вступил во владение там, став на обе ноги. Он Атум, и он в городе.
Повернись обратно, о Реху, чьи уста сияют, чья глава движется, ты повернись назад перед его силой.
Отвернись от того, кто подстерегает, а сам остается невидимым. Пусть покойный (Осирис Ани) будет безопасно охраняем. Он — Исида, и он обретается покрытым ее волосами; волосы развеялись нал его бровью.
Он был зачат Исидой и порожден Нефтидой, и они отрезали от него вещи, которые должны были быть отрезанными от него.
Страх следует за тобой, ужас достигает твоих рамен.
Ты был объят руками на миллионы лет; смертные обходят вокруг тебя. Ты наносишь сокрушительные удары посредникам твоих врагов, и ты держишь руки власти Тьмы.
Твои две сестры даны тебе для твоего восхищения. Ты сотворил то, что есть в Хар-Аха, и то, что есть в Ге-лиополе. Всякий бог боится тебя, ибо ты исключительно велик и ужасен.
Ты отмщаешь за каждого бога человеку, который поругал его, и ты пускаешь стрелы в него. Ты живешь согласно твоей воле. Ты Уто, Госпожа Пламени, злая участь постигает тех, кто настраивается против тебя.
Что это?
Сокровенный образ, данный от Мнху,- это имя могилы.
Тот, кто видит, что есть на его ладони (руке),- это имя Крау, или, как другие говорят, это имя плахи.
Ныне, «он, чьи уста сияют и чья голова движется» — это фаллос Осириса, но другие говорят, что это фаллос бога Ра.
«Ты распускаешь твои волосы, и Я стряхиваю их над его бровью» сказано относительно Исиды, которая прячется в своих волосах и собирает их вокруг себя.
Уто, Госпожа Пламени,- это Око Ра.
Источник: « Древнеегипетская книга мертвых. Слово устремленного к Свету»
Итак, по «Египетской «Книге мертвых» диск Гора – это наш двуглавый орёл, но с коронами Верхнего и Нижнего Египта.
Чем же является сам диск Гора? Вот фото, которое всё объясняет.
В центре диска Гора – Гарпократ. Вот краткая информация о молодом Горе.
Гарпократ с дубинкой Геракла
27 декабря 2022
Гарпократ, или " Гор-дитя", сын Исиды и Осириса, изображался в виде пухлого малыша с указательным пальцем, тянущимся к его маленькому рту. Бог обычно изображается в виде маленького мальчика, прижимающего палец к губам: древнеегипетский жест, символизирующий детство.
Греки, видевшие это, подумали, что жест означал молчание о Священных Тайнах.
vk.com/@873590866-smysl-diska-gora